С назначения Игоря Васильева на должность главы Кировской области прошло немногим более 100 дней — срок вполне достаточный, чтобы не только оценить стиль работы руководителя, но и понять, какую политику он будет проводить, и прогнозировать, куда заведёт регион эта политика. О результатах первых 100 дней работы нового главы области — беседа с первым секретарём Кировского обкома КПРФ, руководителем фракции КПРФ в Законодательном собрании Кировской области Сергеем Мамаевым.
— Сергей Павлинович, прибытия нового губернатора Кировская область, уставшая от Никиты Белых, ждала с воодушевлением. И вот он явился. Прокомментируйте, пожалуйста, первые 100 дней правления Игоря Васильева.
— Надежды на лучшую жизнь у граждан области действительно были. Однако вынужден констатировать, что новый глава региона быстро их развеял. С самого начала вместо того чтобы решать реальные проблемы кировчан, он, как и его предшественник, стал отвлекать внимание людей от действительно важных вещей. В ход пошли ненавистная народу инициатива о переименовании областного центра и дешёвые пиар-ходы вроде перевода часовых стрелок.
— А тем временем всех волнует главный вопрос — что происходит с финансами? Действительно ли бюджету области, как говорится, «крышка»?
— Да, состояние критическое. Государственный долг достиг почти 27 миллиардов рублей — это предельно допустимое значение, сумма почти сравнялась с доходной частью областного бюджета. Увы, мы подходим к последней черте. Теперь и Васильев объявил во всеуслышание, что область по уши увязла в долгах.
— Интересно, кстати, что во время своего выступления по финансовым вопросам новый глава региона почти дословно повторял те тезисы, которые раньше вы высказывали…
— Это так. На протяжении последних семи лет фракция КПРФ в областном Законодательном собрании (ОЗС) говорила о неэффективной финансовой политике правительства Кировской области. Коммунисты ежегодно отказывались голосовать за бюджет, называя его антисоциальным и призывая отказаться от заимствований в коммерческих банках.
Дважды ваш покорный слуга выступал в Государственной думе, заявляя, что руководство заводит регион в долговую кабалу и результаты будут самые плачевные.
Но правительство ничего не желало слушать: минфин верстал бюджет, а Заксобрание послушно брало под козырёк и голосовало. Ежегодно, когда фракция КПРФ отказывалась голосовать за бюджет, «единороссы» начинали громко кричать: «Не надо раскачивать лодку!»
— Хотя, получается, лодку раскачивала как раз «Единая Россия», спаявшаяся в плотный тандем с Никитой Белых.
— Вот именно. Но беда вот в чём: политика новой власти, как исполнительной, так и законодательной, не отличается от прежней. Вот, например, депутат Владимир Бакин, «единоросс». Ведь это он в течение многих лет возглавлял комитет по бюджету и налогам, одобрял и «проталкивал» все эти коммерческие займы… И что же? Область подошла к дефолту, а Бакин снова избран председателем комитета, как сидел, так и сидит у бюджетного пирога. Получает, заметьте, огромную заработную плату, поскольку работает на профессиональной основе, и при этом одобряет сокращение льгот инвалидам. Какую политику будет проводить ОЗС нового созыва? Ответ очевиден.
Между тем бюджет на будущий год, предложенный областным правительством, просто провальный. В документе не определены приоритеты — что мы будем развивать, над чем работать? Средства размыты, а все социальные расходы максимально урезаны. При этом, обратите внимание, разработчики бюджета отнимают льготы у детей, но им хватает наглости поднимать расходы на информационную работу в региональном правительстве!
А налогооблагаемая база тем временем продолжает сжиматься, словно шагреневая кожа. Считаю, области необходимо не только плотно работать с налоговыми агентами, но и создавать благоприятные условия для ведения бизнеса. Чтобы крупные налогоплательщики (а за последнее время более 800 налогоплательщиков ушло из нашего региона в соседние) вернулись сюда по доброй воле.
И конечно, работать над развитием промышленности, аграрного комплекса, поддерживать малое предпринимательство, искать способы стимулирования жилищного строительства — и всё это не на словах, а на деле. Вот какими вопросами следовало бы заниматься правительству, а не фейерверками вроде перевода стрелок и переименований.
— Но у Игоря Васильева, кроме стрелок, были ведь и другие инициативы. К примеру, он дал ценные указания о том, как должна быть украшена к Новому году главная площадь города Кирова — не просто в стиле «Волшебника изумрудного города», а на столичный манер…
— Ну да, раньше воспитатели детских садов ледяными фигурками занимались, а сейчас это как будто самое важное дело для членов областного правительства…
— А если серьёзно, то муссирование новым главой региона вопроса о переименовании и в самом деле неприятно удивило кировчан…
— Мою приёмную уже завалили письмами с выражением протеста. Граждане требуют оставить существующее название города и не поднимать более этот вопрос. Обком КПРФ в течение многих лет отстаивает название города — Киров. И в дальнейшем мы будем делать в этом направлении всё от нас зависящее.
— Как вы оцениваете кадровые перестановки, которые произошли в последнее время в областном руководстве?
— То, как руководитель подбирает людей на ключевые посты, говорит о многом. Придя в регион, врио губернатора начал кадровую политику с зачистки команды своего предшественника. Он поторопился разогнать её всю, после чего усадил в тёплые кресла людей, чей жизненный опыт и профессионализм вызывают громадные сомнения.
К соратникам Никиты Белых, безусловно, было очень много вопросов, но к кадровой политике Игоря Васильева вопросов возникает не меньше. Сейчас кресла членов правительства заняли выпускники учебных заведений, не имеющие ни должного профессионального, ни тем более управленческого опыта. При этом уроженцев Кировской области в новой команде практически нет: новоиспечённые руководители прибыли к нам московско-питерским и краснодарско-ростовским «обозами».
А ведь «кадры решают все», говорил Иосиф Сталин и, конечно же, был прав. Вы знаете, как готовили руководящие кадры в советское время? Прежде чем занять ответственный пост, человек должен был пройти все ступени карьерной лестницы, с самого низа. А сегодня во власть берут прямо с вузовской скамьи, причём зачастую со скамьи не российского, а зарубежного вуза — США или Великобритании. И вот, эти люди, не имеющие представления о жизни российской глубинки, начинают принимать решения, касающиеся жизни целого региона.
Приведу такой пример: при принятии областного бюджета его разработчики установили процентные ставки на древесину для нужд населения на уровне таких малолесных регионов, как Чувашия. Но в нашей области начинается зона тайги, и расценки здесь совершенно иные! Как можно было этого не учесть? А потом, когда ошибки в расчётах становятся очевидными, ОЗС начинает вносить поправки и урезать и без того скудные расходы на социалку.
— Печально. А вы знаете, что в областном правительстве недавно объявили конкурс на замещение вакантной должности руководителя министерства образования?
— Да, эта история насмешила многих! Но зачем же было увольнять руководителя, не найдя полноценную замену? Тем более Александр Измайлов, безусловно, был профессионалом своего дела и даже в самые тяжёлые времена, несмотря ни на что, продолжал пользоваться авторитетом среди педагогов. Мне вообще непонятно, как можно было оставлять без руководителя столь важную сферу, как образование.
— Сегодня очень много вопросов возникает и по кампании с выборами глав районов, которая идёт в муниципалитетах. Объясните пожалуйста, что там происходит?
— Ну, во-первых. Сегодня у нас сложился такой парадокс: формально органы местного самоуправления имеют почти полную самостоятельность, согласно закону, они осуществляют руководство на своей территории самостоятельно и под свою ответственность. И когда речь заходит о деньгах, область обычно говорит муниципалитетам: «Денег нет, но вы держитесь и, поскольку вы независимы, зарабатывайте сами!» А вот когда речь заходит о том, чтобы показать нужный процент на выборах или поставить в руководство нужного человека, о самостоятельности муниципальных образований никто и не вспоминает.
Сейчас в районах выбирают глав, и то, что там происходит, я бы охарактеризовал как произвол. Напомню, глав районов сегодня выбирают депутаты районных дум из числа тех кандидатур, которые предложат конкурсные комиссии.
Так вот, как мне стало известно, в настоящее время министр внутренней и информационной политики области Владимир Бекетов и его подчинённый Николай Коев объезжают все районы, «проталкивая» в руководство нужных людей. Беседуют с каждым депутатом, а на тех, кто не согласен с предложенными кандидатурами, откровенно давят. Давление оказывается просто беспрецедентное. Многие депутаты признаются, что хотели бы обратиться в прокуратуру, да боятся: всё-таки это власть и идти против неё — себе дороже. Боятся лишиться работы, ведь в районах рабочие места в дефиците.
В целом кандидатов в главы стараются подбирать безвольных, послушных, управляемых и, конечно, с «правильной» партийной ориентацией. Грамотных, независимых, профессиональных просто боятся. К примеру, в Лебяжье огромным авторитетом пользуется Михаил Теплых — первый секретарь Лебяжского райкома КПРФ, прекрасный профессионал с богатым управленческим опытом. Так вот, по словам депутатов, когда в разговоре с представителями правительства прозвучало, что Теплых — сильный и наиболее вероятный кандидат на должность главы района, они просто замахали руками: «Ещё чего, он же коммунист!»
Но позвольте, что это за дискриминация по партийному признаку? Или у нас не правовое государство и Конституция уже перестала действовать? С каких пор территорию области стали рассматривать как чью-то личную вотчину, а жителей региона — как крепостных?
В Советске Сергея Галкина — депутата, несогласного менять свою позицию, — уволили. Он директором школы работал. Сейчас ученики и родители выходят на акции протеста, требуют вернуть директора, он там авторитетом пользуется. Ещё одна из депутатов из Советска после разговора с представителями правительства неделю пролежала в больнице, вот как с ней «поговорили». Эти примеры далеко не единичны. Некоторых депутатов в Киров вызывали, там «прессовали».
Всё это напоминает силовой метод захвата власти. Думаю, прокуратуре необходимо обратить на такие моменты самое пристальное внимание.
— Звучит удручающе. Получается, по итогам первых 100 дней временно исполняющему обязанности губернатора Игорю Васильеву похвастаться нечем?
— Увы. Никаких реальных действий, которые убедили бы, что Васильев грамотный, да хотя бы просто вменяемый управленец, отвечающий на вызовы времени, на проблемы адекватными им методами, пока не видно.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.