В день годовщины Великого Октября хорошие новости приходят из Никарагуа: по предварительным данным, на всеобщих выборах в этой латиноамериканской стране Сандинистский фронт национального освобождения и его кандидат в президенты страны Даниэль Ортега получили более 70% голосов. Почему эти события имеют существенное значение и для России? Ситуацию разъясняет член Президиума, секретарь ЦК КПРФ Ю. В. Афонин.
Слово «сандинисты» и фамилия Ортега стали хорошо известны в нашей стране еще в 80-е годы XXвека. Ведь новости из Никарагуа тогда присутствовали почти в каждой программе «Время». После революции, свергнувшей проамериканскую диктатуру Сомосы, никарагуанский народ начал при поддержке СССР строить социализм. В ответ США спровоцировали в стране гражданскую войну, обильно финансируя движение «контрас» (сокращение от слова «контрреволюционеры»). Отряды боевиков «контрас», подготовленные американскими инструкторами и вооруженные самым современным оружием, действовали с территории соседних Гондураса и Коста-Рики. В той войне погибло порядка 50 тысяч никарагуанцев. По проценту погибших от всего населения это сравнимо с потерями нашей страны в Гражданской войне 1918-1922 годов. ЦРУ тогда буквально заполонило Никарагуа пособиями по диверсиям, в которых призывало разрушать в стране буквально все и вся: ломать и портить все машины и механизмы и даже разбивать лампочки и забивать унитазы, специально бросая туда большие комки бумаги.
В конце 80-х горбачевское руководство СССР фактически прекратило военную и экономическую поддержку сандинистов, а вот США продолжали накачивать «контрас» деньгами и оружием. В результате сандинисты вынуждены были пойти на компромисс с вооруженной оппозицией. В 1990 году к власти пришла буржуазно-либеральная администрация во главе с Виолеттой Барриос де Чаморро. Однако череда либеральных и очень лояльных к США президентов не принесла никарагуанцам ничего хорошего. Страна оставалась одним из беднейших государств Латинской Америки, правительственные круги регулярно сотрясали коррупционные скандалы.
И вот, после полутора десятилетий борьбы в оппозиции, в 2006 году Даниэль Ортега победил на президентских выборах. В 2011 году никарагуанский народ вновь избрал Ортегу президентом. А теперь – третья победа подряд. Вчера, 6 ноября 2016 года в Никарагуа прошли единые выборы президента и парламента страны (избиратели голосовали одновременно и за партийный список на парламентских выборах, и за кандидата в президенты от этой партии). Учитывая 9-часовую разницу с Москвой во времени, данные о результатах этих выборов пока имеют предварительный характер. По этим данным (после подсчета порядка 66% голосов), Сандинистский фронт национального освобождения и его кандидат в президенты страны Даниэль Ортега получили более 72% голосов. Конечно, окончательные результаты могут быть несколько иными, но общий итог очевиден: Ортега избран на третий президентский срок, а сандинистские депутаты сохранят контроль над парламентом страны. Выборы вовсе не были безальтернативными: помимо Ортеги, в выборах участвовало еще 5 кандидатов, представляющих различные оппозиционные партии. Другая часть оппозиции призывала к бойкоту выборов, но и эта ставка оказалось битой: в выборах приняло участие 65,8% избирателей.
Отмечу, что против сандинистов работала вся империалистическая машина международных СМИ, в том числе весьма популярная в Латинской Америке испаноязычная версия CNN. Там Ортегу иначе как «диктатором» не называют. АНБ США, эта крупнейшая в мире структура электронного шпионажа, постоянно прослушивает Ортегу и членов его семьи, а также других руководителей-сандинистов. Эти прослушки затем используются для монтажа фальшивок, которые вбрасываются в масс-медиа. Этот «компромат» из американских СМИ немедленно пересказывает местная оппозиционная пресса – прежде всего газеты «Ла Пренса», «Нуэво диарио», «Конфиденсиаль», которые совершенно свободно выходят большими тиражами при сандинистской «диктатуре». А работа американского посольства в Никарагуа является откровенно агрессивной. Летом этого года правительству Никарагуа пришлось выслать из страны ряд американских граждан, уличенных в шпионской и подрывной деятельности.
Почему же сандинисты снова победили? Сегодня многие «диванные» леваки из разных стран любят повторять, что Ортега нынче уже не «красный», а «розовый». Дескать, в Никарагуа нет подлинного социализма. Но эти критики не желают учитывать общую ситуацию нашей эпохи. В 80-е годы сандинисты взяли курс на социалистическое строительство при мощной поддержке СССР. А сегодняшнему правительству сандинистов приходится рассчитывать в основном только на свои силы. Притом, что Никарагуа – маленькая страна, обладающая весьма ограниченным набором природных ресурсов и потому сильно зависящая от импорта. Экономическая политика сандинистов сегодня напоминает наш НЭП 1920-х годов: частный сектор весьма развит, но командные высоты экономики все более переходят в руки государства. Расширяется система социальных гарантий. Сандинистам удается обеспечивать значительно более высокий экономический рост, чем предшествующим либеральным правительствам. В последние пять лет рост ВВП Никарагуа, по данным Всемирного Банка, достигает в среднем 5% в год. Для сравнения: за 1990-2005 годы, то есть в период правления буржуазно-либеральных правительств, экономический рост составил в среднем всего 3% в год, что лишь немного превышало прирост населения. Нехватка рабочих мест тогда привела к массовой эмиграции никарагуанцев в США и другие богатые страны.
При сандинистском правительстве Никарагуа является островком мира и порядка в море криминального беспредела, которым сейчас стала Центральная Америка. Так, по статистике Всемирного Банка, число убийств на душу населения в Никарагуа в 5-10 раз меньше, чем в соседних Гондурасе, Сальвадоре, Гватемале. Эти страны фактически живут в режиме непрерывной криминальной войны, замешанной в основном на трафике наркотиков в США. И чем больше американские спецслужбы (прежде всего, пресловутая DEA) «борются» с наркотрафиком на территории этих стран, тем хуже становится ситуация.
Ортега не стесняется слова «социализм». Нынешний лозунг сандинистов: «Христианская, социалистическая и солидарная страна». Эпитет «христианская» появился в ответ на многочисленные попытки противников обвинить сандинистов в том, что они – буквально враги Христа и Девы Марии и хотят снести все церкви. В 80-е годы эта цэрэушная пропаганда эффективно поражала сознание никарагуанцев, которые еще остаются очень религиозным народом. Сегодня сандинисты выбили этот козырь из рук своих врагов.
Сандинисткое правительство проводит весьма самостоятельную внешнюю политику. Никарагуа – одна из совсем немногих стран, которые, несмотря на гнев США, признали независимость Абхазии и Южной Осетии. Правительство Никарагуа также было в числе первых правительств, признавших право крымчан жить в составе России. При поддержке КНР сандинистское правительство намерено реализовать на территории Никарагуа грандиозный проект строительства Межокеанского канала, который сможет пропускать суда значительно большего тоннажа, чем Панамский канал. Этот проект вызывает особую ненависть США. Для борьбы с ним американцы активно подогревают грантами «экологическое» движение. А также пытаются использовать живущие в Никарагуа индейские народности, которым строительство канала якобы должно нанести непоправимый ущерб. В этом году никарагуанские правоохранители задержали на юге страны группу американских «студентов-экологов», которые, судя по всему, обучали индейцев взрывным работам.
Никарагуа также наращивает экономическое и военно-техническое сотрудничество с Россией. Победа сандинистов гарантирует: это сотрудничество будет продолжено.
Несмотря на то, что Никарагуа – небольшая страна, значение победы сандинистов весьма велико. Это первая «осечка» в широком американском наступлении на левые правительства Латинской Америки. Осенью 2015 года в Аргентине левую администрацию Кристины Киршнер сменил правый президент Макри. В декабре 2015 года в Венесуэле чависты потерпели поражение на парламентских выборах от откровенно проамериканской оппозиции. В феврале 2016 году в Боливии левому президенту Эво Моралесу не хватило всего 1% голосов для победы на конституционном референдуме, которая позволила бы ему еще раз избраться президентом страны. А в августе 2016 года в Бразилии произошел фактически парламентский переворот: после выдвижения сфабрикованных обвинений через процедуру импичмента была смещена со своего поста левый президент Дилма Руссеф. За всеми этими событиями четко видна работа американских транснациональных СМИ и спецслужб. Отмечу также, что все названные левые правительства активно развивали сотрудничество с Россией. Поэтому речь идет еще и об американском плане вытеснения России из этого региона. В условиях попыток Запада организовать международную изоляцию нашей страны, эти события в Новом Свете имеют для нас зловещий характер. Достаточно сказать, что Бразилия и Аргентина являются крупными поставщиками продовольствия в нашу страну. Конечно, лучше возрождать свое сельское хозяйство. Но, пока этого не сделано, продовольственные поставки из Латинской Америки будут для России жизненно важными.
Вчера в Никарагуа случился первый явный срыв в этом сценарии правого реванша в Латинской Америке, сочиненном вашингтонскими «драматургами». Сандинисты показали: давлению североамериканской империи можно противостоять. Никарагуанцы подтвердили верность курсу на строительство социализма. Эта победа является знаком надежды для народов Латинской Америки и всего мира.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.