6 июня на сайте портала «Военное обозрение» была размещена статья, в которой речь шла о разгроме мировым капиталом Социалистической республики Чили в 1932 году. Публикуем её полностью.
Как и во многих других странах Латинской Америки, в Чили в ХХ веке сменяли друг друга военные режимы, с достаточно скорой регулярностью происходили военные перевороты. Однако, был в истории страны и очень краткосрочный эпизод, выбивающийся из общей тенденции. Речь идет о т.н. «Социалистической республике Чили». Ее создание было провозглашено 6 июня 1932 года, а уже 18 июня она была разгромлена. И, тем не менее, несмотря лишь на двенадцатидневное существование, Социалистическая республика Чили навсегда осталась одной из наиболее ярких и интересных страниц в истории страны.
В январе 1925 г. в Чили произошел военный переворот. Его возглавили полковник Карлос Ибаньес дель Кампо и полковник Мармадуке Грове Вальехо. Именно последнему и было суждено сыграть важнейшую роль в драматических событиях, развернувшихся семь лет спустя. Переворот 1925 г. восстановил власть президента Артуро Алессандри. Позиции полковника Ибаньеса дель Кампо сильно укрепились — он занял пост военного министра, а при следующем президенте Эмилиано Фигероа — министра внутренних дел. Кстати, именно полковник Ибаньес (на фото) считается фактическим основателем Корпуса карабинеров Чили. В феврале 1927 г. Ибаньес дель Кампо установил военную диктатуру и провозгласил себя вице-президентом Чили, отправив Фигероа в отставку. В марте того же года Ибаньес одержал победу на президентских выборах и уже официально занял пост главы чилийского государства. Стремясь укрепить свою популярность в обществе, Ибаньес дель Кампо запретил все оппозиционные организации, включая развитое в стране анархо-синдикалистское профсоюзное движение, и создал Республиканскую конфедерацию гражданского действия — массовые проправительственные профсоюзные организации. В этом Ибаньес дель Кампо стремился перенять опыт Бенито Муссолини, который, кстати, был весьма популярен в Латинской Америке.
Активно используя популистские методы, Ибаньес провозглашал себя врагом олигархии и защитником интересов простых чилийцев, хотя одновременно безжалостно подавлял выступления рабочих. Во время одной из июльских демонстраций 1931 г. карабинеры застрелили врача — терапевта Хайме Пинто Риеско. На его похоронах был убит профессор Альберто Кампино. Смерть уважаемых представителей интеллигенции окончательно радикализовала чилийское общество. В июле 1931 г. в Чили разразились массовые беспорядки, в результате которых Ибаньес был вынужден бежать из страны. До 1937 года экс-президент находился в Аргентине.
После свержения Ибаньеса в течение года в Чили сменилось сразу несколько президентов. Продолжались народные выступления, самым известным среди которых стало вооруженное восстание моряков чилийского военно-морского флота. 3 сентября 1931 г. там выступили около 5 тысяч военных моряков, которые захватили почти все военные корабли страны в порту Кокимбо. Матросы выступили против снижения жалования за службу, но затем выдвинули и общие социальные и экономические требования, включая перераспределение земли, конфискацию капиталов крупного бизнеса, выдачи пособий безработным, отставки наиболее одиозных старших офицеров вооруженных сил. Правительство попыталось вести переговоры с восставшими, но затем отказалось от этой идеи и 6 сентября направило против восставших моряков военную авиацию. Корабли, находившиеся на базах в Кокимбо и Талкахуано, в течение тридцати минут подвергались бомбежкам с воздуха. В налете участвовали 80 бомбардировщиков чилийских ВВС. Затем к операции подключились береговая артиллерия и сухопутные войска. Вечером 6 сентября восставшие матросы прекратили сопротивление. 17 сентября суд в Сантьяго приговорил 10 лидеров вооруженного восстания к смертной казни, еще 8 моряков — к длительным срокам тюремного заключения.
Политический кризис в стране стал одной из причин подготовки нового вооруженного выступления. У истоков заговора стоял полковник Мармадуке Грове Вальехо (1878-1954) — одна из наиболее интересных личностей в чилийской истории новейшего времени. Профессиональный военный, получивший специальность офицера — артиллериста, Грове затем переквалифицировался в летчика, став одним из фактических «отцов-основателей» чилийской военной авиации. В 1925 г. он участвовал в военном перевороте Ибаньеса дель Кампо, с 1926 г. служил в должности военного атташе Чили в Великобритании. Однако отношения между Ибаньесом дель Кампо и симпатизировавшим социалистам Мармадуке Грове все ухудшались и в 1928 г. полковник был вынужден эмигрировать в Аргентину. Правда, затем он попытался возглавить вооруженное выступление против диктатуры Ибаньеса — для этого Грове на самолете, выкрашенном в красный цвет, прилетел из Аргентины в Консепсьон. Но почти сразу его схватили карабинеры. Мармадуке Грове осудили и отправили в ссылку на остров Пасхи. Но на борту французского судна, следовавшего на Таити, Грове бежал с острова Пасхи и затем из Французской Полинезии выехал во Францию — в Марсель. Когда в 1931 г. пала хунта Ибаньеса, Мармадуке Грове вернулся в Чили. Его, как борца против Ибаньеса дель Кампо, встретили с триумфом, восстановили в звании полковника на военной службе и назначили командующим военно-воздушными силами базы «Эль-Боске».
Однако в обществе по-прежнему сохранялось напряжение. Новый президент Чили Хуан Эстебан Монтеро проводил антикоммунистическую политику. 25 декабря 1931 г., с разрешения Монтеро, полиция и полувоенные формирования начали «охоту на коммунистов». Начались массовые убийства людей, заподозренных в симпатиях к левым. Чилийские профсоюзы в ответ начали всеобщую забастовку, которую власть подавила с помощью армии. Одновременно в стране усиливался экономический кризис. Количество безработных увеличилось до 350 тысяч человек. Социальное недовольство перекинулось и на вооруженные силы. Многие офицеры чилийской армии и, в особенности авиации (так сложилось, что офицеры ВВС были более образованными и происходили из менее обеспеченных слоев, чем командный состав армии и флота) также были недовольны политикой президента Монтеро. Опасаясь вооруженного выступления военных, Монтеро 3 июня 1932 г. распорядился освободить полковника Мармадуке Грове Вальехо от обязанностей командующего военно-воздушной базой «Эль-Боске». Но было уже поздно. Личный состав базы «Эль-Боске» под руководством Грове, которого подчиненные уважительно называли «дон Марма», поднял восстание. 4 июня к восставшим присоединились гарнизон чилийской столицы Сантьяго и почти весь личный состав военно-воздушных сил страны. Военные окружили президентский дворец. Монтеро был низложен, а власть в стране оказалась в руках революционной хунты, сформированной полковником Мармадуке Грове. В состав хунты вошли сам полковник Мармадуке Грове, лидер движения «Новое общественное действие» Эухенио Матте, генерал в отставке Антонио Пуга и бывший посол Чили в США Карлос Давила. Именно Давила был автором концепции государственного социализма, в реализации которой он видел единственный способ преодоления экономического кризиса, охватившего страну.
6 июня 1932 года была провозглашена Социалистическая Республика Чили и опубликована Программа социалистической революции. Согласно этой программе, в первую очередь предполагалась реализация следующих мер: 1) введения коллективной собственности на средства производства наряду с частной; 2) национализация имеющих стратегическое значение для государства промышленных предприятий; 3) конфискация необрабатываемых земель латифундистов и передача их крестьянам для ведения сельского хозяйства; 4) создание государственных нефтяной, сахарной, табачной компаний; 5) «социализация» банковской системы республики; 6) установление государственного контроля над распределением продовольственных продуктов; 7) ограничение прав иностранных компаний на территории Чили. Также предусматривалось амнистировать политических заключенных и военных моряков, участвовавших в восстании чилийского флота в сентябре 1931 г.
Массовую поддержку реформ революционное правительство ожидало со стороны левых организаций. В Национальном университете Чили коммунистами был сформирован Совет рабочих и студенческих депутатов, началось повсеместное формирование рабочих и крестьянских советов в населенных пунктах страны. Крестьянские советы приступили к конфискации земель латифундистов, а рабочие советы — к «коллективизации» предприятий.
Естественно, что действия революционной хунты, направленные на превращение Чили в социалистическое государство, вызвали резко негативную реакцию США и Великобритании — основных экономических партнеров страны. Лондон и Вашингтон были очень обеспокоены готовящейся национализацией крупных компаний, ограничением прав иностранного капитала в Чили, а самое главное — боялись превращения Чили в форпост советского экономического и политического влияния в Латинской Америке. Ведь правительство Мармадуке Грове, несмотря на непродолжительность нахождения у власти, успело начать переговоры с Советским Союзом об обмене запасов чилийских нитратов на советскую нефть. Соответственно, Чили не только переходило к социалистической модели развития, но и отказывалось от закупок американской нефти, ударяя по доходам США. Такого американские капиталисты простить революционному правительству Чили не могли.
