Две эпохи Сергея Танеева

Две эпохи Сергея Танеева

В русской музыке рубежа ХIX-XX веков Сергею Танееву отводится совершенно особое место. Выдающийся педагог, пианист, первый в России крупный ученый-музыковед, человек редких нравственных достоинств, он был признанным авторитетом в культурной жизни того периода. Впрочем, главное дело всей его жизни далеко не сразу нашло подлинное признание. И причина вовсе не в том, что композитор был новатором-радикалом, заметно опередившим свою эпоху. Напротив, многое в его творчестве воспринималось современниками как устаревшее, как плод «профессорской учености», сухой кабинетной работы. И лишь позднее пришло понимание исторической правоты Сергея Танеева, искавшего для русской музыки прочной опоры в общеевропейском наследии, стремившегося к универсальной широте творческих задач. Вот как писал о композиторе его современник музыкант и критик Леонид Сабанеев: «Танеев был велик и гениален своей нравственной личностью и своим исключительно священным отношением искусству».

Ученик Рубинштейна и Чайковского, учитель Скрябина и Рахманинова, Танеев сыграл выдающуюся роль в развитии русского профессионального музыкального образования. В музыкально-теоретической сфере его деятельность шла в двух основных направлениях: преподавание обязательных курсов и воспитание композиторов в музыкально-теоретических классах. Он прямо связывал овладение гармонией, полифонией, инструментовкой, курсом форм с композиторским мастерством. Будучи директором консерватории во второй половине 80-х, а в последующие годы активным деятелем музыкального образования, Танеев особенно заботился об уровне музыкально-теоретической подготовки молодых музыкантов-исполнителей, о демократизации жизни консерватории. Он был в числе организаторов и активных участников Народной консерватории, многих просветительских кружков, научного общества «Музыкально-теоретическая библиотека».

Сергей Танеев родился 25 ноября 1856 года во Владимире. Среди представителей старинного дворянского рода Танеевых встречались музыкально одаренные любители искусств — таким был и Иван Ильич, отец композитора. В семье поддерживали рано обнаружившийся талант мальчика, и в 1866 году его определили в только что открывшуюся Московскую консерваторию. В ее стенах Танеев был учеником двух крупнейших деятелей музыкальной России — Чайковского и Рубинштейна. По окончании консерватории в 1875 году Танеев первым в ее истории был удостоен Большой золотой медали, что открыло перед молодым музыкантом самые широкие перспективы: разнообразная концертная деятельность, преподавание, углубленная композиторская работа. Пребывание в Париже, соприкосновение с европейской культурной средой оказало сильнейшее воздействие на восприимчивого двадцатилетнего художника. Танеев предпринимает суровую переоценку достигнутого им на родине и приходит к выводу о недостаточности своего образования, как музыкального, так и общегуманитарного. Наметив твердый план, он начинает упорную работу над расширением кругозора. Работа эта продолжалась всю жизнь.

Высокий интеллектуализм, присущий натуре Танеева, наиболее непосредственно выразился в его музыковедческих трудах, а также в широкой, истинно подвижнической педагогической деятельности. Научные интересы Танеева вытекали из его композиторских представлений. Так, как свидетельствует Б. Яворский, он «живо интересовался, каким образом такие мастера, как Бах, Моцарт, Бетховен, добивались своей техники». И естественно, что крупнейшее теоретическое исследование Танеева «Подвижной контрапункт строгого письма» посвящено полифонии.

Танеев был прирожденным педагогом, выработавшим свой собственный творческий метод совершенно сознательно. Центром тяжести при этом становилась не индивидуальная стилистика, а общие, универсальные принципы музыкальной композиции. Поэтому столь различен творческий облик композиторов, прошедших через класс Танеева. С. Рахманинов, А. Скрябин, Н. Метнер, Ан. Александров, С. Василенко, Р. Глиэр, А. Гречанинов, С. Ляпунов, З. Палиашвили, А. Станчинский и многие другие — каждому из них Танеев сумел дать ту общую основу, на которой расцвела индивидуальность ученика.

Композиторская биография Танеева демонстрирует неустанный рост и развитие. Огромен путь, пройденный от первых, относящихся к сфере домашнего музицирования романсов — до новаторских циклов «стихотворений для голоса с фортепиано»; от маленьких и несложных трех хоров, изданных в 1881 году, — до грандиозных циклов ор. 27 и ор. 35 на слова Я. Полонского и К. Бальмонта; от ранних, при жизни автора не публиковавшихся инструментальных ансамблей, — до своего рода «камерной симфонии» — фортепианного квинтета соль минор. Вторая кантата — «По прочтении псалма» и завершает, и венчает его творчество. Это подлинно итоговое произведение, хотя, разумеется, оно не задумывалось как таковое; композитор собирался жить и работать еще долго и интенсивно.

Многообразная творческая деятельность Танеева, к сожалению, безвременно прервавшаяся в 1915 г., имела огромное значение для русского искусства. По мнению Асафьева, «Танеев… был источником великой культурной революции в русской музыке, последнее слово которой еще далеко не сказано…»

К сожалению, огромное число замыслов, возникавших на протяжении жизни Танеева, остались нерализованными. Даже после того, как были посмертно изданы три симфонии, несколько квартетов и трио, соната для скрипки и фортепиано, десятки оркестровых, фортепианных, вокальных пьес — все это было оставлено автором в архиве — даже сейчас можно было бы опубликовать большой том разрозненных материалов. Это и вторая часть квартета до минор, и материалы кантат «Легенда о Константском соборе» и «Три пальмы» оперы «Геро и Леандр», многих инструментальных пьес.

Танеев — глубоко русский художник, хотя национальная природа творчества проявляется у него более опосредованно, чем у старших (Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков) и младших (Рахманинов, Стравинский, Прокофьев) современников. Просветительский характер музыки Танеева и всех его устремлений в области творчества — часть культурной демократической традиции России.

Когда говорят «Эпоха Танеева», то надо понимать, что их не одна, а, по крайней мере, две. Его первые, юношеские сочинения — «ровесники» ранних произведений Чайковского, а последние создавались одновременно с вполне зрелыми опусами Стравинского, Мясковского, Прокофьева. Танеев рос и формировался в десятилетия, когда позиции музыкального романтизма были сильны и, можно сказать, доминировали. Вместе с тем — прозревая процессы близкого будущего, композитор отразил тенденцию к возрождению норм классицизма и барокко, проявившую себя в немецкой (Брамс и особенно позже Регер) и французской (Франк, д’Энди) музыке.

Принадлежность Танеева двум эпохам порождала драматизм внешне благополучной жизни, непонимание его устремлений даже близкими музыкантами. Многие его идеи, вкусы, пристрастия казались тогда странными, оторванными от окружающей художественной действительности, а то и ретроградными. Историческая дистанция дает возможность «вписать» Танеева в картину современной ему жизни. Опыт развития искусства в XX веке позволяет разглядеть и перспективные, предвосхищающие этот век черты музыканта.

Олицетворение связи двух веков — двух эпох, постоянно обновляющейся традиции, Танеев на свой лад стремился «к новым берегам», и многое из его идей и воплощений достигло берегов современности.

Подготовлено по материалам открытых источников.

Людмила Васильева для пресс-службы МГК КПРФ

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *