Кадровые перетасовки в российской практике управления чем либо, от госкорпорации до страны явление привычное. После подобных рокировок в системе кардинально ничего не меняется, однако видимость обновления топ-менеджмента присутствует. Вспомнить хотя бы троицу председателей правительства — Касьянов, Фрадков, Зубков. М. Касьянов был узким специалистом по финансам, М. Фрадков — по внешнеторговым операциям, В. Зубков — по финансовому мониторингу. Что между ними общего, казалось бы? Попробуйте вспомнить их успехи на ниве большой политики. Задача практически невыполнимая.
Тем не менее, из правил бывают исключения. Одно из них совсем свежее и, учитывая его специфику, для страны — животрепещущее. Есть такая госкорпорация — «Ростех». В ее задачи входит ни много ни мало поднятие с колен российской промышленности. Самое занятное, она с этим вполне неплохо справляется. Судя по недавно опубликованному отчету за 2015 год, консолидированная выручка «Ростеха» выросла на 18%, рентабельность по чистой прибыли увеличилась на 6 базисных пунктов, средняя зарплата сотрудников выросла до 41 000 рублей, а налоговые выплаты госкорпорации в бюджеты всех уровней превысили 160 млрд. рублей. Несмотря на санкции, экспорт военной продукции вырос на 39%. Производство же гражданской продукции увеличилось на 6%.
Казалось бы, дела идут неплохо, а значит ни один старый конь не портит борозды. Однако на днях было принято решение о сложении части полномочий с Сергея Куликова, допрежь совмещавшего должности исполнительного директора «Ростеха» и индустриального директора электронного кластера. Исполнительным директором назначен Олег Евтушенко, занимавший до этого должность руководителя аппарата генерального директора, ныне упраздненную.
Официально такая перетасовка кадров в топ-менеджменте госкорпорации объясняется тем, что Куликов должен сосредоточиться на развитии электронного кластера, и для усиления концентрации кресло исполнительного директора ему придется покинуть. Что ж, позиция понятна и на первый взгляд кажется разумной, но не все так просто.
Сергей Куликов известен тем, что, по сути, выступил реформатором «Ростеха».В должности исполнительного директора он реализовал задачу по разработке новой стратегии госкорпорации, рассчитанной на актуальные экономические реалии. Выше приведены некоторые данные из отчета «Ростеха» за прошлый год, и по ним вполне можно сделать вывод о том, что стратегия работает.
За время работы на должности исполнительного директора Сергей Куликов провел ряд важных преобразований в корпорации. В частности, под его управлением была проведена организационная реформа «Ростеха», в результате которой обеспечено сокращение уровней управления между рабочим и генеральным директором. Реализована программа повышения операционной эффективности, которая включает оптимизацию процессов и функций (численность центрального аппарата уже сокращена на 30 процентов), формирование показателей эффективности, мотивацию персонала. При этом сокращения не коснулись производственных специальностей.
В должности же индустриального директора Сергей Куликов увеличил консолидированную выручку электронного кластера до 212,1 млрд. в 2015 году. Чистая прибыль кластера за тот же период составила 21,3 млрд. рублей.
Под кураторством Куликова «Ростех» провел блестящую сделку по продаже тридцатипроцентного пакета акций «YotaDevices» за 46 млн. долларов гонконгскому холдингу «REX Global», который пообещал погасить часть долгов российского производителя гаджетов. Так же при содействии Куликова госкорпорация приобрела казанского разработчика ИТ-решений «Барс груп» на весьма выгодных для себя условиях. Разработчик получил аванс в 320 млн рублей, остальная же сумма будет зависеть от финансовых результатов компании.
Чем известен Олег Евтушенко — неизвестно. Возможно, с задачами руководителя аппарата генерального директора он справлялся хорошо, но что входит в круг этих задач? Обычно руководитель аппарата — это главный секретарь с соответствующим функционалом. Любопытно, что после карьерного левел-апа Евтушенко его бывшая должность была упразднена. Может быть, и раньше в этой вакансии не было необходимости.
Как Евтушенко себя проявит на новом посту опять же неизвестно. Возможно, хотя бы достойно, поскольку промышленность сейчас стоит на острие внешнеполитической повестки. Слабость собственной промышленности в свете санкций, которые Запад пока не думает отменять, может обернуться утратой экономического суверенитета, что приведет к угрозе национальной безопасности.
Кроме того, вспомним, какие задачи ставит перед собой «Ростех» на ближайшее будущее. В соответствии с новой стратегией, внедренной Куликовым, до 2025 года госкорпорация должна увеличить долю выпускаемой гражданской продукции до 50 процентов от общего объема при том, что сейчас она вполовину меньше. При куликовских примерно 6% в год (по материалам годового отчета за 2015 год), задача может быть выполнена в обозначенные сроки. Эффективность Евтушенко в этом плане — пока кот в мешке.
В общем, тасование колоды кадров в случае с «Ростехом» вызывает некоторую тревогу. «Ростех» ставит конкретные измеримые цели, для достижения которых требуются конкретные решения, принятые конкретными людьми. Если в этой системе что-то менять, то варианта ошибиться нет. Слишком много поставлено на карту.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.