Американское и британское правительства заявили о непризнании революционного режима в Чили. Одновременно были выделены значительные средства на свержение революционного правительства. Внутри последнего также активно действовала «пятая колонна» во главе с Карлосом Давилой… Хотя именно Давила был автором концепции государственного социализма и одним из лидеров революционной хунты, еще в бытность свою послом Чили в Соединенных Штатах Америки он установил связи с американским правительством и фактически был платным агентом США. Когда у Мармадуке Грове и его соратников окончательно исчезли иллюзии относительно Карлоса Давилы, последнего вывели из состава революционного правительства. Но Давила к этому времени заручился поддержкой праворадикальных кругов, купленных старших офицеров столичного гарнизона и корпуса карабинеров. Началась подготовка к мятежу, о которой стало известно и чилийским левым. Но делегация советов рабочих депутатов, коммунистов и социалистов, встретившаяся с Мармадуке Грове и Эухенио Матте и запросившая оружие для всеобщего вооружения рабочих, получила отказ. Мармадуке Грове полагал, что вооружение рабочих отрядов лишь ускорит мятеж правых кругов.
16 июня в Чили началось вооруженное выступление контрреволюционных военных. Мятежники заняли военно-воздушную базу «Эль-Боско», где тринадцать дней тому назад и началось революционное восстание, а затем захватили здание Военного министерства. Революционная хунта оказалась лишена связи со своими сторонниками в провинции, что приблизило ее конец. 18 июня контрреволюционно настроенные военные захватили президентский дворец «Ла Монеда» и арестовали руководителей революционного правительства. Мармадуке Грове был вновь выслан на остров Пасхи. Туда же отправился и Эухенио Матте. Так закончилась двенадцатидневная попытка социалистического переустройства Чили в годы мирового экономического кризиса. Но на высылке революционных лидеров Карлос Давила, пришедший к власти в результате мятежа, не успокоился. Начались расправы над активистами рабочих советов, социалистами и коммунистами.
Впрочем, режим Карлоса Давилы не просуществовал и полугода. Уже спустя три месяца, 13 сентября 1932 года, Карлоса Давилу свергла очередная военная хунта во главе с генералом Бланшем. Генерал Бартоломе Гильермо Бланш Эспехо в правительстве Давилы занимал должность министра внутренних дел. Профессиональный кавалерийский офицер, в 1925-1927 гг. он служил военным атташе во Франции, затем руководил полицией страны, а в 1927-1930 гг., во время диктатуры Ибаньеса дель Кампо, занимал пост военного министра Чили.
Однако и режим генерала Бланша не продержался долго — уже 27 сентября 1932 г. его сверг генерал Виньола. Президент Бланш был вынужден уйти в отставку и передать полномочия главы государства председателю Верховного суда Чили Абрааму Ойянеделю Уррутиа, который распорядился провести в стране амнистию политических заключенных. Так «красный полковник» Мармадуке Грове вновь оказался на свободе. 19 апреля 1933 г. в результате слияния целого ряда малых социалистических организаций (Новое общественное действие, Революционное социалистическое действие, Социалистическая марксистская партия, Объединенная социалистическая партия и ряд других) была основана Социалистическая партия Чили. Ее лидером был избран Мармадуке Грове. В 1933-1949 гг. он занимал кресло сенатора, а в 1938-1940 гг. руководил Народным фронтом Чили. На протяжении двадцати лет Мармадуке Грове оставался бессменным лидером Социалистической партии Чили и умер 15 мая 1954 г. в 75-летнем возрасте. Кстати, родной брат Мармадуке Грове был женат на сестре будущего чилийского президента — социалиста Сальвадора Альенде. Сам Сальвадор Альенде с юных лет был знаком с Мармадуке Грове — другом своего отца. «Красный полковник» был достойным для Сальвадора примером подражания, но судьба самого Альенде сложилась куда более трагично.
От редакции: События в Чили, произошедшие как в 1932, так и в 1973 году, лишний раз доказывают, что без диктатуры пролетариата социалистическая революция обречена на поражение. Ведь буржуазия просто так никогда не сдастся и, как показала история, постоянно пытается задушить любое государство трудящихся — как снаружи, так и внутри. Впрочем, мы обратим внимание на другую деталь — о переходе Карлоса Давилы в стан контрреволюции, о его связях со военными заговорщиками. Вот если бы левые власти приняли бы к ним жесткие меры, аналогичные тем, что приняло руководство СССР в отношении правотроцкистских заговорщиков в 1937 — 1938 гг., то Чили бы удалось избежать и ограбления трудящихся, и колонизации экономики, и огромного количества крови. Но, к сожалению, этого сделано не было. В результате получили закономерный результат. Такова плата за мягкотелость в отношении контрреволюции.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.