Юрий Подпоренко. Гений места в полотнах Бориса Щербакова

Юрий Подпоренко. Гений места в полотнах Бориса Щербакова

В Государственном музее Л.Н. Толстого (Москва, Пятницкая ул., 12) открылась выставка живописи Бориса Щербакова «Здесь гений жил… Литературные места России», посвящённая 100-летию со дня рождения художника и включающая в себя более 50 полотен мастера.

ПРОЕКТ ПОДГОТОВЛЕН совместно с Государственным музеем А.С. Пушкина, а литературное пространство этой выставки охватывает многие заповедные российские места, где жили и творили великие наши писатели. Пушкин — в Михайловском и Тригорском, Лермонтов — в Тарханах, Толстой — в Ясной Поляне, Тургенев — в Спасском-Лутовинове, Шолохов — в станице Вёшенская…

Пожалуй, самое интересное в этом проекте то, что организаторы экспозиции (куратор — искусствовед Ю.В. Мудров) стремились максимально следовать за художником — Борисом Валентиновичем Щербаковым, который, в свою очередь, упорно следовал за идеей.

Карл Маркс, как известно, утверждал, что, когда идея овладевает массами, она становится материальной силой. А если идея овладевает художником? Творчество Б. Щербакова подтверждает, что в этом случае идея становится галереей ярких художественных образов. Какая же идея овладела художником? А вот эта самая: «genius loci», что в переводе означает «гений места». Да, ещё в тридцатые годы прошлого столетия молодой живописец задумался об истоках творческих импульсов, вдохновлявших художников слова, и стал пристально вглядываться в те места, где они жили и творили, пытаясь представить, что они чувствовали, и передать эти чувства на холсте. Что ж, такова уж, похоже, природа щербаковского таланта: видеть одновременно и работу гения, и среду его обитания, точнее, среду обитания его духа. И на протяжении десятилетий художник по-особому вживался в намоленные места, «отслеживал» в своих пейзажах следы того духа, что питал жившего здесь гения слова творческими озарениями.

Выставка живописи в литературном музее — это явление многозначное уже потому, что провоцирует у зрителя множество подтекстов и стимулирует рождение целого роя ассоциаций. Здесь же этот принцип получил и зримое воплощение: рядом с некоторыми из полотен помещены небольшие фрагменты текстов, в которых художник делится тем, как, оказываясь в среде обитания гения, он прикасался к тайнам писательского труда. В одном из таких текстов Б. Щербаков признаётся: «Работа в Ясной Поляне приблизила меня к Толстому, к пониманию его отношения к природе, к людям, к смыслу жизни».

Стоит упомянуть и о том, что Борис Валентинович Щербаков писал пейзажи не только живописные, на холсте, но и… стихотворные. В обстоятельном каталоге выставки, помимо репродукций, помещены и два стихотворения, читая которые, ещё раз убеждаешься, что ох как не просто с этим самым «гением места», витающим здесь духом, сумевшим пробудить у талантливого художника и дар литературный.

К идеям художник был восприимчив с молодости. Читателям газеты будет интересно узнать, что факультет живописи Всероссийской академии художеств в Ленинграде по мастерской И.И. Бродского Борис Щербаков окончил в 1939 году дипломной работой под названием «Редакция газеты «Правда», год 1917-й», и эта картина сразу же попала на Всесоюзную художественную выставку.

А выставка «Здесь гений жил…» открыта в Толстовском центре на Пятницкой ещё целых два месяца — до 22 ноября. И дух, «гений места», там царит замечательный.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *