НАЧАЛОСЬ всё с «разминки», когда около полутора тысяч человек — активистов так называемого гражданского корпуса «Азов» и представителей ряда патриотических организаций — прошли маршем от площади Независимости до здания Генеральной прокуратуры.
По пути националисты остановились у здания администрации президента, где передали Петру Порошенко свои требования, в частности, о завершении военной операции в Донбассе. При этом они выступили против выполнения минских соглашений.
Когда стемнело, митинговавшие подожгли несколько автомобильных покрышек на площади Независимости. В итоге территория оказалась сильно задымлена. Собравшиеся там около тысячи националистов с флагами радикальных организаций «Правый сектор» и «Белый молот» заявили, что сделали это для того, чтобы власть не забывала Майдан. Затем началось так называемое вече участников «революции достоинства», завершившееся столкновениями с полицией.
После вече протестовавшие непонятно против чего стали расходиться с площади, приступив к погромам. Для начала был разгромлен один из офисов в центре Киева, на Большой Васильковской, 23 Б. В толпе были уверены, что это офис лидера «Украинского выбора» Виктора Медведчука. Радикалы разбили окна на первом этаже, а заодно и в расположенном рядом салоне красоты, а также в адвокатской фирме. Из-за брошенных в окна дымовых шашек начался пожар, который пытались потушить прибывшие спасатели. Сами радикалы были не до конца уверены, что разгромили офис именно Медведчука. «Могли и ошибиться», — признался один из вожаков. Тем не менее, получив удовлетворение, толпа отправилась обратно на площадь Независимости, выкрикивая неонацистские лозунги, разбивая стёкла в домах.
Часть митинговавших после расправы с офисом отделилась от толпы и приступила к разгрому отделения Сбербанка России на площади Льва Толстого: разбила витрины, выломала входные двери. Самые шустрые ворвались внутрь, сокрушая всё, что попадалось под руку. К половине десятого вечера протестный энтузиазм иссяк, и толпа полностью рассосалась.
На площади остались полиция, нацгвардия да около сотни зевак. Радикальные элементы, участвовашие в погромах, разбредаясь кто куда, роптали, что мало побушевали, нужно бы ещё. В ходе такого рода протестных акций в центре Киева во время официального Дня достоинства и свободы за медпомощью обратились 10 человек. Нескольких участников митинга забрала «скорая помощь».
«Представители праворадикальных организаций, принимавшие участие в разгроме офиса Виктора Медведчука и здания Сбербанка, проявили высокую политическую сознательность», — заявил позже один из депутатов Верховной Рады Андрей Левус, в прошлом — экс-заместитель главы СБУ. Такие образцы солидарности на Украине попирают любые нормы, естественные для нормального общества, — уважение к жизни человека и чужой собственности.
«Это была наша акция, посвящённая третьей годовщине Революции Достоинства. В перечне наших требований было два основных: первое — отпустить всех политзаключённых. Сейчас за решёткой находятся более 200 патриотов и добровольцев, чьи дела сфабрикованы. И второе — убрать из переговорного процесса по обмену пленными Кучму и Медведчука», — заявил лидер ОУН Николай Коханивский. «Это была наша совместная акция с ОУН, «Чёрным комитетом», «Белым молотом», УНСО», — подтвердил спикер «Правого сектора» Артём Скоропадский.
Происшедшее в Киеве вечером 21 ноября — не редкость. За два дня до этого в Одессе неизвестный преступник бросил «коктейль Молотова» в здании торгового центра «Афина». В момент возгорания там находились 17 человек. Пострадали три женщины, с ожогами различной степени тяжести их госпитализировали прибывшие бригады «скорой помощи». В итоге помещение общей площадью около 200 квадратных метров выгорело полностью.
А ночью 22 ноября в Киеве, по данным правоохранителей, на территорию, прилегающую к зданию телеканала «Интер» по улице Дмитриевской, неизвестные бросили бутылки с зажигательной смесью. Начался пожар.
ПОСЛЕ акций многие в Киеве заговорили о странной реакции правоохранителей на погромщиков. Полиции в тот вечер в центре города было очень много. Накануне погрома они жёстко пресекли попытки радикалов пронести покрышки на площадь Независимости, а потом перекрыли Крещатик. Большое число правоохранителей сопровождало «правый марш» и до офиса «Украинского выбора». А возле здания Сбербанка кордона правоохранителей вовсе не было, несмотря на то, что за 15 минут до погрома вожди радикалов в мегафон прямо огласили свои намерения, заявив, что «если где-то по пути попадётся российский банк, то можно разгромить и его».
Некоторые политические эксперты считают главной причиной допущенных погромов в центре Киева желание показать всему миру, какая есть альтернатива сегодняшней украинской власти.
«Дали возможность этим ребятам побунтовать, пошалить, — отметил политолог Вадим Карасёв. — Но понятно, что это не случайно. Это такой намёк: посмотрите, кто является настоящей альтернативой нынешней власти. Это не Тимошенко, не Ляшко, не «Оппозиционный блок». Альтернатива только такая — хаос, нестабильность, анархия, радикалы, националисты».
В целом же акции протестов 21 ноября оказались крайне малочисленными. Они показали, что Украина превращается в полицейское государство, и власть прилагает для этого все усилия.
Один из политологов, директор Национального института стратегических исследований Андрей Ермолаев, отметил, что «общество готово к протестам», «но есть страх повторить очередной неудачный Майдан и ещё раз разочароваться в политиках-спекулянтах».
Эксперт отметил, что власть работает на опережение и постоянно манипулирует общественным мнением для подавления массовых протестов. «Политики, чтобы избежать массовых протестов, две недели обсуждают план «Шатун». Твердят, что Россия собирается дестабилизировать ситуацию на Украине, чтобы добиться досрочных выборов и смены внешнеполитического курса страны. Это и есть неототалитарный режим — запугать людей и не допустить растущих социальных протестов. Один из выходов — досрочные парламентские выборы», — считает Ермолаев.
От редакции: В условиях, когда авторитет украинских «евроинтеграторов» падает лавинообразным образом, когда возрастают протестные настроения на Украине, марионеточная киевская хунта де-факто поощряет деятельность ультраправых радикалов. Тем самым они действительно пытаются обществу доказать, что альтернативой им могут быть данные группировки. И порошенковцы полагают, что народ якобы будет их поддерживать исходя из принципа «наименьшего зла». Однако обе политические силы ничем друг от друга не отличаются. Те же идеи, та же тактика. Обе стороны занимают русофобские, антисоветские, антисоциальные, прозападные, профашистские позиции. Поэтому нет никакого смысла делать выбор между холерой и чумой. Независимо от того, кто бы из них не взял верх, трудящимся Украины от этого не будет ни холодно, ни жарко.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.