Сегодня по обвинению в получении взятки в размере 2 млн. долларов США за предоставленное положительное заключение, дающее компании «Роснефть» право на покупку контрольного пакета акций «Башнефть» задержан министр экономического развития Алексей Улюкаев. На протяжении последних часов было дано множество комментариев со стороны политических деятелей, экспертов, журналистов по поводу произошедшего. Одни полагают, будто речь идёт о «подковёрной борьбе» во властных структурах. Другие считают, что дело обусловлено стремлением Кремля «вытеснить» либералов из властных структур. А представители «партии власти» теперь пытаются доказать, будто началась «последовательная» борьба с коррупцией. Так, заявление депутата от «Единой России» Н.В. Поклонской об отсутствии «неприкасаемых чиновников» в стране прямо свидетельствует об этом.
Безусловно, Компартия Российской Федерации, на протяжении долгих лет ставящая вопросы как о принятии жёстких мер, направленных на пресечение коррупции в высших эшелонах власти, так и об отставке нынешнего правительства (главным образом – его финансово-экономического блока), не может не приветствовать данные меры. То, что высокопоставленные чиновники (равно как и олигархические империи) давно погрязли в финансовых махинациях, ни для кого секретом не является. Также очевидно, что такие вещи как «откат», «мзда» и т.д. являются ключевыми условиями привилегированного допуска компаний к участию в различных сделках по продаже государственного имущества, к участию в качестве подрядчиков в реализации государственных программ и проектах и т.д. Соответственно, это не может проходить мимо ведомств, курирующих вопросы экономической политики.
Следует также обратить внимание на следующий факт. Ещё за несколько недель до ареста Улюкаева – 12 октября, президент России В.В. Путин, выступая на инвестиционном форуме ВТБ «Россия зовёт!», заявил, что компания «Роснефть» может не только «отбить… небольшую премию, которую она даёт государству за приобретение «Башнефти», но и выгодно продать свой собственный пакет». Данное заявление, прозвучавшее ещё тогда, когда Улюкаев принадлежал к «неприкасаемым», говорит само за себя. Все знают, о каких «премиях», предоставляемых компаниями за получение преференций, за допуск к участию в приватизации и т.д., идёт речь. Соответствующие «премии» имеют вполне конкретное название.
Если ставить вопрос шире, то в случае возвращения в Уголовный кодекс РФ статьи «Вредительство» (соответствующее предложение было выдвинуто депутатом Государственной думы от фракции КПРФ В.Ф. Рашкиным в июле 2015 года) следовало бы привлечь к ответственности не только Улюкаева, но и остальных видных представителей финансово-экономического блока. Ведь их деятельность способствовала усугублению спада экономики и уровня жизни народа. Кризис углубился именно в следствие целенаправленного принятия ультралиберальных мер, заведомо не годящихся и в условиях кризиса, и в условиях введения международных санкций против России. Но, к сожалению, в настоящее время это осуществить невозможно в силу как отсутствия законов, предусматривающих ответственность за разрушительные последствия вредительских действий, так и фактической солидарности Кремля с экономическим курсом кабинета министров.
В то же время следует понимать, что задержание Алексея Улюкаева по обвинению во взяточничестве отнюдь не означает ни смену социально-экономической политики, ни начало реальной борьбы с коррупцией. О том, как в реальности разворачивается «борьба» со злоупотреблениями со стороны «элиты», стало окончательно ясно после того, как дело против экс-министра обороны Анатолия Сердюкова и его соратницы Евгении Васильевой было фактически замято. Несмотря на то, что против них имелась масса сведений, подтверждающих состав махинаций в их действиях – причем не только со стороны различных экспертов и журналистов – как «государственнических», так и либеральных, но и со стороны правоохранительных органов. Аналогичным образом посмотрели сквозь пальцы и на выявленные Счётной палатой РФ финансовые аферы в действия руководства фонда «Сколково» и государственной компании «Роснано». Подробно об этом нами было написано в отдельной статье. Словом, сперва пошумели, а потом забыли.
