«Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!»

«Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!»

75 лет назад, 30 сентября — 2 октября 1941 года, группа армий «Центр» развернула операцию, названную немецким командованием «Тайфун». Противник превосходил наши войска в людях и технике в полтора-два раза и в первые же дни наступления прорвал оборону Красной Армии.

В ночь на 2 октября войскам Восточного фронта был зачитан приказ Гитлера: «Создана наконец предпосылка к последнему огромному удару, который ещё до наступления зимы должен привести к уничтожению врага. Все приготовления, насколько это возможно для людских усилий, уже окончены. На этот раз планомерно, шаг за шагом, шли приготовления, чтобы привести противника в такое положение, в котором мы можем теперь нанести ему смертельный удар. Сегодня начинается последнее, большое, решающее сражение этого года. В речи по радио 3 октября Гитлер заявил, что 48 часов назад на Восточном фронте начались новые операции гигантских размеров. «Враг уже разбит и никогда больше не восстановит сил», — заверил фюрер.

Однако он просчитался. Русская армия, несмотря на страшные потери, выдержала мощные удары противника и только усилила сопротивление, Советское государство не развалилось, как этого ожидали на Западе. К декабрю вермахт был обескровлен тяжелыми боями и больше не мог наступать. «Тайфун» заглох. А 5 декабря началось контрнаступление Красной Армии под Москвой, которое привело к началу стратегического перелома в Великой войне.

Западная историография принижает значение битвы под Москвой, связывая перелом во Второй мировой с победами американо-британских войск в Африке (Мароккано-алжирская операция, или операция «Торч») и на Сицилии (Сицилийская операция, или операция «Хаски»). При этом западные историки ищут легкие объяснения поражения вермахта под Москвой. Оправдывают его суровыми природными условиями России, в частности осенней распутицей и исключительно жестокой зимой, также плохими коммуникациями. Однако они забывают, что и советские войска действовали в тех же условиях, что наши войска также тонули в грязи и мерзли. Однако советские бойцы знали, что дальше отступать нельзя, позади Москва. Также командный и рядовой состав Красной армии, битый и сражавшийся до этого в многочисленных «котлах», уже получил огромный боевой опыт. Как говорится: за одного битого двух небитых дают. С другой стороны, верховное советское командование умело подготовило новые оборонительные рубежи, стянуло резервы, использовало то, что Япония не вступила войну, перебросив часть войск с Востока. Таким образом, несомненно, что основной причиной провала операции «Тайфун» и победы под Москвой стало возросшее военное мастерство командования Красной армии, массовый героизм простых солдат и советских граждан в тылу, которые делали все возможное и невозможное для грядущей Великой Победы. Русский дух, который до сих пор не могут понять на Западе, позволил русскому народу выстоять и победить.

Предыстория

Начиная войну против Советского Союза, Гитлер заявил, что будет в Москве через две-три недели после начала войны. Этим хвастливым заявлением фюрер, видимо, хотел подчеркнуть, что Русская кампания будет такой же молниеносной, как и предшествующие военные кампании в Европе. Однако война на Востоке была иной, чем на Западе. Это была война на уничтожение. Русские солдаты и командиры проявили беспримерную стойкость и героизм, которые перечеркнули все планы немецкого верховного командования.

Красная Армия в ходе летней кампании сорвала планы Берлина по «молниеносной войне» на Востоке. Вермахт понёс неожиданно высокие потери, каких ещё не было во время военных кампаний в Западной Европе. Битва за Смоленск (10 июля — 10 сентября 1941) задержала немецкое наступление на Москву на 2 месяца. Также часть сил с центрального стратегического направления вермахту пришлось оттянуть на юг, для битвы за Киев и на север — битва за Ленинград. В сентябре противника остановили на Крайнем Севере, под Ленинградом, на реках Свирь и Волхов.

Таким образом, к началу осени 1941 г. немецкая армия из-за серьёзных потерь и возросшего сопротивления Красной Армии уже не могла одинаково успешно развивать наступление на всех стратегических направлениях. Для того чтобы предпринять наступление на Ленинград и добиться успеха на киевском направлении, немецкому командованию пришлось из-за отсутствия стратегических резервов (рассчитывали на «молниеносную войну», поэтому больших резервов не было, страну и экономику полностью не перевели на «военные рельсы») усиливать свои фланговые стратегические группировки за счёт группы армий «Центр», которая временно перешла к обороне.

Однако ситуация была по-прежнему крайне тяжелой. Враг стоял у окруженного Ленинграда, угрожал Москве, рвался к Харькову, в Донбасс и Крым. Советские войска не имели сплошного и устойчивого фронта обороны. При прорывах врага Красной Армии приходилось отходить вглубь страны, задерживая его на отдельных промежуточных рубежах, создавая оборону вокруг ряда городов. Советский Союз ещё не завершил перестройку народного хозяйства на военный лад. Продолжалась невиданная по размаху массовая эвакуация миллионов людей, материальных ценностей и оборудования заводов из прифронтовых районов в тыл. Поэтому ощущалась нехватка оружия, особенно современного, не хватало боеприпасов. Резервы и пополнения были хуже вооружены и обучены, чем войска противника. Противник сохранял стратегическую инициативу, вермахт по-прежнему обладал мощными ударными возможностями, первоклассными бронетанковыми соединениями и ВВС.

«Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!»

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *