В настоящее время, в условиях нарастания кризисных тенденций в экономике, правящая буржуазная верхушка пытается переложить всю тяжесть кризиса на плечи трудового народа. Проводимая кабинетом министров жёсткая финансовая политика направленна именно на это. О фактическом замораживании зарплат и пенсий, о прекращении любого (даже минимального) регулирования уровня цен и тарифов, о сокращении бюджетных расходов на поддержку социальных отраслей, равно как о введении новых налогов (платы за капремонт многоквартирных домов, за автомобильную парковку в Москве, а также системы «Платон») сегодня не говорит только ленивый. Все вышеперечисленные меры ведут к дополнительному снижению жизненного уровня населения России, к обострению демографических проблем, к сокращению покупательной способности населения (следовательно – к усилению спада производства).
В качестве основного предлога для проведения антисоциальных экспериментов правящий режим избрал напряжённую ситуацию с государственными финансовыми ресурсами. По мнению идеологов власти, ввиду падения уровня поступлений в бюджет, приходится «затягивать пояса». И ради достижения «финансовой стабилизации», ликвидации «бюджетного дефицита», «борьбы с инфляцией» правящие круги держат в чёрном теле реальный сектор экономики, социальную сферу. Словом, на алтарь весьма сомнительной неолиберально-монетаристской доктрины они готовы положить будущее России и её народов.
В циничной форме обо всём этом заявил председатель правительства РФ, лидер «Единой России» Д.А. Медведев во время свое встречи с пенсионерами Крыма, прошедшей в мае нынешнего года. Произнесённая им фраза «Денег нет, но вы держитесь…» в последние месяцы стала своеобразной поговоркой. Таким образом, премьер-министр и руководитель «правящей партии» недвусмысленно дал понять, что грабёж трудящихся будет продолжаться и в дальнейшем.
Как видим, верхи нам пытаются доказать, что якобы нет финансовых возможностей для проведения сильной социальной политики. Разумеется, в настоящее время экономика России переживает не лучшие времена. Но это отнюдь не означает, что следует продолжать либеральные антисоциальные «реформы», провальный результат которых в настоящее время очевиден всем неангажированным людям. Это во-первых. Во-вторых, действительно ли наблюдается полная нехватка бюджетных средств для выполнения конституционных социальных обязательств государства? Тщательное ознакомление с реальной обстановкой показывает, что медведевское утверждение далеко от действительности. Об этом пойдёт речь в нижеизложенном материале.
Следует начать с того, что как в докризисный период, так и в настоящее время уровень расходов на содержание управленческого аппарата резко контрастировал с масштабом финансовой поддержки национальной экономики и социальной сферы. Так, в середине 2000-х годов (в период, когда Россия получала колоссальные нефтегазовые доходы благодаря высоким ценам на энергоносители на мировом рынке), расходы на государственный аппарат значительно превышали расходы на поддержку реального сектора экономики, образования, здравоохранения, на социальную защиту и т.д. Соответствующая информация содержалась в таблице, представленной в научном докладе «Функции современного государства: вызовы для России», подготовленного тогдашним руководителем Института США и Канады РАН С.М. Роговым.
Казалось бы, в условиях экономической стагнации, переросшей в кризис, в условиях падения бюджетных доходов, следовало бы сократить непомерно разросшиеся расходы на содержание чиновничьего аппарата. Ведь как действовали первые руководители Советского государства в тот момент, когда наша страна находилась в крайне тяжелом положении? Достаточно вспомнить, как В.И. Ленин пресекал попытки увеличения ему объема заработной платы, о чем свидетельствует содержание его записки управляющему делами Совнаркома РСФСР В.Д. Бонч-Бруевичу от 23 мая 1918 года. Владимир Ленин отметил следующее: «Ввиду невыполнения Вами настоятельного моего требования указать мне основания для повышения мне жалования с 1 марта 1918 г. с 500 до 800 руб. в месяц и ввиду явной беззаконности этого повышения, произведенного Вами самочинно по соглашению с секретарем Совета Николаем Петровичем Горбуновым в прямое нарушение декрета Совета Народных Комиссаров от 23 ноября 1917 г., объявляю Вам строгий выговор«.
Также следует напомнить, что И.В. Сталин также был бессребреником. В качестве подтверждения данного тезиса следует привести воспоминания полковника Н. Захарова, который в 1953 году занимал должность начальника отдела управления правительственной охраны (он занимался описью имущества Иосифа Сталина после его смерти). Несколько десятилетий спустя после его кончины Захаров отметил следующее: «Когда открыл гардероб Сталина, то подумал, что я богаче его. Два френча, шинель, ботинки, 2 пары валенок – новенькие и подшитые, новенькие ни разу не обуты. Все!».
И вообще, ни о каком выделении чиновничества в особую касту в Сталинский период речи близко не было. Такое даже представить было невозможно. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на уровень заработных плат в месяц за 1953 года. Так, рабочий получал в месяц от 800 до 3000 рублей, шахтёр и металлург – до 8000 рублей, молодой инженер-специалист – от 900 до 1000 рублей, старший инженер – от 1200 до 1300 рублей, секретарь райкома – 1500 рублей, министр – 5000 рублей, профессор и академик – зачастую больше 10000 рублей. Заметьте: не управленческий аппарат был в центре заботы политики Советской власти, научные работники, шахтёры, металлурги и т.д. (одно то, что зарплата министра была ниже, чем у представителей вышеперечисленных профессий, говорит само за себя).
А что мы имеем в современный период (особенно с момента усиления экономической турбулентности)? С 2014 года бюджетные расходы на содержание государственного аппарата не только не сократились (в отличие от расходов на социальную сферу), а продолжали возрастать. Так, ещё в июле 2014 года газета «Коммерсант» опубликовала заметку, в которой было отмечено, что в течение ближайших двух лет (2014 – 2016 гг.) расходы «на деятельность высших государственных органов страны… будут возрастать». В качестве подтверждения данного факта содержалась ссылка на документ Министерства финансов РФ под названием «Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Предусматривалось, что в 2016 году президент и его администрация получат на 14 млн. рублей больше, чем в 2015 году, правительство РФ – на 7 млн. рублей за аналогичный период. Точно такая же политика была предусмотрена в отношении Центризбиркома, судебной системы, Государственной думы.
И действительно, в тот момент, когда правительство посадило на полуголодный паёк социальную сферу и реальный сектор экономики, расходы на зарплаты чиновникам продолжали расти. Даже данные Росстата свидетельствовали о возрастании заработной платы государственных служащих за первое полугодие 2015 года (на указанный момент они повысились на 4,9% — по сравнению с 2014 годом). Согласно данным Росстата, средняя зарплата чиновников за первую половину 2015 года составила… 96,5 тысяч рублей. Какие непомерно высокие зарплаты получали работники управленческих структур в данный период – указано в данной ссылке.
Аналогичная ситуация наблюдалась и в ряде субъектов РФ. Так, в отдельных случаях дело доходило до того, что финансовые ресурсы для пересчёт работникам образования местные власти «не смогли найти», но зато нашли средства для выплат премии чиновникам.
И вот это руководители исполнительной власти называют «отсутствием денег»!
Помимо сохранения огромных расходов на содержание государственного аппарата, правительство оказало финансовую поддержку представителям банковско-сырьевого капитала. Тем самым экономическим субъектам, которые доказали свою неспособность создать устойчивую быстроразвивающуюся экономику, которые своей кредитной и тарифной политикой гробили реальный сектор экономики. А самое главное – руководство банковских и сырьевых монополией своей политикой довело финансово-промышленные группы до грани банкротства. Казалось бы, в этих условиях следует провести национализацию бизнесов. В крайнем случае – восстановить законность в действиях менеджмента (речь идёт и о принятии мер реагирования на нарушения законодательства, выявленные контрольно-надзорными и правоохранительными органами, а также о проведении аудита их тарифной, инвестиционной и налоговой политике). Вместо этого власть начала спасать этих «неудачников».
