Российский капитал объявил отечественному рабочему классу своеобразную «холодную войну». Её смысл, как и любой «холодной войны», в том, чтобы вынудить противника безропотно принять условия победителя и не предпринимать никаких действий по защите своих интересов. Класс собственников средств производства наиболее часто и нагло использует две формы давления на рабочих. Во-первых, сокращение наёмной рабочей силы при сохранении неизменным объёма работы. Во-вторых, массовую задержку заработной платы. Атака капиталистов против наёмных работников столь цинична и беспощадна, что сила противодействия пока явно уступает силе давления хозяев. Отчасти так происходит потому, что на стороне обнаглевшего бизнеса стоит государство со всеми присущими ему инструментами подавления. Скорее всего, в ближайшее время сопротивление трудящихся усилится, так как началась избирательная кампания и на помощь рабочим придут комитеты КПРФ, включающиеся в агитационно-пропагандистскую работу по поддержке своих кандидатов в депутаты Госдумы и региональных парламентов. А пока картина весьма грустная.
В НЫНЕШНЕМ ИЮНЕ горняки из города Гуково (Ростовская область), представляющие многочисленный коллектив предприятия «Кингкоул», встали пикетом у администрации города. Они требовали выплатить им задержанную зарплату за целый год, это около 300 миллионов рублей. На 7 июля пикетчиками было назначено собрание шахтёрского коллектива. На него пригласили главу города Гукова, прокурора и конкурсного управляющего. Пикетчики вручили власти свои требования.
После акции протеста состоялось собрание. Глава городской администрации поначалу пытался отделаться обещаниями: придут, мол, инвесторы, создадут условия для нормальной жизни шахтёрам, но будет это в 2017 году. Присутствовавшие заявили, что хотят есть сейчас. Они потребовали, чтобы им немедленно вернули долг по зарплате. А вот вопросы, заготовленные представителю прокуратуры, задать было некому: казённое лицо, как тайный агент, покинул зал так, что никто и не заметил. Видно, работник гуковской прокуратуры — классный специалист по уходу от неприятных вопросов, в том числе через чёрный ход.
Выступление Валерия Дьяконова, помощника депутата Государственной думы РФ от КПРФ, вызвало аплодисменты. Он сказал, что нужно меньше верить дежурным обещаниям чиновников, так как их речи наполнены обманом. И когда стал выступать представитель министерства энергетики, речь которого состояла из рассказов, что должно случиться завтра, послезавтра и послепослезавтра, работники предприятия покинули зал.
Инициативная группа посетила одну из брошенных шахт, на которой произошёл провал ствола. Дело в том, что это — сигнал о начале экологической катастрофы. Чтобы обращение к губернатору было максимально убедительным, Валерий Дьяконов произвёл съёмку обрушения. Ликвидация провала не была проведена под предлогом того, что шахта является частной собственностью. Вот она, подлая логика капитализма! Но ссылки на частную собственность часто являются ещё и способом оправдать бездействие чиновников. Вот и в данном случае земельный участок арендуется шахтовладельцем у государства, отметил Дьяконов. Кроме того, собственник снял охрану с шахты, после чего началась «народная приватизация»: стали тащить металл и оставшуюся служебную утварь для сдачи в утиль.
Городу грозят массовые провалы породы, потому что Гуково стоит на горных выработках, подчеркнул бывший рабочий шахты Алексей Ковалёв. Брошенные шахты постепенно заполняются водой, и если ничего не делать, то она рано или поздно выйдет на поверхность. В хуторе Волчинском, который является продолжением города, земля на подворьях превратилась в жижу бурого цвета с жутким запахом. В колодцах — такой же «кисель». Людей пришлось в экстренном порядке переселять.
14 июля инициативную группу горняков с целью поиска хоть каких-то договорённостей с властью пригласили в прокуратуру города Гукова. Активисты взяли с собой и Валерия Дьяконова, который на собрании шахтёров единогласно был избран доверенным лицом по правовым вопросам. Прокуратура же стала категорически возражать против того, чтобы на встрече присутствовал этот защитник. Тогда инициативная группа отказалась от встречи с прокурором города без доверенного лица и покинула здание. Вдогонку им отправили гонца с извинениями, предложив правдолюбцам вернуться в прокуратуру вместе с Валерием Дьяконовым.
