31 июля на сайте портала «Свободная пресса» была размещена статья, в которой речь шла о деятельности Марии Поповой, служившей в годы гражданской войны в дивизии В.И. Чапаева. Публикуем её полностью.
Исполняется 120 лет со дня рождения девушки, чье имя стало легендой. Однако, долгое время не было однозначного мнения на счет того, чей образ послужил прототипом героини известной киноленты про командира прославленной дивизии Василия Ивановича Чапаева.
Находчивая санитарка
Имя экранному персонажу было выбрано не случайно. Консультантом картины выступилаАнна Стешенко, вдова революционера и писателя Дмитрия Фурманова. В честь нее и назвали в фильме прославленную девушку-красноармейку, роль которой была замечательно исполнена актрисой Варварой Мясниковой. А вот сам образ был взят с девушки по имени Мария Попова (в девичестве Головина), которая реально воевала у Чапаева. Именно ее воспоминания о событиях времен Гражданской войны и были взяты за основу многих эпизодов в ходе создания фильма.
Однако сама Мария пулеметчицей была только однажды и то не по собственной воле. Сначала девушка выполняла в дивизии обязанности санитарки. Она была расторопной и находчивой. В результате военных действий аптека была разрушена, медикаментов не оставалось. Мария вышла из этой ситуации весьма оригинальным способом. В разгромленном здании аптеки она нашла пару пакетов с обычной содой, расфасовала ее маленькими порциями в бумажные свертки и на каждом сделала надписи-назначения. Раненые принимали эти порошки, как лекарства, и у многих даже проходили боли. Эта предприимчивость Марии вскоре очень повысила ее авторитет среди пациентов. Раненые даже высказывали жалобы Чапаеву на доктора, который, по их словам, не лечил их как надо. Машкины же порошки помогали им куда лучше.
В боевой практике Марии был такой эпизод, когда необходимость заставила ее открыть по врагу пулеметную очередь. Шел бой. Девушка, как всегда поднесла бойцам ленты с патронами. И тут пулеметчик, который был ранен в руку, скомандовал Марии лечь и стрелять. Молодая девушка никогда не державшая пулемета и другого оружия в руках, растерялась. Но приказ был под страхом смерти. Боец, который сунул ей в лицо наган, понимал, что если он не предпримет радикальных действий и не припугнет Попову, девица струхнет, и бой им будет проигран. Марии ничего не оставалось делать, как выполнять приказ. Она легла, нажала на курок и держала что есть силы. Раненый красноармеец второй рукой, которая у него была невредима, водил пулемет. Так Мария получила боевое крещение.
Награда от Чапаева
За проявленную самоотверженность в этом бою комдив вручил Марии памятные часы. Как раз этот боевой подвиг девушки был внесен в сценарий фильма, хотя в самом произведении Фурманова образа этой героини нет. Но режиссеры Васильевы посчитали этот персонаж очень колоритным дополнением к фильму. На основе воспоминаний самой Марии и ее товарищей по оружию и были воссозданы на экране события тех военных лет и придуман собирательный образ Анки-пулеметчицы.
Пилотный проект (как сейчас бы сказали) картины была показана вождю. У Сталинаостались от просмотра самые восторженные чувства, которыми он поспешил поделиться с теми, кто участвовал в создании киноленты. Режиссеров позвали в зал из приемной, где они ожидали, что же скажет товарищ Сталин об их работе. Васильевы очень волновались, ведь от решения вождя зависела не только дальнейшая судьба картины, но и их собственная. Но их сомнения вскоре сменились радостью от услышанных от Сталина комплиментов в их адрес. Вождю понравился фильм, игра актеров, особенно Иосифа Виссарионовича впечатлила исполнительница роли Анки — Варвара Мясникова. В результате, кинолента была представлена широкому зрителю и завоевала в народе огромную славу, что уж говорить о героях фильма Василии Ивановиче, Петьке и Анке, про которых тут же появились многочисленные анекдоты.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.