Вчера на сайте портала Движения за возрождение Отечественной науки была размещена статья, посвящённая 400-летию кончины Козьмы Минина. Публикуем её полностью.
К 400-летию мирной кончины и 87-летию посмертной казни героя Второго освободительного ополчения Смутного времени Козьмы Минина
Мы ленивы и не любопытны, — как-то с грустью и досадой отметил Пушкин в путевых заметках. Он не уточнил, что первично. Нам просто лень вспоминать о том, что стыдно забывать человеку даже с неполным школьным образованием, не чуждому таких понятий как родина, родная старина, герои Отечества. А возможно, не существует для нас того, что возбуждает не обыкновенное любопытство, а волнующий интерес.
Уже пятый месяц «благодарная Россия» никак не вспомнит об одной из самых легендарных фигур её славного прошлого. А ведь в мае сего года ровно 400 лет миновало, как ушёл из земной жизни один из двух спасителей Отечества от его полного расчленения и гибели в 1612 году. Их подвигу посвящён нынешний главный государственный праздник Российской Федерации. Конечно, есть смягчающие обстоятельства национальной забывчивости россиян. Три четверти века и школа всех уровней, и СМИ с мягкой настойчивостью подводили нас к убеждению, что настоящая история нашей родины началась с октября 1917 года. До этого имело место нечто вроде предыстории, наподобие того, как эпоха динозавров предшествовала появлению разумного существа. А в 2011 году президент Медведев ещё больше сократил нашу историю, заявив, что России… 20 лет (?). Так что нашей «доисторической истории», которую простительно не помнить, прибавилось к удовлетворению русского забывчивого человека.
**
Нет нужды пересказывать здесь и сейчас известные факты из жизнеописания Кузьмы Минича Захарьева Сухорукого, чаще называемого Козьма Минин. Я ведь не для просвещения донельзя просвещённых соотечественников заправил сегодня чернилами своё перо. Честно, между нами говоря, я и сам скорее всего не вспомнил бы о 400-летнем юбилее памяти, если бы не неожиданная подсказка, притом, не прямая, а по ассоциации.
Короче, попал в волну обсуждений СМИ очередного вандализма в отношении ленинских монументов на Украине. К сему варварству (с термином согласен) я отношусь отрицательно, так как понимаю его подоплёку: выпад украинских националистов против русского имени и идейного антипода..
Поинтересовался, а как с этим обстоит в России? Подобных примеров не нашёл, но обнаружил массу акций вандализма в отношении памятников эпохи царизма, культовых и гражданских сооружений, проведённых при Ленине и ленинцами после него. Роясь в этом каменном и бронзовом мартирологе, наткнулся на описание взрыва Спасо-Преображенского храма в Нижнем Новгороде в 1929 году.
Так ведь там же, в подполе, покоился прах Козьмы Минина! Гражданский соратник князя Пожарского, управлявший делами 2-го ополчения, скончался через три с половиной годапосле освобождения Москвы от поляков.
Повторяю: тому ровно 400 лет (!). Так почему же так бесчувственна Россия к печальному юбилею великого защитника земли русской? А, понимаю, не до него нам, особенно левым патриотам.
Ведь на Украине опять Ленина обижают. А кто такой Минин? Величина в отечественном пантеоне героев, конечно, заметная, но не сравнивать же с Гением всего человечества (по совместительству Вождём мирового пролетариата). Притом, была у Минича своя «червоточинка». Вместо того, чтобы, по освобождении Москвы, гордо удалиться к себе в мясную лавку и, как прежде, обвешивать покупателей, народный герой принял из рук нового царя презренную всем трудовым народом дворянскую грамоту и занялся эксплуатацией беднейшего крестьянства дарёной ему вотчины. Словом, герой героем, а поди ж ты, мироедом стал.
Значит, и находиться ему во всероссийском пантеоне по чину после всех тех российских дворян, которые перекрестились в марксисты для борьбы за рабочее дело. Те после смерти кремлёвскую стену в Москве заслужили. А главнейшие из них – даже мавзолей. Ради него бронзовых Минина с Пожарским передвинули с видного места Красной площади (напротив Сенатской башни) на скат кремлёвского холма, в тень Василия Блаженного. Мешали старые истуканы пирамиде с новейшими мощами.
***
Судьба захоронения четырёхвековой давности меня заинтересовала. Поделюсь своими открытиями. Сначала прах преставившегося думного дворянина Кузьмы Минича Захарьева Сухорукого погребли на погосте приходской Похвалинской церкви. Спустя 56 лет нижегородцы решили, что спасителю Отечества приличествует лежать в Кремле, и перенесли гроб в подпол Спасо-Преображенского собора в усыпальницу удельных князей. В 1838 году почти на том же самом месте, когда обветшавшая от древности постройка была снесена, поднялся новый кафедральный собор. Гробы известнейшего нижегородца и правителей некогда независимого от Москвы княжества были бережно перенесены в подцерковье, при этом соратник князя Пожарского удостоился через несколько лет художественно исполненной гробницы в виде часовни на столбах, украсившей интерьер собора.
Любоваться часовней и преклонять колени перед прахом того, кого Сталин в своё время назовёт в числе «наших великих предков», можно было до 1918 года, пока большевики не решили: «Будя, насмотрелись! Закрываем!».
Прошло ещё 20 лет. В Стране Советов пошла мода на Дома Советов в крупных городах. И тут вышла нестыковочка. Понимаешь, читатель, у нас ведь очень маленькая страна была, этот СССР. Больше, конечно, Монте-Карло (см. на крупномасштабной карте сквозь лупу), но всё равно небольшая. Тесно в ней было, никак не развернуться передовому отряду пролетариата. Только начнут возводить какой-нибудь самый скромный домишко для советов, так новостройка то углом упрётся, то рабоче-крестьянской колоннадой (в коринфском стиле) в какой-нибудь храм. Понатыкали буржуи с попами! Приходилось взрывать. Нет, не новостройку, а наоборот.
Общеизвестна история с Домом Советов, что задумали в Москве партзодчие. Столичной стройке мешал Храм Христа Спасителя, строение прочное как гранитная скала. Но несть препятствий для большевиков. Кенотаф всех погибших в Отечественную войну 1812 года серией взрывов превратили в гору щебня. Дом-утопия с полым 100-метровым Лениным на крыше, конечно, не состоялся, зато бассейн на месте воронки получился агитационный – всем народом вплавь к берегам коммунизма. Но не Москва подала пример тому варварству. Двумя годами ранее в Нижнем — Горьком… (Фу-ты! – Нижнем Новгороде) тоже задумали Дом Советов, притом, непременно в самом кремле. Только на облюбованном гегемонами месте, как нарочно, оказался Спасо-Преображенский храм. Что делать? Крошить ломами дорого и долго. Взорвать! Рванули мощно и умело.
Наконец-то местные фомы неверующие убедились: Советская власть – это всерьёз и надолго.Одно утешает: в то время расправа над русской стариной носила массовый характер. Для описания её необходим многотомник фолиантов. Назову здесь уничтожение мавзолея князей Пожарских, где покоился прах военного предводителя Второго ополчения, с кем Козьма Минин делил опасные труды.
Назову также подрыв могилы князя Багратиона на Бородинском поле (горсть костей и обрывок эполета остались от героя судьбоносного сражения). За что? Так ведь царские сатрапы. Туда им и дорога.
Приступая к ликвидации памятника истории и архитектуры, рабоче-крестьянская власть решила пошарить по гробницам князей – а вдруг обнаружится награбленное феодалами у народа. Копеечка в стране тотального дефицита не лишняя. Выборочно вскрыли несколько захоронений. Увы, ничего ценного. Лишь кости и остатки погребальных облачений, нательные крестики. Кое-что передали музею. На том остановились. И только расчистив руины и приступив к рытью котлована под фундамент, как кто-то из новых отцов города, с церковно-приходским образованием, вспомнил о Козьме Минине. Я не иронизирую. Пока Сталин не озвучил это имя в ряду «наших великих предков», оно редко произносилось мысленно и вслух.
Обломки вроде бы искомой гробницы нашлись. Человеческие останки, обнаруженные среди них, также передали музею. Там они хранились до 1962 года, когда часы истории отбили 350-летие победы Второго ополчения. К тому времени правящие товарищи уже подняли свой образовательный уровень на партийных курсах, а главное, вспомнили о вечных нравственных понятиях, которые раньше заглушались революционной целесообразностью.
В тот юбилейный год окончания Смуты 1606-12 годов атеистическая власть приняла непростое, но справедливое решение – перезахоронить музейные останки предположительно (!) Козьмы Минина в Михайло-Архангельском соборе, пережившем богоборчество на территории того же нижегородского (простите, уже горьковского) кремля.
Да, предположительно. До сих пор так и неизвестно, чьи кости второпях извлекли из-под руин взорванного Спасо-Преображенского храма… К этой предположительной могиле в соборе и возложил цветы Президент РФ.
«Воображенье, друг мой, помоги!», — этими словами я закончил свой роман в стихах «Историада», будто предчувствуя, что обратиться к нему придётся ещё не раз.
Мысленно я вижу иную картину в стенах древнего крома на высоком холме у слияния Волги и Оки в конце зимы 1929 года, чем описанную в акте по вскрытию гробницы якобы Козьмы Минина. Когда кремль и весь древний город содрогнулись от ранее неслышанного здесь чудовищного грохота во имя Дома Советов, взрывная волна, раздробив камень гробницы и кости в пыль, впечатала её в грунт былинного холма. Там и покоится то, что в земной жизни, во плоти, звалось Козьмой Мининым.Фактически произошла посмертная казнь одного из первейших героев русской истории. Вторая его смерть. Мир праху его! Кремлёвский холм – его могила, уже недоступная для грязных рук и бесчувственных сердец.
Казалось бы, можно успокоиться, смириться с реальностью. Но нет, оскорблённого герояпепел стучит в сердце, как сказал классик.
Сергей Сокуров, писатель
От редакции: Автор статьи, к сожалению, поливает грязью Советскую власть, утверждая, будто она воевала против «российской истории», «пыталась стереть из памяти народа героическое прошлое» и т.д. Но это прямая дезинформация. Не следует забывать, что ещё в 1918 году Советское правительство приняло программу «Памятники республики», которая предусматривала установку монументам и тем, кто в прошлые века действительно принесли Россию огромную славу. Так, предусматривалась установка памятников таким деятелям как М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Андрей Рублёв, М.А. Врубель и т.д. О какой попытке предать забвению все прошлые достижения народов России идёт речь? Ну а про то, как при И.В. Сталине в качестве великих людей были официально провозглашены Александр Невский, Дмитрий Донской, Козьма Минин, Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, тоже нельзя забывать. Напротив, Советская власть выделяла все успехи народа нашей страны, которые были им совершены в прошлые столетия.
В то же время речь не шла о том, что до 1917 года якобы у нас не было истории. Разумеется, в первые Советские годы троцкистско-бухаринские контрреволюционеры пытались «перегнуть линию партию» в провокационных целях, подставляя тем самым Коммунистическую партию. Но о них чего говорить? Они ведь были агентами буржуазии, внедрённое в коммунистическое движение. Вполне понятно, что они стремились приложить усилия, направленные на дискредитацию Советской власти. Это во-первых. Во-вторых, как мы подчеркнули выше, речь шла не об «отсутствии истории» до 1917 года. И.В. Сталин пояснил, что русские цари создали мощное сильное государство. Однако они укрепили его в интересах помещиков и капиталистов, а большевики — в интересах Рабочих и крестьян. Вот о чём речь шла.
Что касается самого Козьмы Минина, то о его подвигах, к сожалению, за последние месяцы практически не вспоминали. Деятелю, который совместно с Дмитрием Пожарским избавил нашу страну от иностранных захватчиков, не уделяли никакого внимания! И это при массовых разговорах о патриотизме! И возникает риторический вопрос: неужели нынешние власти не считают очередным поводом чувства гордости за собственную историю изгнание из Москвы интервентов в 1612 году?! Если это так, то данное обстоятельство полностью характеризует нынешних государственных руководителей. Более того, они, не вспомнив о героическом подвиге Козьмы Минина даже в 400-летие его кончины, фактически героизируют деятелей вроде Александра Солженицына и Бориса Ельцина. А второму даже устанавливают мемориальные центры за счёт бюджета — т.е. за счёт народных денег. Как можно поднимать на щит разрушителя нашего государства, того, кто подчинил всю внутреннюю и внешнюю политику интересам других стран, того, кто своей политикой нанес России колоссальный ущерб, в два раза превышающий потери от гитлеровского нашествия! Тоже самое относится и к Солженицыну, который беспардонно клеветал на Советскую власть, который в своё время открыто призывал к дезинтеграции СССР (в письме к руководству Советского союза в начале 1970-х годов и в своей статье «Как нам обустроить Россию» за 1990 год). Возвеличивая национал-предателей и разрушителей нашего Отечества, власть де-факто поощряет космополитические настроения.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.