Поэт рабочей Франции

Поэт рабочей Франции

К 200-летию со дня рождения автора «Интернационала»

Редко какому поэту выпадает такая честь, когда незадолго до 200-летия со дня рождения на знаменитое, во всём мире известное его произведение официальные власти одного из государств (увы, это нынешняя Украина) накладывают табу. За что? За то, что певец трудового народа набатно провозгласил:

Никто не даст нам избавленья —

Ни бог, ни царь и не герой,

Добьёмся мы освобожденья

Своею собственной рукой.

СЫН РАБОЧЕГО и сам рабочий, Эжен Потье прожил долгую и бурную жизнь. Он принял личное участие во всех революциях, происходивших во Франции XIX века. Сражался на баррикадах в 1848 году и являлся членом Парижской коммуны, став одним из последних её защитников. После поражения Коммуны Потье вынужден был бежать в Англию, а оттуда перебрался в США. Только в 1880 году, после амнистии коммунаров, он смог вернуться на родину, чтобы прожить ещё семь лет, однако уже тяжело болея. Поразительное совпадение: ушёл из жизни Эжен Потье почти ровно за 30 лет до Октябрьской революции — 6 ноября 1887 года.

Умер он в нищете (как и создатель бессмертной «Марсельезы» Руже де Лиль), однако на похороны пролетарского поэта, гроб которого украсил красный шарф коммунара, пришли на знаменитое кладбище Пер-Лашез тысячи простых парижан. Прощание с покойным превратилось в грозную манифестацию. Дочь Карла Маркса Лаура Лафарг дала на похоронах клятвенное обещание сделать всё от неё зависящее для распространения поэтического наследия Эжена Потье среди рабочих всех стран мира. «Песни Потье, — писала она, — лучшие и даже единственные революционные песни, которыми могли бы похвалиться французы нашего поколения».

Сочинять стихи Э. Потье начал ещё в юности, учась у революционного поэта Пьера Жана Беранже (1780—1857). Свою первую песню «Да здравствует свобода!» он написал в 14 лет, откликнувшись на революцию 1830 года, и здесь, конечно, вспоминается «Свобода на баррикадах» живописца Эжена Делакруа, написанная по мотивам тех же событий. В 1840-е годы Потье выступил с боевой, остросоциальной поэзией, рисовавшей бедствия народных масс, бичевавшей язвы капитализма и призывавшей к революционной борьбе. Шансон он сделал мощным оружием революционной пропаганды. Находясь под влиянием идей утопического социализма и анархизма, в 1870 году Эжен Потье, тем не менее, присоединился к французской секции Первого Интернационала, в эмиграции сотрудничал с социалистами США, а на излёте жизни вступил в марксистскую Рабочую партию, основанную Жюлем Гедом (1845—1922).

Волны революции и реакции сменяли друг друга. И если, например, в начале 1848-го Потье воспевал революцию, энергию народного бунта, то после поражения Июньского восстания ему оставалось только лишь сокрушаться по поводу поражения борцов за справедливость, соединяя мрачный пессимизм с неугасаемой ненавистью к победившей буржуазии. Во времена правления Наполеона III поэт не избежал колебаний, порою допускал примирительное отношение к капиталистическим порядкам, но то были, скорее, лишь минуты слабости в обстановке экономического подъёма и под обманчивым впечатлением от социальной демагогии бонапартизма. Нужно иметь в виду и то обстоятельство, что Потье был ремесленником, а не рабочим крупного машинного, подлинно индустриального производства. Он всю жизнь без устали учился, читал книги, штудировал политэкономию и философию, однако так и не сумел полностью преодолеть мелкобуржуазные взгляды, чрезвычайно распространённые в среде французских трудящихся того времени и сильно мешавшие организации их борьбы.

ВЕРНОСТЬ Парижской коммуне Эжен Потье непоколебимо сохранил до последних дней жизни. Своё главное произведение, «Интернационал», он написал в июне 1871 года по горячим, так сказать, следам поражения восстания парижских рабочих и кровавой расправы «версальцев» над ними. Можно легко представить себе, какие чувства испытывал коммунар — поверженный, загнанный в глухое подполье, пребывавший под угрозой ареста и неминуемой в таком случае казни. В какой-то момент газеты даже сообщили, что «известный бунтовщик» Потье схвачен и расстрелян, и слух об этом прошёл среди брошенных в тюрьмы соратников певца рабочей Франции.

Сам он уже был немолод, и его к тому времени уже не слушалась одна рука, что, однако, не помешало Потье лично биться на баррикадах Парижа. Ещё в юности он дал клятву своему учителю и кумиру Беранже: как бы ни сложилась его судьба, он всегда будет бороться за дело трудящихся! И клятву свою Эжен Потье сдержал.

