Мария Панова. Пациентов разделили на платных и бюджетных

Мария Панова. Пациентов разделили на платных и бюджетных

НОВОСТЬ номер один. Хирург уникальной выездной бригады экстренной ангиохирургической помощи (сосудистые хирурги) сообщил в своём «Фейсбуке» о том, что их отделение прекращает своё существование. Несмотря на то, что запись была автором удалена, плохая весть молнией разнеслась по врачебному сообществу. Эту бригаду знают доктора буквально всех московских стационаров, так как в ней были собраны суперспециалисты, к которым обращались в особо тяжёлых случаях, в том числе и в роддомах. Всем этим уникальным хирургам, профессорам, врачам высшей категории и заслуженным врачам России раздали уведомления о сокращении. Правда, главврач больницы опроверг это, сообщив, что врачей не выгоняют на улицу, а предлагают перейти «в скорую помощь» или… статистический отдел больницы. Опровержение вышло неловким: превращение ангиохирургов в статистиков — это и есть упразднение отделения.

Сообщение номер два. «Мы рады сообщить Вам об открытии нового многопрофильного травматологического (внебюджетного) отделения… В отделении — одно- и двух-трёхместные палаты. В каждой палате душ, туалет, спутниковое телевидение, Wi-Fi, кондиционирование. Все палаты оснащены системой вызова медперсонала, кислородом, многофункциональными кроватями».

Итак, это новости одной из самых известных московских больниц, возглавляемой одним из самых раскрученных медийных главврачей. Можете не сомневаться, что в менее известных клиниках процессы идут аналогичные: уже в течение двух лет по всей России активно «оптимизируются» бюджетные отделения и на их месте возникают платные.

Вот как описывает эти метаморфозы пациентка московской городской клинической больницы: «Два одинаковых отделения. Но один этаж целиком был отобран у кафедры акушерства и гинекологии и отдан под коммерческие услуги. Я лежала на пятом этаже, бюджетном. А четвёртый этаж был платный. Врачи появлялись у нас в отделении минуты на три на всю палату, в которой лежало нас шестеро, и неслись срочно на платный этаж, а на вопрос, когда ж вы нами займётесь, отвечали: «Вы у меня не одна, у меня 75 пациентов!» — и бегом вниз. Медсёстры появлялись только два раза в сутки — утром и вечером, когда делали уколы, пост был всё время пуст. Процедурный — пуст, сестринская — пуста. Забегали к нам по остаточному принципу. А пациенты очень тяжёлые лежали, надеялись на это отделение, эту кафедру. Мечтали родить. Многие с патологиями. Но быстро стало понятно, что основное и главное у врачей — там, на этаж ниже. Там платники! Ну как их оставишь».

На самом деле и для медиков появление платных отделений совсем не такой уж приятный сюрприз. Прежде всего для тех, кого «оптимизируют», но также и для тех, кто остаётся в бюджетных отделениях, так как их совершенно бесплатно выдёргивают, если что-то случается с платниками.

Всё происходящее ничего общего не имеет с законностью. Надо прямо сказать: торговля платными услугами на территории бюджетных медучреждений в «отжатых» у бюджетных мест отделений — преступление. Это напрямую ведёт к ухудшению качества медпомощи для тех, кто поступил по ОМС. Мы платим налоги в бюджет и имеем право, согласно Конституции, которую ещё никто не отменял, на бесплатную медицинскую помощь. И разве не нонсенс «внебюджетные» отделения в бюджетных лечебно-профилактических учреждениях, которые являются коммунальной собственностью, существующей на налоги?

Хотите заниматься медицинской коммерцией? Да кто же против! Стройте на свои деньги клиники, оборудуйте их на свои средства, оплачивайте труд медиков — и вперёд! Конкурируйте по качеству и сервису с государственными ЛПУ и друг с другом за «клиентов-пациентов».

Так нет, «отхапать» уже оборудованный центр и объявить его платным — это стратегия нынешнего руководства здравоохранения. Ведь та же больница, о которой шла речь в самом начале, строилась на средства, завещанные князем Дмитрием Михайловичем Голицыным, и уже с самого начала XIX века была бесплатной для больных!

Сегодня в здравоохранении используется «тактика кукушонка»: сначала через «оптимизацию» расчищаются площади, освобождаются койки, затем на этом месте внутри бюджетного ЛПУ располагается коммерческое отделение. Очередь на консультации и операции разделяется на два потока: кто по ОМС — ждите месяцами, кто за деньги — в любое время. Заметим: отговорки насчёт того, что коммерция никак не ущемляет бюджетных больных, не выдерживают никакой критики, ведь в документах, лицензирующих ЛПУ, прямо написано, сколько коек какого профиля там должно быть. Соответственно, «коммерческие» койки или отнимаются от общего количества специализированных коек, заставляя оставшиеся ещё интенсивнее «крутиться», либо на те же площади впихиваются сверхнормативные койки.

— Насколько нужно ужать пациентов ОМС, чтобы все влезли, чтобы выделить этаж для приватных пациентов? — размышляет московский врач. — Как происходит оплата коммунальных услуг, зарплатного фонда, питания, медикаментов и расходников? Прямо строго «по хозрасчёту» или всё-таки берётся из общего котла, просто отнимается у тех, кто «по ОМС» лечится? То есть денежки вкладываются общие, а прибыль изымается уже частная…

Таким образом, получается, что «платники» лечатся за счёт бюджетников. На первый план выходят уже не медицинские показания, а содержание кошелька пациента и его родственников. Некоторые даже задаются вопросом: какой смысл платить налоги, в том числе социальный, если всё равно за всё приходится платить самим?

К сожалению, я не могу согласиться с оптимистами, которые считают, что бюджетным ЛПУ просто разрешили немного подзаработать, чтобы «поддержать штаны» и иметь возможность лечить бюджетников. Налицо явная тенденция. По моей информации, с нового года предполагается «оптимизация» бюджетных отделений и открытие новых коммерческих ещё в ряде московских больниц. В регионах этот процесс хотя и несколько запаздывает, тем не менее тоже поставлен на рельсы. Над нами нависла реальная угроза того, что так, тихой сапой, коммерческие отделения будут вытеснять бюджетные, пока явочным порядком мы не окажемся в ситуации, когда практически вся медицина в России станет платной.

От редакции: Действия правительства грубо нарушают Основной закон России, ведут к усилению контрпродуктивных тенденций в социальной и демографической сферах. Соответствующие деяния носят вредительский характер и являются прямым основанием для отставки правительства и для отдачи под суд министров «реформаторов» по обвинению в нарушении Конституции, провозглашающей Россию социальным государством, гарантирующей право каждого человека на бесплатное медицинское обслуживание. Но мы не видим никаких действий со стороны Кремля в адрес финансово-экономического блока. Следовательно, высшие должностные руководители тоже — наравне с правительственными «реформаторами», несут ответственность за происходящее.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *