Важным событием в жизни России ХIХ века было учреждение и открытие в 1811 году уникального учебного заведения – Царскосельского Лицея, который вошел в историю как Пушкинский Лицей в память о самом знаменитом выпускнике Лицея – нашем национальном гении. В наше время сокрушительных «реформ» всего и вся, образования в особенности (а ведь это стратегический ресурс нации!), крайне необходимо вспомнить, принять к сведению и желательно к исполнению все хорошее в образовательном процессе России.
Наши предки ведь были неглупыми людьми!
Лицей открылся 19 октября 1811 года в Царском Селе, в торжественной обстановке, в присутствии царя и большого числа знатных особ. Иван Иванович Пущин в своих записках вспоминал: «В лицейской зале, между колоннами, поставлен был большой стол, покрытый красным сукном с золотой бахромой. На этом столе лежала высочайшая грамота, дарованная Лицею. По правую сторону стола стояли мы в три ряда; при нас – директор, инспектор и гувернеры; по левую – профессора и другие чиновники лицейского управления. Остальное пространство залы, на некотором расстоянии от стола, все было уставлено рядами кресел для публики». В 1836 году в стихотворении «Была пора: наш праздник молодой…» выпускник Лицея Александр Пушкин скажет об этом памятном дне:
Вы помните:
когда возник Лицей,
Как царь для нас
открыл чертог царицын,
И мы пришли.
И встретил нас Куницын
Приветствием
меж царственных гостей…
Адъюнкт-профессор А.П. Куницын произнес в тот день блистательную речь, поразившую лицеистов, в том числе и юного Пушкина: «В сиих пустынных лесах, внимавших некогда победоносному российскому оружию, вам поведаны будут славные дела героев, поражавших враждебный строй. На их зыбких равнинах вам показаны будут яркие следы ваших родоначальников. Окруженные примерами добродетели, вы не воспламенитесь ли к ним любовью, вы ли не будете приготовляться служить Отечеству…».
Мысль добра, высокого служения Отечеству была заложена в самой идее Лицея. Автор проекта нового высшего учебного заведения для высокоодаренных детей всех сословий М.М. Сперанский в 1815 году писал другу: «Училище сие образовано и устав его написан мною… но без самолюбия скажу, что оно соединяет в себе несравненно более видов, нежели все наши университеты».
Образование в Лицее воспитанники получали всестороннее: математика, физика, гуманитарные науки, история, изящные искусства, гимнастика, танцы, фехтование. Основой же образования были науки нравственные. Предполагалось, «начиная от самых простых понятий права» довести лицеистов «до коренного и твердого познания различных прав и изъяснить им систему права публичного, права частного и особенно права Российского и проч.». Такое внимание к вопросам права было потому, что «под именем наук нравственных здесь заключаются все те познания, кои относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве Гражданских обществ, о правах и обязанностях, отсюда вытекающих». Вдумаемся, как сильно не хватает в наше время вседозволенности, неуважения и даже презрения к закону таких познаний.
Не надо забывать, конечно, что все рассуждения о правах и о нравственных науках велись в условиях самодержавия, да и сам Лицей был создан для подготовки преданных трону государственных мужей. Но это не умаляет значения системы всестороннего образования и воспитания лицеистов.
Для Пушкина Лицей стал Домом. «Пушкин легко покинул стены родного дома и ни разу в стихах не упомянул ни матери, ни отца. Упоминания же дяди Василия Львовича скоро стали откровенно ироническими. …Когда в дальнейшем Пушкин хотел оглянуться на начало своей жизни, он неизменно вспоминал только Лицей – детство он вычеркнул из своей жизни. Он был человек без детства», – с этими словами известного советского ученого-пушкиноведа Ю.М. Лотмана трудно спорить.
Другим его домом затем стал домик в Михайловском, а его мамой стала няня Арина Родионовна. Кого вспоминал умирающий Пушкин? Пущина, Малиновского – своих друзей-лицеистов. А ведь перед смертью человек вспоминает только близких ему людей…
Перед смертью поэт вспомнил и Екатерину Андреевну Карамзину – женщину, бывшую на девятнадцать лет старше его, и влюбленность к которой в лицейские годы была очень сильна. Вспомнив Карамзину, Пушкин снова мысленно вернулся в мир лицейской жизни, в мир братства, дружбы, веселья и озорства. Лицей заменил Пушкину детство, когда он был закончен – детство прошло, началась взрослая жизнь.
В Лицее юный Пушкин впервые почувствовал себя поэтом. В 1830 году он писал: «…Начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени».
В те дни –
во мгле дубровных сводов
Близ вод, текущих в тишине,
В углах лицейских переходов,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья,
Доселе чуждая веселья,
Вдруг озарилась – Муза в ней
Открыла пир своих затей;
Простите, хладные науки!
Простите, игры первых лет!
Я изменился, я поэт.
Лицейские товарищи были прекрасными слушателями его стихов, его первыми соперниками. Дельвиг ведь тоже сочинял, и Илличевский был поэтическим лидером Лицея, особенно в первые годы. Не забудем и Кюхельбекера. Так что поэтический дар Пушкина креп в состязании с другими.
Большое значение для утверждения веры Пушкина в себя как поэта имела встреча с Гаврилой Романовичем Державиным. Державин – вообще редкое явление в отечественной и мировой поэзии, часто недооцениваемое. Лучшие творения Державина не уступают творениям Пушкина, Лермонтова, Гете. Но Державин был первым, его творчеством питались другие гении. Он был предтечей Пушкина, Лермонтова. Гете творил наравне с ним.
Дух высокого братства был пронесен лицеистами через всю жизнь. Кто навестил Пушкина в годы ссылки в Михайловском? Пущин, Дельвиг, в эти годы с ним встретился князь Горчаков. Не надо объяснять, что встречи с опальным поэтом могли плохо сказаться на карьере. Но несмотря на опасность немилости царской, эти встречи состоялись. Интересно, читатель, поступил бы кто из нынешней «элиты» сейчас подобным образом? Думаю, нет. А у лицеистов дороже личных выгод, дороже карьеры была лицейская дружба, были забытые ныне понятия чести, верности, порядочности и сострадания.
Уже одним этим Лицей оправдал свое существование. Убежден, что в основе утраты нравственных ориентиров, когда плюс заменен на минус и наоборот, в основе медленного и неуклонного загнивания нации сейчас лежит сверхострый дефицит воспитания и гуманитарного образования в детские и юношеские годы. Такого, какой был в Советском Союзе и в Пушкинском Лицее.
Не надо выдумывать: у нас перед глазами далекий и близкий пример Лицея, яркий пример советской школы образования и воспитания личности, которая признана лучшей в мире. Недавно избранные лауреаты Нобелевской премии по физике Андрей Гейм и Константин Новоселов открыто заявили, что своей премией они всецело обязаны советской системе образования и что такого образования, как в СССР, на Западе не было и нет до сих пор.
Энциклопедичность образования, высокие нравственные и эстетические критерии – все это было воспитано и привито многим поколениям лицеистов. Не забудем этого. Помимо Пушкина Лицей дал, например, такую могучую личность, как Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, не вспоминаемый нынешней властью, ибо опасен для нее. Только не пожалев сил и средств на подлинно всестороннее образование и воспитание, на поддержку талантов, коими богата наша земля, Россия вновь поднимется мощным колоссом чести, добра и справедливости. Именно такой ее хотел видеть Пушкин.
Неужели же мы хотим ее видеть другой?!
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.