О каком противодействии коррупции можно вести разговор, когда власти на протяжении долгого времени отказывались ратифицировать 20-ую статью Конвенции ООН против коррупции?
Впрочем, самое главное даже в другом. Но сперва напомним, что коррупционная спираль начала активно набирать свои обороты в лихие 90-ые, когда «отстёгивание» взятки чиновнику было ключевым условием допуска капиталистов к «дележу» общенародной собственности. Причем это происходило не только на низовом уровне, но и в центре. Достаточно вспомнить известные «залоговые аукционы» осени 1995 года, когда ведущие сырьевые компании были распроданы «приближённым» банкирам по заниженной цене. Целый ряд претендентов был дисквалифицирован министрами и их заместителями. Более того, Министерство финансов разместило государственные денежные средства на счетах известных банков, которые их использовали для приобретения акций нефтяных и металлургических компаний. И в 2004 году Счётная палата РФ в своём официальном докладе прямо охарактеризовала упомянутые операции как нарушение законодательства. Но «единороссы» положили соответствующий материал «под сукно».
Следовательно, до тех пор, пока не будут аннулированы последствия главного преступления, пока не будут пересмотрены результаты чубайсовской приватизации (особенно «залоговых аукционов»), т.н. «элита», почуяв, что крупномасштабные аферы остались без последствий, окончательно будет охвачена эйфорией вседозволенности. Не говоря уже о том, что на шее России и её народа будет продолжать висеть гиря в виде нашей компрадорской олигархии, фактически высасывающей словно пылесос все ресурсы из нашей страны и подпитывающей страны Запада.
Столь же наивными представляются мысли о возможной смене курса после отставки Улюкаева и возбуждения в его адрес уголовного дела. Не следует забывать, что у власти находятся ставленники компрадорской буржуазии, которой невыгодно ни проведение сильной социальной политики и повышение платёжеспособного спроса населения, ни проведение новой индустриализации и модернизации (в противном случае они непременно утратят своё доминирующее положение). Также следует помнить, что наша олигархия де-факто является российским филиалом западного капитала. Соответственно, неолиберально-монетаристский курс полностью отвечает интересам как наших компрадоров, так и курирующей их деятельность международной буржуазии и её институтов вроде Всемирной торговой организации (ВТО). Вполне понятно, что они не допустят никаких изменений внутренней политики.
Впрочем, если даже власть и внесёт корректировки в экономический курс (аналогичные тем, которые были допущены в середине 2000-х годов в виде реализации «национальных проектов» в отраслях социальной сферы и в сельском хозяйстве, а также в виде финансирования различных программ строительства и модернизации инфраструктуры), то это не окажет существенного влияния на общее изменение ситуации. Ведь ни В.В. Путин, ни Д.А. Медведев ни разу не заявили о целесообразности реализации таких мер как проведение национализации стратегических отраслей экономики (особенно минерально-сырьевой базы), прекращение приватизации оставшейся части государственной собственности, выход России из состава ВТО и т.д. А ведь без реализации вышеперечисленных мер разговоры о модернизации народного хозяйства, о проведении новой индустриализации, об импортозамещении останутся всего лишь благими пожеланиями.
В целом, нет никаких оснований рассчитывать на изменение социально-экономической политики. События последних суток ни о чем не говорят. Достаточно вспомнить, как во время избирательной кампании по выборам президента РФ в 1996 году власть имитировала и изменение социально-экономического курса, и начало противодействия коррупции и махинациям олигархии. Известно, что за полгода до переизбрания Ельцина с правительственных постов был снят целый ряд «демократов первой волны» (А.Б. Чубайс, С.М. Шахрай, С.А. Филатов и т.д.). Однако это не помешало через три месяца назначить главного «приватизатора» – Анатолия Чубайса, руководителем предвыборного штаба Ельцина, а после выборов – руководителем Администрации президента. Ну а про второе массовое вхождение ультралибералов в кабинет министров весной 1997 года, доведших Россию до финансовой катастрофы в августе 1998 года, вообще нет смысла повторять.
Аналогичным образом обстояло дело и с якобы начавшейся борьбой с коррупцией и с махинациями «семибанкирщины». Все помнят, как в начале 1996 года были возбуждены уголовные дела в отношении бывшего и.о. Генерального прокурора России Алексея Ильюшенко, экс-руководителя Росдрагмета Евгения Бычкова. Центробанк РФ даже провёл чреду проверок деятельности «Инкомбанка» и, в конечном итоге, ввёл временную администрацию в финансовой организации. Но при этом ни чиновники, курирующие проведение «залоговых аукционов», ни другие представители «семибанкирщины», которые действовали более разрушительными методами, чем Виноградов (особенно Березовский с Ходорковским), не понесли ответственности. Тем не менее, сразу после президентских выборов олигархи начали напрямую проникать в правительство (а совмещение государственной и предпринимательской деятельности – это коррупция в чистом виде). Об аферах банковских и сырьевых магнатах в налоговой сфере, об искусственном банкротстве ими предприятий в процессе приватизации во второй половине 1990-х годов не говорил только ленивый. В конце концов, даже Б.А. Березовский сам хвастался соответствующими действиями. Ну а про мошеннические действия самих правительственных «реформаторов», связанных и с получением гонорара за не вышедшую в свет книгу о приватизации, и с их вовлеченностью в игры на рынке ГКО, и про таинственную «пропажу» стабилизационного кредита МВФ тоже известно.
В качестве другого примера можно привести отставку А.Л. Кудрина с поста министра финансов РФ в 2011 году, в преддверии парламентских и президентских выборов. Но разве власть отказалась от неолиберально-монетаристских концепций? Напротив, в дальнейшем наблюдалось усиление крена социально-экономической политики «вправо».
Ровно то же самое происходит и в настоящее время. А действия против главы Минэкономразвития – не более, чем тактический манёвр правящих кругов. Дело в том, что буржуазная власть, стремясь не допустить окончательного обрушения собственного авторитета, пытается усидеть «на двух стульях» одновременно. Ведь олигархат составляет ничтожное меньшинство населения, а правящему режиму надо найти «общий язык» с большинством, особенно в преддверии приближающихся выборов президента. И чтобы у избирателей сложилось впечатление, будто власть «услышала» общество и идёт ему навстречу, верхи предпринимают определённые шаги, направленные на повышение собственного реноме. Но при этом они не покушаются на основы криминально-компрадорского капитализма. Однако от всех соответствующих рокировок России и народу становится ни холодно, ни жарко.
Таким образом, мы являемся свидетелями очередной попытки буржуазии ввести в заблуждение народ России, чтобы впоследствии его обмануть и за счёт этого снова произвести «воспроизводство» собственной власти. Нужно понимать, что не имеет значения, кто будет проводить разрушительную прозападную прокапиталистическую политику. Равно как и нисколько не существенно, кто будет заниматься «распилом» ключевых финансовых потоков и природных ресурсов – «либералы» либо выходцы из бывшего кооператива «Озеро». Вся суть в самом капиталистическом устройстве, порождающего и экономическую отсталость страны, и социальное расслоение в обществе, и коррупцию в государственном аппарате. Данная модель исчерпала себя в условиях современного развития и должна уступить место новому, более прогрессивному укладу, в полной мере отвечающему и потребностям России, и интересам трудящихся. Речь идёт о необходимости перехода к социализму и о проведении Ресоветизации. Только реализация данных мер сможет покончить с полуколониальным положением нашей страны, с бесправием трудящихся, а также победить коррупцию.
Михаил Чистый
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.