Возвращение к власти в Латинской Америке правых сил приобретает характер масштабной спецоперации. Против правительств Венесуэлы, Боливии, Эквадора и Никарагуа начата необъявленная война. Попытки дестабилизировать ситуацию в этих странах происходят при поддержке США, вдохновлённых своим успехом в Аргентине и Бразилии.
«Мозговой центр» реакции
Далеко не все события большой политической важности являются публичными. То, что мы видим в выпусках новостей, — скорее, вершина айсберга, видимое следствие решений, принимаемых за закрытыми дверями. Одним из таких событий стало создание Международного форума «Демократическая инициатива Испании и Америки» (IDEA). Год назад 36 бывших президентов и премьер-министров государств Северной и Южной Америки, а также Испании без лишнего шума подписали в Колумбии «Декларацию Боготы», оформившую появление очередной неправительственной организации.
Учреждение клуба отставных политиков так и осталось бы незамеченным, если бы не бурная деятельность, развёрнутая его членами в последующие месяцы. Как оказалось, организация имеет вполне ясную цель — стать «мозговым центром» по борьбе с левыми правительствами Латинской Америки. Дипломаты и спецслужбы Вашингтона взяли под своё крыло (штаб-квартира IDEA находится в Майами) наиболее одиозные фигуры, известные своим угодничеством перед США и борьбой с прогрессивными движениями. Среди них — экс-президент Колумбии Альваро Урибе, бывшие главы Мексики и Эквадора — Фелипе Кальдерон и Лусио Гутьеррес, экс-премьер-министр Испании Хосе Мария Аснар и другие. В недавно опубликованном манифесте содержится откровенное признание в том, что главной задачей организации является «установление демократии там, где её нет, восстановление там, где она попрана, и защита тех правительств, которые придерживаются демократических принципов».
Что именно подразумевается в данном случае под словом «демократия», объяснять, наверное, излишне. За последние двадцать лет эту «демократию» с лихвой испробовали на себе народы Югославии и Ирака, Афганистана и Ливии, Сирии и Йемена. Сегодня лицемерное прикрытие «прав человека» и «свободы» используется для давления на Латинскую Америку.
Механизмы свержения левых режимов не отличаются разнообразием. Во-первых, ставка делается на антиправительственные силы — начиная с внешне благообразных представителей элиты и заканчивая откровенно криминальными группировками. Большой щепетильности в выборе союзников Вашингтон не испытывает. Макиавелиевская максима «Цель оправдывает средства» давно стала плотью и кровью американской политики.
Во-вторых, США подключают широкий спектр реакционных внешних сил, чьи нападки на прогрессивные правительства выдаются за принципиальную позицию «мирового сообщества». Такую роль исполняет упомянутая выше IDEA. Её заявления являются не чем иным, как грубым вмешательством в дела суверенных государств. Например, от Венесуэлы организация требует немедленного проведения референдума об отзыве президента страны Николаса Мадуро и призывает «правителей региона и мира к активной солидарности с венесуэльским народом», который якобы ведёт справедливую борьбу с «преступным режимом».
«Мягкий» переворот с оружием в руках
Но это только часть инструментов, задействованных в наступлении на Каракас. «Чёрной меткой», объявившей властям страны войну на уничтожение, стал декрет Барака Обамы. В нём ситуация в Венесуэле называется «угрозой национальной безопасности Соединённых Штатов». После этого Вашингтон стал открыто требовать смены власти в Каракасе и спустил с цепи свору подконтрольных СМИ и организаций. В августе было обнародовано коммюнике Организации американских государств (правда, поддержанное всего 15 из 34 членов организации), в котором Венесуэле выдвинули ультиматум. ОАГ потребовала провести референдум об отзыве президента и откровенно намекнула, что только после этого произойдёт «быстрое и эффективное разрешение испытываемых страной трудностей».
Противники Каракаса признали, таким образом, что обладают рычагами влияния на ситуацию в Венесуэле. Для властей страны это давно уже «секрет полишинеля». Решающую роль в дестабилизации играют колумбийские «парамилитарес» — карательные отряды, созданные при поддержке США для борьбы с тамошними левыми повстанцами. В Венесуэле боевики из Колумбии развернули террор против сторонников правительства. В начале сентября, когда оппозиция проводила серию манифестаций под говорящим названием «Взятие Каракаса», МВД объявило о перехвате нескольких партий оружия и об обнаружении тайных лагерей «парамилитарес». Один из них находился в непосредственной близости от президентского дворца. По словам министра внутренних дел Нестора Реверола, боевики в союзе с оппозицией пытались спровоцировать столкновения и последующее внешнее вмешательство. Для этого в Каракасе появились снайперы, готовые открыть стрельбу по демонстрантам. Только своевременные действия правоохранительных органов помогли сорвать этот дьявольский план.
В ближайшее время следует ожидать нового витка насилия. Провести референдум о досрочном прекращении полномочий президента в нынешнем году оппозиция не успевает. Соответствующее заявление 22 сентября сделал Национальный избирательный совет. Это означает фактический провал стратегии «мягкого переворота»: даже если в следующем году большинство граждан поддержат отставку Мадуро, высший пост перейдёт к вице-президенту — давнему соратнику Уго Чавеса Аристобуло Истурису.
Неудача заставляет США прибегать ко всё более жёстким мерам. 17 сентября, накануне открытия саммита Движения неприсоединения, воздушное пространство Боливарианской республики нарушили американские самолёты-разведчики. Восвояси они убрались лишь после приближения венесуэльских истребителей.
В Каракасе давно поняли, что спасти страну от правого переворота способны только жёсткие ответные меры. В середине сентября власти продлили режим чрезвычайного экономического положения, наделяющий правительство дополнительными полномочиями. К борьбе с саботажем привлечены силовые структуры. За распределением продуктов питания и лекарств теперь следит армия. Помимо этого, усилен надзор над фирмами и неправительственными организациями, имеющими связи за рубежом. В случае выявления враждебной деятельности их счета подлежат заморозке, а имущество — конфискации.
Но ограничительными мерами шаги правительства не исчерпываются. Николас Мадуро сообщил о привлечении инвестиций на сумму свыше 5 миллиардов долларов в горнодобывающую отрасль. Успешными стали недавние переговоры с Тегераном, готовым вкладывать деньги в промышленность и сельское хозяйство Венесуэлы.
Подобные новости вызывают у американских властей зубовный скрежет. Неудивительно, что западные СМИ мгновенно наполнились бредовыми измышлениями о тайном сотрудничестве ливанского движения «Хезболла» с венесуэльскими наркобаронами при участии правительства Мадуро. Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно… Небылицы о Венесуэле с завидным постоянством повторяют российские СМИ. Среди последних «уток» — «новости» о том, что миллионы жителей питаются на помойках, а также о популярности в Венесуэле… картонных гробов. Деревянные, дескать, гражданам не по карману. Свои плоды даёт крушение корреспондентской сети после развала СССР: информацию о событиях в Латинской Америке (да и в других регионах планеты) российский читатель и зритель получают из третьих рук. Причём рук, чистота которых вызывает большие сомнения.
Борьба не закончена
Смертельно опасную прививку «демократии» хотят сделать не только Венесуэле. В прицеле Вашингтона находятся все прогрессивные режимы Латинской Америки. В Боливии ставка делается на протесты горняков. Западные СМИ публикуют душещипательные репортажи о шахтёрах, которым правительство не даёт свободно работать и разгоняет их протесты пулями. Истинная картина, разумеется, скрывается. Действительно, Боливию последние месяцы сотрясают протесты. Их участники принадлежат к кооперативам, созданным ещё в 1980-е годы под влиянием всплеска безработицы. С приходом к власти Эво Моралеса государство объявило о национализации природных ресурсов. Добычей олова, цинка и других полезных ископаемых в основном занимается государственная горнорудная компания, однако кооперативы противятся госконтролю. Связано это с тем, что первоначально создаваемые как товарищества, они фактически превратились в частные компании. Более того, эти фальшивые «кооперативы» предпринимали неоднократные попытки захвата национализированных рудников и нападали на рабочих госкомпании.
Недовольство частников вызвано их нежеланием исполнять требования трудового кодекса — создавать профсоюзные организации, отчитываться о доходах и соблюдать природоохранное законодательство. Попытки ограничить всевластие владельцев шахт вызвали акты насилия и саботажа. Нанятые люди перекрывали автомагистрали и вступали в столкновения с органами правопорядка. Дело дошло до того, что эти «мирные», по версии западных СМИ, протестующие похитили и после долгих истязаний убили заместителя министра внутренних дел Родольфо Ильянеса.
Активная подрывная работа ведётся в Никарагуа, где 6 ноября пройдут президентские и парламентские выборы. С целью дискредитации президента-социалиста Даниэля Ортеги одна за другой выпускаются фальшивки о его многомиллиардных счетах в швейцарских банках и т.д. Место, где сочиняются подобные «подмётные письма», хорошо известно. Это посольство США. Его глава Лаура Догу в течение нескольких лет пытается консолидировать оппозицию. Пока безуспешно. Судя по опросам, Ортега и Сандинистский фронт национального освобождения не имеют реальных конкурентов.
Использовать выборы для реванша правых сил США хотят и в Эквадоре. Президент Рафаэль Корреа заявил, что не собирается выдвигать свою кандидатуру в следующем году. «Главное, чтобы была переизбрана революция, — подчеркнул он. — Я верю в свой народ и знаю, что так и произойдёт». Правая оппозиция, однако, уже сейчас заявляет, что не допустит этого. Западные СМИ развернули злобную кампанию против властей страны, утверждая, что при них Эквадор стал «худшей экономикой мира». Видимо, в глазах владельцев западных изданий нет худшего преступления, чем сокращение вдвое бедности и безработицы, а также достижение энергетической независимости — то, чего страна добилась при Рафаэле Корреа.
Чем может закончиться отказ от социалистического курса, хорошо видно на примерах других латиноамериканских государств. Сразу после объявления импичмента Дилме Руссефф новый глава Бразилии Мишел Темер распорядился начать масштабную приватизацию. В частные руки будут переданы аэропорты, железные дороги, автотрассы и гидроэлектростанции. Корпорации США уже потирают руки в предвкушении лёгкой наживы. Аналогичные процессы проходят в Аргентине, где приход к власти президента Маурисио Макри и ультралиберального правительства привёл к сворачиванию социальных программ. Кроме того, правые режимы послушно выполняют задания Вашингтона по травле левых правительств. Так, новые власти Аргентины и Бразилии пытаются выдавить Венесуэлу из экономического союза МЕРКОСУР.
Горький опыт поражений заставляет прогрессивные силы региона делать необходимые выводы. В Боливии создана «Антиимпериалистическая военная академия», обучение в которой пройдут все офицеры. Слушатели будут изучать историю колонизации Америки и антиколониальной борьбы, механизмы противостояния подрывным действиям глобального капитала и т.д. Всё больше внимания уделяется информационной стратегии. Реваншу неолиберальных сил в Аргентине и Бразилии способствовал контроль крупной буржуазии над крупнейшими СМИ. В ответ власти Эквадора пошли на создание мощного государственного медиахолдинга. Схожие шаги сделаны в Никарагуа.
Борьба с наступлением правой реакции продолжается, и сдаваться левые силы не намерены. Президент Эквадора Рафаэль Корреа опроверг в связи с этим поражение революционных правительств. «Истинный провал потерпела неолиберальная экономическая модель, — заявил он. — В то же время успехи социализма XXI века в сокращении неравенства и бедности очевидны». Это действительно так, и альтернативы социалистическому переустройству Латинской Америки не существует.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.