У нынешних дошколят мультики про спасателей пользуются популярностью особой, в чём, пожалуй, заслуга назойливой интернет-рекламы. А что? Всё вполне логично. Погружаясь в мир катастроф, всевозможных ЧП и несчастных случаев, малыши таким образом готовятся к будущей жизни, где первое испытание их ожидает уже за порогом школы.
СООБЩЕНИЯ СМИ об изношенности школьных зданий едва ли не на первом месте после освещения проблемы зарплаты учителей.
По официальным данным, которые всегда симпатичнее правды жизни, 550 российских школ находятся в аварийном состоянии, 7890 — требуют капитального ремонта, у более чем 10 тысяч школьных зданий уровень износа свыше 50 процентов, а ещё свыше 9 тысяч школ имеют, по словам ответственных чиновников, «высочайший уровень износа». Выражение «находятся в аварийном состоянии» означает, что эксплуатация этих зданий должна быть незамедлительно прекращена, поскольку пребывание там просто опасно. Но далеко не всегда аварийное здание школы признаётся таковым.
Капремонта, а уж тем паче строительства новой школы взамен ветхой придётся ещё подождать, и не один год. Вот и выходит такое математическое неравенство: аварийных школ 550, а к 1 сентября намечалось открыть лишь 90 новых школ и ещё 95 — к концу 2016 года.
Есть и другие красноречивые цифры, которые характеризуют отношение власти к образованию вообще и школам в частности. Несмотря на то, что последние годы число школьников понемногу растёт, количество школ неуклонно сокращается. Свыше двадцати тысяч(!) российских школ в период с 2005 по 2015 год «корова оптимизации» как языком слизнула. За последние два учебных года их стало на полторы тысячи меньше. Сколько закрылось и закроется в нынешнем году, пока не подсчитано — местные администрации не любят распространяться на сей счёт, но в том, что «оптимизация» разгрома социальной сферы себя не исчерпала, сомнений нет.
Известно о закрытии пяти калужских сельских школ. На 19 школ меньше стало в Брянской области. При этом здешний губернатор А. Богомаз заявлял, что в каждом случае решение о закрытии школ согласовывалось с родителями. Кабы слова чиновника да богу в уши, не было бы столь скандальных историй, как, скажем, с деревней Глуховка, что в Суражском районе Брянщины, жители которой до последнего боролись за сохранение местной школы. Не помогли ни протест прокуратуры, ни интернет-петиция Путину, набравшая более 159 тысяч подписей. Добродеевской школе Злынковского района Брянщины повезло больше. Недавно районный суд признал незаконным постановление местной администрации о её ликвидации, которое также было принято вопреки несогласию жителей.
Да что там говорить, почитай каждый регион внесёт свою посильную лепту в дело «медвежьей» «оптимизации». После угроз родителей учеников закрытой аварийной школы в селе Костенеево Елабужского района Татарстана объявить голодовку и выйти с одиночными пикетами на федеральную трассу М-7 в знак протеста против того, чтобы их детей возили учиться в село Яковлево, до которого более получаса езды сначала по разбитой сельской дороге, а потом по федеральной трассе, где на огромной скорости проносятся большегрузы, районные власти предложили альтернативный вариант: школа переедет в сельский Дом культуры. Как временное пристанище для образовательного учреждения костенеевцев это устраивает, но они не забыли многолетние посулы властей выстроить в Костенееве новый храм знаний. Село-то немаленькое — почти шесть сотен жителей, и ребятни школьного возраста 70 душ. Но, судя по всему, Дом культуры, перелицованный в школу, станет подтверждением известной аксиомы: ничего нет более постоянного, чем временное.
Стал сельский клуб приютом и для сгоревшей этим летом школы в якутском селе Мача. Сам клуб и находившиеся под одной с ним крышей почта и библиотека переехали в другие здания. Впрочем, если бы не помощь местных жителей, новоселье школы вряд ли бы состоялось. В районной казне денег хватило лишь на ремонт здания. Чтобы заново оснастить школу всем необходимым, скинулись всем миром. Пенсионеры кто по две, кто по пять тысяч рублей со своих сбережений на «чёрный день» выкроили, понимая, что закрытие школы станет «чёрным днём» для всего села.
К СОЖАЛЕНИЮ, не всегда взаимовыручка «культуры» и «образования» приносит добрые плоды. Решение местных чиновников открыть в бывшем кабинете труда Сырьяновской сельской школы Белохолуницкого района Кировской области ночной клуб, сделав в него отдельный вход, заинтересовало областную прокуратуру. А районные чиновники от образования ничего зазорного в том не нашли, видимо, полагая, что если в ночное время бок о бок с храмом знаний и будут происходить какие-нибудь пьяные потасовки, то и при таком раскладе экономия бюджета обойдётся малой кровью.
Из отдельных сюжетов, взятых в канун нового учебного года из разных регионов, складывается единая смысловая мозаика: обанкротившаяся власть, которая, разбазарив советское социальное, экономическое, управленческое наследство, бросила все ресурсы на взращивание класса собственников, сегодня сама оказалась заложником навязанного обществу принципа: хочешь жить — умей вертеться. Вот она и вертится на бюджетной сковороде безденежья, подогреваемой ею же на огне социального расслоения. Появились первые тревожные сигналы, что и школа уже вовлечена в процесс раскочегаривания этой взрывоопасной топки. Многие СМИ облетело письмо родителей первоклашек из начальной школы села Агаповка Агаповского района Челябинской области, где они пишут, что распределение детей по классам происходило с учётом социального статуса: малыши из малообеспеченных и неблагополучных семей оказались в отдельном классе. Им и место соответствующее отвели — за спортзалом, наскоро отремонтировав непригодное помещение: мол, знай, сверчок, свой шесток.
Незыблемость рыночных постулатов недавно подтвердил Дмитрий Медведев на форуме «Территория смыслов на Клязьме», прокомментировав слова молодого учителя из Дагестана о том, что зарплата педагогов этой кавказской республики в 4—5 раз меньше, чем у силовиков, и составляет 10—15 тысяч рублей. По мнению главы правительства и председателя партии «Единая Россия», призвание учителя и достойная зарплата — вещи несовместимые. «А если хочется деньги зарабатывать, то есть масса прекрасных мест, где это можно сделать быстрее и лучше, тот же самый бизнес», — посоветовал Дмитрий Анатольевич. Это умозаключение политика взорвало общественность. На сайте Change.org начался сбор подписей под петицией с требованием отставки Д. Медведева с поста председателя правительства. На сегодняшний день петицию подписали свыше 283 тысяч человек, посчитавших, что с таким образом мышления, как у премьера, тоже лучше, наверное, заняться бизнесом, нежели управлять государством.
Уже науправлялись до такой степени, что в минувшем году каждый второй студент-первокурсник контрольные по базовым предметам средней школы написал на «двойку», а на прошлогодней международной математической олимпиаде российская сборная впервые за всё время участия в подобных соревнованиях не получила ни одной золотой медали, заняв лишь восьмое место.
В 2012 году фракция «Единой России» в Госдуме отклонила законопроект коммунистов об образовании, внеся свой, который работает через пень-колоду. Поэтому фракция КПРФ в Госдуме в 2016 году вновь внесла законопроект, названный «Об образовании для всех». Ключевое его положение: поднять финансирование образования с нынешних 3,9 процента от ВВП до 7 процентов. Без этого модернизация страны невозможна, убеждён лидер Компартии Геннадий Зюганов.
Другая системная проблема, которую решает законопроект коммунистов, — это достойный уровень жизни педагогов, зарплату которых, считают авторы документа, надо приравнять к средней зарплате по стране. И не стоит ссылаться на то, что в стране нет денег, замечают коммунисты. Деньги есть, только власть, увёртываясь от предложений КПРФ ввести прогрессивную шкалу налогообложения и госмонополию на продажу спиртных напитков, упорно отказывается направить их в бюджет.
Татьяна ОФИЦЕРОВА.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.