Вчера на сайте портала «Свободная пресса» была размещена статья, в которой речь шла о попытках властей принять закон об ответственности за «тунеядство». Публикуем её полностью.
Участвующие в полемике по поводу оправданности недавней властной инициативы по борьбе с «тунеядцами», почему-то обходят вниманием основной аспект проблемы. И апологеты, и критики законопроекта, увлёкшись дебатами, почти не говорят о главном — о правомочности самого применения к официально неработающему совершеннолетнему и трудоспособному гражданину нашей страны широко известного с советских времён определения «тунеядец». Подобная забывчивость образованным людям непростительна. Ведь если закон против тунеядства действительно примут, то многие десятки (если не сотни) тысяч людей окажутся не просто безосновательно ограничены в своих конституционных правах, но и будут припечатаны уничижительным термином, который, при здравом размышлении, не может быть применён к ним в современных условиях даже теоретически.
Итак, что собой представляло понятие «тунеядство» в Советском Союзе, от правовой системы которого нынешние законотворцы в данном случае силятся вести преемство?
Согласно Указу, принятому Президиумом Верховного Совета СССР от 4 мая 1961 г., тунеядством признавалось уклонение лица от общественно-полезного труда, а также ведение этим лицом паразитического образа жизни. В тексте Указа давалась ссылка на Статью 12 Конституции СССР от 1936 г., закрепившую следующую важнейшую норму: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: кто не работает — тот не ест».
Таким образом, согласно советскому праву, тунеядцем считался тот, кто уклоняется от выполнения предписанного Конституцией всякому гражданину «дела чести» — не желает трудиться на благо общества, ищет при этом альтернативные, «левые» источники заработка. Такая деятельность в рамках социалистического общества действительно рассматривалась как антиобщественная и по закону пресекалась. Для того имелись свои веские основания.
Понимаю, процитированные выше положения советского законодательства могут вызвать у представителей молодого поколения искреннее возмущение, протест. Выросшим в атмосфере постоянного декларирования буржуазных прав и свобод, им трудно взять в толк, с какой, собственно говоря, стати, в Советском Союзе труд людям вменили в обязанность. Ведь сегодня, согласно Статье 37 Конституции РФ, труд признаётся свободным и, более того, принудительный труд запрещён.
Для того чтобы разъяснить этот действительно важный, в сущности, даже не столько юридический, сколько мировоззренческий момент, необходимо сделать небольшое отступление и рассказать, хотя бы в двух словах, о сути социалистического жизнеустройства как такового. Не разобравшись в этом ключевом для понимания проблемы вопросе, продолжать дальнейший разговор бессмысленно.
Социалистический строй (и, соответственно, стоящее на его страже социалистическое государство) основывается на общественной форме собственности на средства производства. На практике это означает, что все средства производства и иные причисляемые к их числу объекты, находящиеся на территории страны, официально, по закону, провозглашаются коллективной собственностью всех её граждан. Отсюда выглядит вполне логичным, что все граждане должны получать свою долю материальных благ от эксплуатации средств производства, находящихся в их коллективном совладении. Для того чтобы получать долю, что называется, «на руки» (в виде зарплаты, а также иных, причитающихся по закону благ), необходимо участвовать в общественном производстве, то есть, вносить личный посильный вклад в общее дело. Социализм принципиально отвергает эксплуатацию человека человеком — никто не должен жить с трудов ближнего.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.