Полностью искоренить нищету и превратить Таджикистан в страну среднего класса пообещал президент Эмомали Рахмон. Рисуемые перспективы, однако, разбиваются о реальность, в которой уровень жизни граждан республики неуклонно снижается.
ЕСЛИ И ВОЗМОЖЕН на земле рай, то появится он, в первую очередь, в Таджикистане. На эту мысль наталкивают последние выступления президента страны Эмомали Рахмона. Во время заседания национального совета по развитию он поставил перед республикой амбициозные цели, которые должны быть достигнуты в ближайшие годы. По словам президента, Таджикистану предстоит полностью перестроить структуру экономики и стать индустриальной страной. Производство электроэнергии при этом будет увеличено в три раза.
Не менее радужные перспективы, если верить Рахмону, ждут социальную сферу. Средняя продолжительность жизни увеличится до 80 лет (сегодня она не дотягивает и до 70), половина населения будет иметь высшее образование. Но главное — президент пообещал практически полностью ликвидировать бедность, являющуюся основной проблемой сегодняшнего Таджикистана. «Мы ставим перед собой цель войти в группу стран со средним уровнем дохода, полностью искоренить крайнюю бедность, сократить её уровень более чем в два раза и увеличить долю среднего класса населения с 22 до 50 процентов», — заявил он.
Цели, что и говорить, благородные. Однако существующие тенденции заставляют сильно сомневаться в их достижимости. Таджикская экономика не первый год переживает кризис, непосредственно сказывающийся на уровне жизни населения. В соответствии с принятым в июне постановлением правительства расходы государственного бюджета на этот год снижены на 450 миллионов сомони (3 миллиарда 753 миллиона рублей): планы
пополнения казны не исполняются.
Во многом это связано с резким сокращением денежных переводов, поступающих от работающих в России трудовых мигрантов. За первый квартал текущего года граждане Таджикистана перевели на родину 103 миллиона долларов — в 6 с лишним раз меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Вызвано это не только изменением курса валют, но и значительным уменьшением количества трудовых мигрантов. По данным посла Таджикистана Имомуддина Сатторова, в настоящее время в России работают около 700 тысяч таджикских граждан, хотя два-три года назад их число превышало 1 миллион. Главными причинами являются уменьшение зарплаты и ужесточение законодательства: более 300 тысяч человек попали в «чёрный список» Федеральной миграционной службы РФ.
В последние годы свыше половины глав таджикских домохозяйств находились на заработках за рубежом, и эта тенденция оказывает непосредственное влияние на благосостояние жителей страны. Согласно официальной статистике, уровень бедности в Таджикистане снижается год от года, сократившись за 10 лет с 87 до 32 процентов. Результаты независимых исследований не столь оптимистичны. По их данным, доля бедных граждан не только не уменьшается, а постоянно растёт.
Согласно отчёту Всемирного банка, уровень реальных доходов населения за последние месяцы уменьшился в среднем на 24 процента. Лишь 53 процента домохозяйств по состоянию на январь могли обеспечить себя достаточным количеством продуктов питания. Примерно пятая часть семей вынуждена распродавать имущество, чтобы удовлетворить основные потребности. Красноречивым является и место Таджикистана в рейтинге, составленном влиятельным американским изданием Global Finance Magazine. По уровню благосостояния населения республика оказалась на 153-м месте из 185 стран.
Так что обещания Эмомали Рахмона сделать из Таджикистана страну обеспеченных людей пока больше напоминают сюжет про Нью-Васюки из «12 стульев», чем реальную программу. Но, пуская пыль в глаза, власти страны явно преувеличивают свои артистические способности, и отвечать перед народом им рано или поздно всё равно придётся.
От редакции: Никто не спорит с тем, что декларации президента Таджикистана о необходимости повышения уровня и качества жизни народа, проведения модернизации экономики, отхода от экспортно-сырьевой зависимости, являются благими установками. Но при сохранении нынешней модели развития данные цели не могут быть реализованы последовательно. Так, при дальнейшем функционировании частной собственности на средства производства реализация намеченных планов представляет собой попытку построения дома без фундамента. Дело в том, что современные реалии требуют создания развитого производства, функционирующего на современной и на самостоятельной основе. Соответствующая задача носит весьма затратный характер и частный капитал, ориентирующийся на краткосрочную прибыль, не может выполнить данную программу. Только государство способно адекватно оценивать сложнейшие долгосрочные задачи экономического развития. Лишь оно может быть основным интегратором модернизационного процесса. А попытка соединения государственного планирования с доминированием частного капитала — это примерно то же самое, что пытаться «соединить ужа с ежом». Отсутствие позитивных результатов данных полумер виден на примере путинской экономической политике в нашей стране. Следовательно, только владение государства ключевыми отраслями народного хозяйства способно обеспечить быстрый и устойчивый экономический рост, стабильное поступление доходов в государственный бюджет (успешная практика Китая и Белоруссии является тому доказательством).
Но даже огосударствление основных средств производства — не всё, что нужно предпринять для установления принципа социальной справедливости. О коррупции государственных структур, о казнокрадстве, равно как и о махинациях в действиях руководства как частных, так и государственных монополий, в последнее время написана гора статей. И такие действия также приводят к нарастанию социального неравенства. Для предотвращения вышеперечисленных негативных тенденций нужен правительственный контроль над подведомственными им госкорпорациям, а также парламентский и общественный контроль над госаппаратом. В противном случае попытки индустриализации и подъема уровня жизни будут провалены. Но в то же время нельзя забывать, что государство, как отмечал В.И. Ленин, является организацией господствующего класса. Владимир Ильич Ленин в своей работе «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» справедливо подчеркивал, что весь вопрос заключается в том, какой класс выступает в роли контролёра, а какой является контролируемым. И в условиях сохранения политической власти капитала не будут приняты последовательные меры, направленные на пресечение злоупотреблений как во властных структурах, так и в государственных компаниях (а ведь и исполнительная власть, и парламент, и «гражданское общество» — все они представители буржуазии). В лучшем случае будет имитация контроля, механизмы которой будут использоваться для борьбы с конкурирующими кланами, не более того. Поэтому речь должна идти об установлении всей полноты власти трудового народа, о воссоздании системы Советов.
И до тех пор, пока всё вышеперечисленное не будет воплощено в жизнь, пока у власти будут находится представители буржуазии, Таджикистану не светит ни преодолении периферийного характера экономики, ни социальная справедливость. К нашей стране (и к большинству членов СНГ) это всё тоже относится.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.