После этого состоялась встреча с городским прокурором В. Поцелуйко. Решался вопрос о получении первых ста тонн пайкового угля, об оформлении документов на него и о его фактическом привозе.
УГОЛЬНЫЙ РАЙОН Гукова, к сожалению, оказался слабо газифицирован, хотя был включён в федеральную программу поддержки моногородов. Власть вроде бы и начала спасать город, даже пыталась задействовать безработных, чтобы развернуть строительство нового завода. В город приезжал новый инвестор для сверки данных, но, убедившись, что в Гуково забыли подвести газ, — и был таков со своими деньгами. В итоге стройка заглохла. Люди продолжают жить в этих местах, по старинке отапливая дома углём. А поскольку вокруг одну за другой закрывают шахты, то топливо стало дорожать, цена на него дошла до семи тысяч рублей за тонну. Часто везут его через соседнюю границу, из Луганска. На зимний период требуется не меньше пяти тонн. А где взять деньги? Люди-то оказались без работы и живут в основном на пенсии и детские пособия. Дело дошло до того, что пилят на дрова лесопосадки. Поэтому неудивительно, что бьются безработные горняки не только за получение долгов по зарплате, но и за пайковый уголь, чтобы не замёрзнуть зимой. Согласно федеральному законодательству, это одна из форм социальной поддержки не только действующих горняков, но и тех, кого уже проводили на пенсию.
Результат встречи в прокуратуре обнадёжил: первым пятидесяти нуждающимся было решено выдать по две тонны угля, а не по 500 килограммов, как обещало раньше начальство. Договорились распределять уголь и при дальнейшем поступлении — по две тонны на человека.
Это — первые победы обманутых шахтёров. Чтобы власть быстрее начала ликвидировать задолженность по заработной плате и пайковому углю, администрации Гукова и прокуратуре были вручены предупреждения о продлении пикета, а также о проведении демонстрации и митингов шахтёров и их семей. В социальных сетях, на форуме шахтёры как бы присутствуют на бесконечном собрании, жалуются друг другу, ищут виноватых в своей горькой судьбе.
Вот взяла слово Лена:
— В 2000-е годы, когда угольные предприятия передали в частные руки, господин Путин говорил, что государство — плохой собственник. Обещал: придёт частный бизнес — последует огромное вливание денег и мы будем процветать. «Процвели», спасибо за чудовищные опыты над нами. Частная собственность оказалась, как игра в казино: шахты стали переходить от одного собственника к другому. От банкротства до банкротства. В декабре 2012 года шахты «Алмазная», «Ростовская», «Гуковская», ОАО «Замчаловский антрацит» плюс три сервисных предприятия были приобретены компанией ООО «Кингкоул», владельцем и генеральным директором стал Владимир Пожидаев.
— Новый собственник, — продолжала рабочая, — начал свою деятельность с задержки зарплаты работникам и с игнорирования федерального отраслевого соглашения. Много странностей стало происходить на шахтах «Кингкоул». Кроме денег, перестали выдавать спецодежду и мыло. Люди вынуждены были приносить всё это из дома. Зато директорский корпус пересел на новые служебные «Тойоты», летали на совещание в Ростов на вертолёте, аренда которого стоит огромных денег. На удивление всем, шахтёры не спешили бежать из этого концлагеря, от такой адской работы. А чему удивляться-то: всё по одной простой причине — людям некуда идти. Получилось, как в анекдоте: «Куда ты денешься с подводной лодки?»
Зарплату рабочим «Кингкоула» окончательно перестали выплачивать с февраля 2015 года, а к этому времени половина работников уже обросли кредитами. Новые реформаторы обещали счастливую, зажиточную жизнь. Вот люди и брали под светлое будущее в банках, но взамен обещанного благополучия пришла разруха.
Вместо старухи-процентщицы из романа Достоевского, пользовавшейся безвыходным положением своих клиентов и дававшей деньги в долг под большие проценты, у нас появилось множество банкиров. А они пользуются теми же способами. Банкирам плевать, что человеку не платят зарплату и дома дети голодные. Они ждать отказываются, требуют свои бешеные проценты немедленно.
В ИЮНЕ 2015 года горняки перестали выходить на работу. Была прекращена добыча угля. Проходили митинги и пикеты, было написано множество заявлений в прокуратуру. Неоднократно состоялись слушания в суде. Прокуратура выявила многочисленные нарушения, в адрес руководителей организаций было внесено 46 представлений об устранении этих нарушений, к дисциплинарной ответственности привлечено 24 человека.
Однако, несмотря на все угрозы уголовных наказаний по адресу работодателей от правоохранительных органов, деньги шахтёры так и не получили. Если воришка утащил чужой кошелёк, его сразу сажают на скамью подсудимых, тут же увели сотни миллионов у трудящихся, а современная Фемида с российской регистрацией не знает, как поступить. В декабре 2015 года после долгого простоя шахт людей уволили без денег. Уволили нагло, по сокращению штата. Пустили голодать на свободе. А в издевательство выброшенным за борт шахтёрам предложили… общественные работы с оплатой 7 — 8 тысяч рублей в месяц. На это, естественно, никто не согласился: на такие деньги семью не прокормишь. Сегодня в Гукове, по словам горняков, практически нет свободных рабочих мест.
Владельцем предприятия «Кингкоул» остаётся Владимир Германович Пожидаев. Помимо «Кингкоула», на его имя оформлены ещё компании: ООО «Спецуглепроект», ООО «Горный проходчик», ООО «Майнреск», ООО «Конзант», ООО «Империя чистоты», ООО «Спецуглестрой». Во всех этих фирмах он владеет 100-процентным пакетом акций, а уставный капитал каждой компании — 10000 рублей. По сути, эти компании существуют только на бумаге. Владелец, у которого работают тысячи человек, отвечает перед ними только в рамках… десяти тысяч рублей! Вот такая смешная у нас капиталистическая экономика.
Прокуратура установила, что Пожидаев систематически под видом займа переводил на свой банковский счёт денежные средства, поступавшие в ООО «Кингкоул», для использования в личных целях. Кроме того, перечисляли деньги со счёта ООО «Кингкоул» на счета третьих лиц на основании распорядительных писем (заявок), подписанных директорами подконтрольных ему предприятий. В результате на этих предприятиях образовалась дебиторская и кредиторская задолженность по отношению друг к другу, а также к ООО «Кингкоул» в общей сумме более 1 миллиарда рублей. Кроме долгов по зарплате работникам, накопились долги по пенсионным отчислениям, а также за оплату электроэнергии.
Горняки Ростовской области обратились к президенту Владимиру Путину с просьбой исправить ситуацию с невыплатой заработной платы и наказать виновных в этом преступлении. Они заявили, что прекращают оплату кредитов и коммунальных услуг из-за отсутствия денег: «Мы, шахтёры, и наши семьи не живём, а доживаем. Нет средств на похороны родных, занимаем деньги у знакомых на еду, на лекарства».
Реакции на это письмо до сих пор нет.
А В ЭТО ВРЕМЯ представители «Единой России» ходили по улицам, где живут безработные шахтёры, и вели агитацию в пользу губернатора Голубева, идущего на выборы главы региона. Агитаторам задавали вопрос: «Где ваш губернатор прячется от нас? Нам год не платят зарплату, люди доведены до предела». В ответ слышали: «У вас частное предприятие, добивайтесь сами через суды и прокуратуру разрешения своих проблем». Конечно, президент и губернатор — это прежде всего гаранты Конституции. Только Конституция-то в РФ написана тоже в интересах владельцев частных предприятий.
Какие гаранты, если на местах при их попустительстве выстроена криминальная «многоукладная» экономика, в которой важнейший уклад — коррупционный! Можно задерживать зарплату работникам, но обязательно капиталисту нужно находить деньги для откатов чиновникам и правоохранительным органам, чтобы те подстраховали. Министры же старательно отвлекают внимание пострадавших от нашей криминальной экономики: всё время куда-то ныряют, узнают, сколько осталось до дна. Неужели им так хочется на дно?!
В КОНЦЕ ПРОШЛОГО ГОДА к шахтёрам Гукова, уже лежащим на том самом дне без средств к существованию, присоединились горняки Тейского и Абаканского рудников из Хакасии. Здесь тоже перестали платить зарплату. Были митинги и голодовки. Рабочие требовали сохранить рудники, от работы которых зависит жизнь трёх монопосёлков.
В 2013 году под крылом местного правительства здесь было создано новое предприятие — ООО «Руда Хакасии». За полтора года новую компанию, куда вошли Тейский, Абаканский рудники и Мундыбашская обогатительная фабрика, её владельцы сумели довести до банкротства. Люди поняли, что «Руда Хакасии» — это мошенническая схема по отмыванию денег. Новые собственники не платили налоги, ничего не делали для развития и модернизации рудника, улучшения жизни посёлка и его работников. Зато был раздут штат менеджеров, которым назначена большая зарплата.
С 1 октября прошлого года 500 жителей посёлка Вершина Теи попали под сокращение, большинство стали на учёт в службе занятости. Работу предлагают, но у чёрта на куличках. Так, одному предложили работать дворником в соседнем посёлке, до которого нужно ещё добраться, а другому — работу на заправке, находящейся тоже на немалом отдалении. Зарплата — всего 10 тысяч рублей.
Власти республики не скрывают: чтобы трудоустроиться, человеку придётся уезжать. Однако и это даже при большом желании не все могут сделать. В своё время, когда предприятие процветало, молодёжь, не планируя менять место жительства, покупала по ипотеке квартиры в этих горняцких посёлках. Продать их сейчас нереально. Квартиры в тупиковом посёлке стоят в разы дешевле, чем в том же Абакане.
ВОТ ЕЩЁ ОДИН КОЛЛЕКТИВ, который хотят вычеркнуть из списка действующих. О нём написано в 79-м номере «Правды». 18 июля этого года в связи с невыплатой заработной платы работники Верхнесинячихинского металлургического завода (Свердловская область) начали голодовку. К основному костяку бастующих присоединились сочувствующие из числа родственников и другие жители Верхней Синячихи. Несмотря на ухудшение самочувствия, люди были настроены по-боевому. Начальная численность участников протестной акции составляла 28 человек. Металлургам не выплачивают заработную плату и компенсационные выплаты с ноября 2015 года.
Чтобы добыть хоть какие-то деньги, 25 человек занялись добычей из-под земли на территории завода металлолома (этот «прииск» открыт с разрешения руководства предприятия). Часть денег идёт «копателям», часть — на выплату зарплаты охране, которая следит за тем, чтобы имущество завода окончательно не разворовали.
Нынешнюю голодовку можно рассматривать как продолжение голодовки работников этого же завода в 2012 году. Она была связана с воровством владельца завода, который через кипрские офшорные компании выводил средства предприятия, а работникам не оставалось денег на зарплату. В 2014 году новым собственником завода стала челябинская компания «Группа развития бизнеса», учредившая ООО «Литой элемент ВСМЗ». Предприятие возобновило работу: всех уволенных позвали обратно. Но вот опять начались невыплаты зарплаты, опять голодовка.
Рядом с главными воротами находится ветхое здание бывшей администрации завода, здесь и нашли временный приют 30 голодающих, полностью отказавшихся от пищи. С учётом всех сочувствующих протестуют 43 человека. В связи с тем, что работникам предприятия 22 июля часть долга возвращена, голодовка временно прекратилась.
ТРИ ТРАГЕДИИ, порождённые современным российским капитализмом. А сколько таких болевых точек в стране? Сегодня болевым пространством является вся российская экономика. Страдают люди, теряют перспективу коллективы, становятся заброшенными города и посёлки… Всё это связано не с преходящим кризисом, а с кризисным жизнеустройством, при котором владельцы предприятий живут за счёт беспощадной эксплуатации наёмных работников.
Чтобы коренным образом исправить положение, нужно кардинально менять систему отношений собственности. А первым шагом на пути к обществу без эксплуататоров могло бы стать введение такой формы контроля, в которой должны участвовать и рядовые работники. Одновременно нужно возвращение к жизни Трудового кодекса, который неплохо работал до 2002 года. В повестке дня — создание настоящих рабочих, пролетарских профсоюзов, в которых не будет места представителям работодателя. Следом необходимо отменить коммерческую тайну. Тогда появится возможность заключать нормальные коллективные договоры, при подписании которых будут рассекречены цифры бухгалтерии предприятия.
Альберт СПЕРАНСКИЙ. Председатель Совета общероссийской общественной организации «Рабочие инициативы».
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.