Президент РФ В.Путин — за разработку закона «О российской нации» и проведение Года её единства. Даже среди самых преданных путинистов мало кто понял, что к чему, но они тут же стали на все лады выпевать дифирамбы «россиянству». К примеру, экс-прокурор Крыма, а ныне депутат Госдумы Н.Поклонская выдала перл: «многонациональная РУССКАЯ нация»!
Между тем мы имеем поучительный пример замечательной межэтнической общности по имени Советский народ. Он — не пропагандистский лозунг. Налицо был ряд характерных признаков, к примеру, нарастание элементов общесоветской культуры, черт жизнедеятельности. Люди могли свободно поехать в Прибалтику, Среднюю Азию, на Кавказ, везде ощущая себя членами единой семьи. Преобладали дружелюбие, товарищество, везде была возможность говорить на едином языке – русском.
А разве победили бы мы в Великой Отечественной войне без единства? В Прикамье тогда самоотверженно трудились тысячи и тысячи мобилизованных таджиков, узбеков, представителей других южных и среднеазиатских народов СССР, не говоря уж об эвакуированных украинцах, белорусах, литовцах… Пермяки участвовали в боях за всю свою многонациональную Родину. Закономерно, что Сталин, (напомню – осетин), называвший себя русским человеком грузинской национальности в победном 45-м провозгласил тост за «советский, прежде всего, русский народ» – «наиболее выдающийся», «руководящий», «имеющий ясный ум, стойкий характер и терпение».
Налицо преемственность: основа-то начала складываться задолго до СССР – чуть ли не с возникновения единого российского государства, где равноправно с русскими, а то и имея некоторые преимущества, жили татары и башкиры, удмурты и мордва… Подданные (а затем граждане) воспринимали Русь – Российскую империю – СССР как свое Отечество.
Согласно всем современным представлениям о государстве и нации, советский народ был нормальной, хотя и довольно пестрой нацией, не менее реальной, чем тоже пестрые американская или китайская. Это, пусть в негативной форме, признавали даже враги, чохом называвшие всех советских людей русскими. То же самое – на уровне самооплевывания (вспомните хотя бы понятие «совок»). Разумеется, степень «советскости» у разных групп населения была различной.
В Советской стране беспрецедентными темпами увеличивалось число межнациональных и межконфессиональных браков. Рожденные в них дети (свыше 20 миллионов) чаще всего не заморачивались вопросом, кто они по национальности. Взять меня: отец – абхазец, мама – удмуртка, я – русско-советский, родившийся в Ленинграде.
Советской власти приписывают курс на русификацию, ликвидацию этнического многообразия, замену народов безликим homo sovieticus. Ой ли?! Переписи населения с 1959 по 1989 годы показывают постепенное снижение доли русских в населении СССР (с 54% до 50). Численность же малых народов, которые обычно первыми исчезают при ассимиляции, регулярно росла.
Кстати, подобная картина наблюдалась в Югославии. Даже накануне ее распада 7% населения (а в Сербии 36, Боснии-Герцеговине 26) на вопрос переписи об этнопринадлежности отвечали: югослав. Я свидетель тому, какой кровавой вакханалией обернулись игнорирование этого стремления к единству, распад и вражда.
Фиксируя наличие советской нации, последняя Конституция СССР подтвердила федерализм национально-государственных образований, отказавшись от перехода к территориальному федерализму. В комментариях к Конституции прямо указывалось, что в Союз входят не географические или административные единицы, а национальные государства. Видимо, возможность перейти к территориальному федерализму, который укрепил бы СССР как единое государство, реально существовала лишь в 1945-53 годах, но необходимость этого шага на фоне победных настроений не осознавалась. Во времена Хрущева и Брежнева республиканские элиты настолько окрепли, что центр уже был неспособен посягнуть на их власть и интересы. Негласно, под лозунги интернационализма, проводилась «коренизация» нового типа — вытеснение русских и обеспечение преимуществ «титульных наций». Это в полной мере выявилось в ходе «перестройки».
Ныне – по пословице «Тех же щей, только жиже, влей». Конституция РФ начинается с самоидентификационных признаков: «мы», «многонациональный народ», «соединенность общей судьбой на своей земле», «сохранение исторически сложившегося государственного единства», «почтение к памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству»…
Продолжается становление суперэтноса. Попробуйте-ка найти значимые различия между современными русским и коми-пермяком, имеющими одинаковые уровень культуры, образование и уровень жизни… Другое дело, что процесс этот сопровождается и опережается маргинализацией.
Да, остаточно советский народ еще продолжает существовать и связывать одну шестую часть Земли. Хранить идеалы гуманизма, интернационализма, веру в силу человеческого разума и в прогресс. Он – последняя надежда нашей страны, а возможно, и всего человечества…
Да, силы неравны. Истощающийся запас прочности нации – в трудовой ее части. А верхушка – имущие и власть имущие – как бы она ни распиналась о своем патриотизме, по самой сути своей вненациональна. К ней вполне применимо определение «иваны, не помнящие родства». И такие люди лишены национального стержня, чувства большой и малой родин. Возьмем Олега Чиркунова. Сейчас он вольный бизнесмен – «гражданин мира». Но и будучи «патриотом по должности» — губернатором Пермского края — в №9 журнала «Вопросы экономики» за 2010 год он опубликовал своеобразное кредо российской элиты. «…Построение демократического капитализма — не вселяет надежды на успех… Складывается ощущение, что мы находимся в стороне от столбовой дороги развития. А с таким настроением успеха ждать не приходится». Получается, спасайся, кто и как может? По сути – да. «Те, кто имеет возможность, создают бизнес за рубежом. Осуждать их за это глупо: «капитал не знает границ» и их установление в любой форме влечет его бегство». Мол, «бизнес не чувствует себя «дома» в собственной стране». Посему «наша страна превращается в место для зарабатывания денег, собственники бизнеса не связывают с ней свою личную жизнь». Так о какой единой нации здесь можно говорить?..
Другой пример показал недавно Р.Кадыров, когда попробовали было, исходя из медведевского «денег нет, но вы держитесь», сократить дотации Чечне. Бурю возмущения поднял. И таки добился бесперебойности денежных потоков в возглавляемую им республику. Путин велел увеличить финансирование федеральной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года.
Льготное финансирование отдельных республик призвано «умиротворить» их иждивенчески настроенную знать. На трудящихся привилегии не распространяются. Тупиковая экономическая модель ухудшает социальную ситуацию, подстёгивает миграцию населения. Рекордная безработица выталкивает кавказскую молодёжь в другие регионы, расширяет географию межнациональных конфликтов.
По мере укрепления национального самосознания растёт стремление народов к возрождению своей культуры, традиций. Но в сегодняшней ситуации это не ведёт к активизации культурного обмена между ними. Напротив, формируются замкнутые общности, всё сильнее проявляется ксенофобия.
Главная причина распространения националистических настроений среди трудящихся — неразвитость их классового сознания. Поэтому коммунисты, обязаны прививать им идеи классовой борьбы и пролетарской солидарности. Лидер КПРФ Г.Зюганов подчёркивает: «Ни одну из программных задач партия не решит, если позволит себе отступление от классовой борьбы. Наша обязанность – объединить интернациональные патриотические силы России против компрадорского и мирового капитала. Нам предстоит настойчиво пропагандировать эту идею в массах трудящихся, поднять их классовое и национальное сознание до уровня пролетарского интернационализма и патриотизма. Только так мы вырвем трудовой народ из рук буржуазных национал-патриотов, лишим их шанса раздуть русский и иной национализм».
Мне напомнят о глобализации, которая де стирает различия между народами. Ой ли! В плане социально-экономическом она эти различия даже усугубляет. Пропасть между народами «золотого миллиарда» и остальным миром ширится. А разве можно назвать нормальным обезличивающее-нивелирующее воздействие глобализации. Не потому ли народы сопротивляются ей, как могут?!
Итак: единая российская нация, может быть, и сформировалась бы. Если бы ей не мешали реалии нашей жизни. Потому что трещины идут не столько по этнической плоскости, сколько по социально-политической. Общество разорвано по вертикали. У нас две основные нации: одна маленькая, но богатая и сильная. Другая – большая, но бедная и слабая, лишенная подлинной возможности выражать свое мнение…
Некоторых из нас «советский стержень» делает сильнее, поддерживает иммунитет против идеологической заразы. Других, напротив, ослабляет, оставляя «вечно вчерашними», «секонд-хендом». В любом случае, советская остаточность – фактор, который сказывается и весьма ощутимо. Более того, она передаётся по наследству, становится преемственной. И уже не в диковинку, что Советский Союз считают своим идейным Отечеством парни и девушки, родившиеся после трагического 1991 года.
Аркадий Константинов
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.