Он являлся одним из наиболее энергичных, деятельных и самоотверженных членов Коммуны. Потье, имевшего репутацию неподкупно честного и безупречно храброго человека, избрали в ЦК Национальной гвардии, он принял участие в организации Комитета общественного спасения. Вместе с выдающимся живописцем Гюставом Курбе (1819—77) Эжен Потье работал в Федерации художников.

Существуют подсчёты историков, что на 2,5 тысячи коммунаров, погибших в бою, пришлось, по меньшей мере, 30 тысяч человек, перебитых озверелыми врагами уже после подавления восстания. Кровь ручьями текла по мостовым, залила стену на кладбище Пер-Лашез, у которой палачи расстреливали последних бойцов Коммуны.

Не забыл Потье и того, как была потоплена в крови революция 1848 года, как убивали без суда и следствия всякого, у кого руки пахли порохом. А.И. Герцен, тоже очевидец тех событий, написал полные гнева слова: «За такие минуты ненавидят десять лет, мстят всю жизнь. Горе тем, кто прощает такие минуты!»

И вот в такой трагической ситуации Э. Потье, сменив штык на перо, написал стихотворение, пронизанное верой в неизбежность окончательной победы, зовущее в решительный бой. В 1871 году старика Потье почему-то не охватило то отчаяние, которое завладело им, молодым человеком, в 1848-м! Что-то изменилось в его душе за эти без малого четверть века! Появилась убеждённость, и основанная, очевидно, на опыте Парижской коммуны — этого «первого штурма неба», по выражению К. Маркса.

Самому Эжену Потье не суждено было услышать своё произведение облечённым в музыкальную форму — музыка к нему была написана уже после смерти автора текста. Изданный в 1887-м, незадолго до кончины поэта, сборник «Революционные песни» попал в руки к Пьеру Дегейтеру (1848—1932), рабочему-мебельщику родом из Бельгии, проживавшему в Лилле, музыканту-любителю.

В 1871 году П. Дегейтер, солдат французской армии, с отрядом товарищей пытался пробиться в осаждённый Париж на выручку коммунарам, но потерпел неудачу.

Потрясённый стихотворением Потье, рабочий-композитор сочинил к нему могучую мелодию, и созданное усилиями этих двух ярких представителей пролетариата произведение было впервые исполнено 23 июня 1888 года на рабочем празднике Союза газетчиков в Лилле.

ГЛАВНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Потье переведено на все основные языки мира. Только на русском оно известно в нескольких вариантах. На украинский язык его перевёл в 1919 году Мыкола Вороной (1871—1938), поэт, между прочим, националистического толка, один из учредителей Центральной рады. Причислить этого человека, который был расстрелян НКВД в 1938 году, к сторонникам «тоталитарного режима» никак нельзя, но, тем не менее, его пламенные строки нынешней киевской властью отнесены к символам «пропаганды тоталитаризма»! Да уж, «декоммунизация» на Украине порою доходит до абсурда!

Среди переводчиков главного творения Потье немало выдающихся поэтов. Так, на абхазский язык его перевёл основоположник абхазской литературы и литературного языка, народный поэт Абхазии Дмитрий Гулиа (1874—1960).

Симфоническую разработку гимна выполнил в 1937-м Дмитрий Шостакович. Знаменитое произведение Эжена Потье вошло и в изобразительное искусство — к примеру, известный рисунок итальянца Ренато Гуттузо «Девушка, поющая «Интернационал». Или куда более известный в нашей стране триптих Гелия Коржева «Коммунисты».

Произведение Э. Потье — П. Дегейтера пытались запрещать с самого момента его появления. Сам Пьер Дегейтер опасался преследований и потому на титульном листе выпущенной брошюрки с текстом и нотами гимна попросил поставить лишь его фамилию — без имени. Из-за этого, к слову, впоследствии на авторские права пытался претендовать брат композитора Адольф, и только после долгих судебных тяжб в 1922 году автором музыки был официально признан Пьер Дегейтер.

Впрочем, «полуанонимность» его в 1888 году не спасла — он был уволен и попал в предпринимательские «чёрные списки». Как и Потье, Дегейтер бедствовал, и в последние годы жизни единственным средством существования для него стала особая пенсия, назначенная советским правительством. Именем Дегейтера названа ныне площадь в Лилле, а в его родном бельгийском Генте ему установлен памятник.

Французского учителя Армана Гослена за публикацию главного произведения Эжена Потье в своё время обвинили в «подстрекательстве к убийству» и посадили на один год в тюрьму. Известен и такой эпизод: в 1930-е годы в Румынии, в городе Плоешти, прошёл судебный процесс против рабочих-нефтяников, вся вина которых состояла лишь в том, что они пели пролетарский гимн, сочинённый Потье и Дегейтером.

«Марсельезу», впрочем, тоже запрещали и преследовали после Реставрации. Однако сегодня это государственный гимн Французской Республики. Исполинское Слово, ежели оно пошло в массы, овладело ими, запретить и заглушить невозможно.

К. ДЫМОВ.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *