Недавно по стране прошли собрания учёных и представителей научной общественности, на которых они высказали претензии к власти, выдвинули прежде всего социальные требования, обосновали своё понимание роли Российской академии наук (РАН) в общественных процессах. Подробнее об этом наш корреспондент попросил рассказать председателя профсоюза работников РАН Виктора КАЛИНУШКИНА.
— Виктор Петрович, что собой представляла эта акция, как она проходила?
— Многолюдное собрание сотрудников институтов проходило в Москве, в одном из академических НИИ. Мест всем не хватило, люди стояли в проходах. Прошли митинги в Пущине и собрание научного центра в Черноголовке. Практически в каждом регионе, где имеются учреждения РАН, их сотрудники обсудили животрепещущие проблемы.
— Чем были вызваны выступления учёных и какие требования они выдвигали?
— Это действительно была акция прежде всего представителей фундаментальной науки, а также научной общественности. Своего рода предварительное действие, обусловленное нашими опасениями по поводу возможного сокращения финансирования науки в 2017 году. В институтах сложилась критическая ситуация. Для того чтобы переломить неблагоприятные тенденции, которые могут обернуться массовыми сокращениями, другими негативными моментами в работе академических НИИ, мы и провели эти собрания. Они проходили с приглашением кандидатов в депутаты Государственной думы.
Позиция учёных была изложена в трёх требованиях. Первое: не проводить секвестра бюджета науки в 2017 году и последующие годы. Второе: обеспечить в бюджете РФ финансирование российской фундаментальной науки на уровне, приближающемся к показателю, который считается нормальным в ряде стран (их нам ставят в пример) — 0,22 процента от ВВП. Третье: добиться увеличения финансирования исследований в разных спектрах науки — как гражданском, так и прикладном — до 1,77 процента от ВВП. Это должно было произойти ещё к 2015 году. Однако не сделано до сих пор. Мы предлагаем ввести систему налоговых льгот для частного бизнеса, который вкладывает средства в науку, как это делается в США, Англии, Франции. В разных странах эти льготы разные, но они обычно составляют не менее 50 процентов, которые государство направляет на развитие своей науки. Мы — единственная страна, которая рвётся к овладению высокими технологиями, но не использует этот мировой опыт.
— Можно ли эту практику закрепить законодательно в России?
— Речь и идёт о том, чтобы эта хорошо продуманная, проверенная практика была закреплена законодательно, не давала возможностей для злоупотреблений. Мы обратились со своими предложениями к политическим партиям, которые участвовали в выборах в Государственную думу. Все эти партии поддержали нашу позицию в той или иной форме. С КПРФ и «Яблоком» мы заключили соглашения. Другие партии (ЕР, СР, ЛДПР) обозначили поддержку наших требований в заявлениях своих лидеров.
Профсоюз работников РАН считает, что наша акция прошла успешно.
— Но ведь раньше фундаментальная наука не имела особого расположения от «Единой России». Имея в прежней Государственной думе самую крупную фракцию, ЕР могла с помощью законодательных актов улучшить положение научного сообщества, создать солидную базу для его развития… Но этого не произошло. Что вы ждёте от них теперь?
— Заявление в поддержку наших требований размещено на сайте партии «Единая Россия» и на нашем сайте. Мы надеемся, что другие парламентские партии выполнят свои обещания. Первое, на основании чего будем судить о властях, — проект бюджета на следующий год, в котором будет также представлен удельный вес расходов на науку. Дальше будем поступать исходя из этого документа. Немало будет зависеть от подходов бюджетной комиссии.
— Кроме краткосрочных проблем, существуют и долгосрочные. Приближается последний квартал нынешнего года, скоро начнётся новый год. Какие заделы на будущее надо создавать уже сегодня? Как улучшить положение учёных? Как добиться, чтобы Российская академия наук продолжала играть весомую роль в обществе? Чтобы РАН продолжала сохранять самостоятельность и её не затмили ваши «кураторы» из Федерального агентства научных организаций — ФАНО?
— Ключевые проблемы — это финансирование и «двуглавая» система управления институтами, которая работает не очень здорово, если говорить откровенно. Мы надеемся, что этот вопрос будет решён. Определённый оптимизм внушает и назначение нового министра образования и науки РФ Ольги Васильевой, с которой у нас налаживаются контакты.
Появились определённые надежды на улучшение положения с финансированием фундаментальной науки и на улучшение отношений с профильным министерством. Конечно, профсоюз будет отслеживать ситуацию и в случае необходимости готов к массовым акциям. Но очень не хотелось бы, чтобы пришлось это делать.
Беседу вёл Александр МЕШКОВ.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.