Информационная лента быстролетна. Очередные громкие события стучат в мозг и мчатся прочь. А как хотелось — если не поцеловать, то хотя бы поговорить. Вот где вы, герои вчерашней недели, белорус Александр Васюкович и москвич Сергей Лойко, выставившие на панели Сахаровского центра фотографии, посвященные войне в Донбассе? Забыты на фоне полковника-журналиста из «Укринформа», чьи публикации почему-то невозможно найти. Впрочем, уже и лефортовский узник перестал быть сенсацией. Во всяком случае, еще вчера украинские медиа в голос твердили «ні, не розвідник він». А сегодня вообще не упоминают о несчастном парижском собкоре, якобы покусившемся на военные секреты России.
Однако поговорим о любви. «Объектив необъективен», — высокие профессионалы фотожурналистики, господа Васюкович и Лойко отлично знают эту главную аксиому собственной профессии. Одно и то же лицо в кадре можно сделать воплощением духовности, искреннего эмоционального порыва — или превратить в сущего монстра. Речь даже не об измененном ракурсе, «широкоугольниках» и прочих элементарных репортерских технологиях. Если тебе симпатичен объект съемки, кадры сами по себе как минимум человечны. Если ненавидишь, вместо людей на снимках практически гарантированно появляются орки.
Еще в апреле Центр документальной фотографии FOTODOC при Сахаровском центре Москвы устроил первую выставку Александра Васюковича. Тогда обошлось без инцидентов. Хотя именно он поставлял для мировых площадок топовые фото участников Евромайдана и продолжал восторженно снимать своих героев во время карательной операции в Донбассе.
Белорусскому оппозиционеру явно по душе персонажи в форме ВСУ. Исключительно «воины света», красивые и улыбчивые молодые люди, трагически гибнущие в борьбе за свободу против «российской агрессии». Нет и намека на мародеров и извращенных убийц, от которых в ужасе сама украинская военная прокуратура. Точно так же нравятся обнаженные дети престарелому американскому фотографу Джоку Стерджесу. Это не скроешь, это от души.
— Многие из тех, кого видел на «Майдане», шли воевать как добровольцы. Тогда я решил поехать и сделать проект именно об этих людях. Я задавал героям разные вопросы: кто они? откуда? кем работают?.. На востоке Украины солдаты просили меня сфотографировать их на память. Я фотографировал и отправлял получившиеся снимки их детям, женам, друзьям. Мы каждый день видим разные фото «на память» в интернете. Вернувшись в Минск, я писал тем, кого снимал, спрашивал, как у них дела, как дела у других героев. Когда кто-то не отвечал и не заходил в соцсети долгое время, становилось понятно… Затем я отобрал фотографии, приехал в Киев и встретился с выжившими. Вместе мы отмечали погибших.
Следующая подобная выставка в рамках проекта «Прямой взгляд» случилась под занавес сентября. Как известно, во время этой «творческой встречи» православный художник и отец четверых детей Антон Беликов залил краской несколько фрагментов экспозиции. Кроме того, мужчина заявил о своем презрении к этим работам. Если конкретней, Беликов сказал, что «застенчивые интеллигентные ребята приходят в мой город и под шумок пытаются протащить фото фашистов из украинских добробатов».
— Как вы себя чувствуете после того, как вас назвали «фашистом»? — спросил земляка независимый минский телеканал БелСад.
— Чувствую себя нормально, потому что я не фашист, и даже тот человек не смог мне объяснить, почему называет меня фашистом.
Васюкович лукавит. Тут надо привести еще одну дословную цитату «московского вандала» Беликова: «Я ведь спросил перед всем этим — кто на фото? Армия или каратели? Я ведь понимаю, что можно жалеть обычных украинских подневольных пацанов, которых загрузили в вагон и отправили воевать. Но ведь нет же — на фото боевики карательного батальона „Донбасс“, который в кровище мирных измазан по горло…»
На снимках «героев» действительно видны характерные эмблемы — стилизованный под трезубец, перевернутый вниз нацистский орел с полусложенными крыльями. Такой знак использовался вермахтом с 1935 года. Сегодня это официальная эмблема батальона «Донбасс», созданного на деньги Игоря Коломойского для зачистки Донецкой народной республики. Костяк батальона составили боевики днепропетровского «Правого сектора» *.
Следом за художником на «выставку убийц» в Сахаровский центр явились казаки, молодые активисты и депутаты-муниципалы. Вскоре снимки украинских военных были сняты.
Ответ либералов: «на Центр документальной фотографии напали погромщики, направляемые властью, подонки, вата, рашистские штурмовики и подобострастные путинские вассалы». Стенания по «единственному островку свободы в злобной безумной стране» логично дополнялись горестным спичем директора Сахаровского центра г-на Лукашевского о том, что российское общество заражено-де ненавистью, потому публичный разговор о войне на Украине у нас невозможен.
Видимо, директор действительно убежден, что вдохновенные образы бойцов Коломойского научат москвичей настоящей демократии. Интересно еще одно обстоятельство: проект «Прямой взгляд» осуществляется при финансовой поддержке Европейского союза и американской компании OAK Foundation, которая специализируется на выдаче грантов под «защиту прав человека».
Увы, за свое майданное творчество белорусский фрилансер Александр Васюкович так и не заработал палат каменных. Редкие гонорары из «Нью-Йорк Таймс» и «Русского репортера» ушли песком сквозь пальцы. Четвертый год этот неприкаянный бородач — внештатный фотокор второразрядного оппозиционного портала TUT.BY. провокационные репортажи о милицейских протоколах, минских продуктовых ярмарках типа «только кости, а не мясо» и «забытых Богом» пригородах Минска. Похоже, единственным по-настоящему светлым пятном в жизни творческой личности стала горящая соседка-Украина.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.