Достаточно вспомнить, как ещё весной 2014 года исполнительная власть начала разрабатывать схемы оказания финансовой поддержки компании «Мечел» (той самой, в отношении которой ещё в 2008 году В.В. Путин обещал «послать доктора», сменив вскоре «гнев на милость»). В свою очередь, в сентябре 2014 года стало известно, что кабинет министров намерен использовать средства Фонда национального благосостояния для оказания финансовой помощи компаниям «Роснефть» и «НоваТЭК». А в октябре 2014 года был принят т.н. «закон Роттенберга», который предусматривал выплату государственных компенсаций гражданам России, потерявшим свои финансы в результате международных экономических санкций, введённых против нашей страны. Дело в том, что олигарх Аркадий Роттенберг был первым из списка журнала «Форбс», кто в 2014 году понёс «финансовые потери» в результате введения западных санкций. Так, к тому времени власти Италии арестовали его имущество стоимостью 30 млн. евро. Решение Центробанка РФ оказать финансовую поддержку Внешэкономбанку, принятое в декабре 2015 года, также является продолжением политики по спасению спекулятивно-компрадорской буржуазии.
Вполне понятно, что во имя сохранения доминирующего положения банковских и сырьевых монополистов власти начали урезать бюджетные расходы на социальную политику, а также придумывать новые виды налогов и платежей в целях пополнения бюджета, поставленного на службу олигархическим структурам. Вот вам и «денег нет, но вы держитесь».
Также следует вспомнить и о такой позорной странице нашей власти как открытие «Ельцин-центра», на содержание которого выделили около 5 млрд. рублей. Это те деньги, которые можно было направить на поддержку социальной сферы. Однако их направили на поддержание функционирования мемориального центра предателю нашего Отечества. Власти намерены за счёт народа содержать памятник тому, кто расчленил нашу страну, кто разрушил обороноспособность, сдал все геополитические позиции России в мире, кто допустил масштабную экономическую, социальную и демографическую катастрофу, значительно превосходящую потери СССР в годы Великой Отечественной войны!
На основании всего вышеизложенного мы можем утверждать, что заявления о том, что «денег нет, но вы держитесь» являются отговоркой, направленной на то, чтобы пустить пыль в глаза народа, прикрыть проолигархический характер социально-экономической политики кабинета министров. Других вариантов в принципе быть не может.
Коммунистическая партия Российской Федерации многократно предлагала кардинально изменение социально-экономического курса. Финансовые источники реализации инвестиционных, социальных и оборонных программ КПРФ подробно перечислила в своём проекте Альтернативного бюджета 2016. Реализация предложений, изложенных в упомянутом документе, могла бы привести к активизации экономического роста, к повышению уровня и качества жизни народа, к ликвидации бюджетного дефицита и к достижению финансовой стабилизации без разрушения реального сектора экономики и без обнищания населения. Тем более, что на сегодняшний день имеется позитивный опыт реализации данных мер. Напомним, что всё, что изложено в проекте Альтернативного бюджета на 2016 года, было частично реализовано в 1998 – 1999 гг. правительством Примакова – Маслюкова. Политика данного кабинета министров благотворно сказалась на социально-экономическом положении России. А нынешняя «партия власти» («Единая Россия») уже доказала свою полную недееспособность управлять страной. Сегодня известно, что основой мнимого «процветания» в 2000-ые годы были высокие цены на нефть и газ на международных рынках. Однако после их падения все внутрироссийские проблемы дали о себе знать сильнее. И это является следствием зацикленности правящих кругов на исчерпавшей себя неолиберально-монетаристской идеологии. Между прочим, ни президент, ни председатель правительства, ни видные деятели «Единой России» до сих пор не заявили о необходимости отхода от либерально-олигархической модели. Всё это необходимо осознать перед тем, как пойти на выборы в Государственную думу, которые пройдут 18 сентября.
Михаил Чистый
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.