По случаю принятия Сталинской конституции СССР 5 декабря 1936 года, 80-летию которого в эти дни посвящаются статьи в «Советской России», было объявлено праздничным. День Конституции СССР стал отмечаться как праздник 7 октября, после принятия нового Основного закона в 1977 году.
Нерабочим стал и день 12 декабря, после того как было объявлено, что во время состоявшегося в тот день в 1993 году референдума большинство избирателей проголосовало за новый текст Конституции Российской Федерации. Однако, в соответствии с решением Государственной думы от 24 декабря 2004 года, 12 декабря вновь перестал быть выходным. Возможно, к тому времени многим людям в нашей стране стала очевидной неуместность этого праздника.
Как принимались конституции в нашей стране
В СССР воспринимали разработку и принятие конституций как важнейшие события в жизни страны. Этому способствовало внимательное ознакомление с проектами этих документов и активное участие в их разработке миллионов советских людей. В 1936 году проект Конституции СССР был опубликован тиражом в 70 миллионов экземпляров. Он был переведен на 100 с лишним языков народов СССР, включая и языки малочисленных народов. Проект Конституции зачитывался по радио. За несколько месяцев состоялось около 500 тысяч собраний разного уровня, на которых обсуждались положения новой Конституции. В них приняло участие более 50 миллионов человек, то есть около 55% взрослого населения страны. В ходе этих дискуссий было предложено 2 миллиона поправок к проекту Основного закона страны. Наиболее значительные поправки были оглашены И.В. Сталиным в его докладе на VIII Чрезвычайном Всесоюзном съезде Советов. Некоторые из них он предложил принять, иные аргументированно раскритиковал.
Широкому и всестороннему обсуждению был подвергнут и проект Конституции 1977 года. Сначала его обсуждали на 450 тысячах открытых партийных собраний, в ходе которых выступило свыше 3 миллионов человек. Всего же рассмотрению проекта было посвящено около полутора миллионов собраний по предприятиям и колхозам, воинским частям и по месту жительства. И так же в ходе обсуждения вносились многочисленные поправки и дополнения к тексту Основного закона.
В своем докладе на сессии Верховного Совета СССР 4 октября 1977 года Л.И. Брежнев констатировал, что в обсуждении проекта Конституции «приняло участие свыше 140 миллионов человек, то есть более четырех пятых взрослого населения страны. Такого размаха народной активности наша страна еще не знала… Мы с уверенностью и гордостью можем сказать: именно весь советский народ стал подлинным творцом Основного Закона своего государства».
В совершенно иной обстановке принималась Конституция 1993 года. Ее появлению на свет предшествовали трагические события конца сентября – начала октября, в ходе которых была поставлена последняя точка в советской истории нашей страны. Еще сохранившийся главный законодательный орган Советской власти – Верховный Совет России – был взят штурмом 4 октября 1993 года, в ходе которого его руководство было арестовано, а сотни его защитников, а также мирных людей убиты.
Распустив Советы по всей стране, Б.Н. Ельцин подписал 15 октября 1993 года Указ №1633 о проведении референдума относительно принятия новой конституции. В течение двух месяцев население страны должно было ознакомиться с проектом новой конституции, который был наспех составлен Сергеем Шахраем, Сергеем Алексеевым и Анатолием Собчаком. Никаких публичных обсуждений проекта конституции не происходило. Никто не получил возможность выступить с поправками к Основному закону. Многие граждане страны так и не прочли проект до его принятия и текст конституции после его принятия. Хотя за конституцию проголосовали 58,43% принявших участие в референдуме, против нее выступили 41,57%. Так как многие не пришли на референдум, конституцию поддержал 31% избирателей из их списочного состава. Вопреки очевидному, буржуазные средства массовой информации всех стран мира объявили принятие Конституции России триумфом демократии над тоталитарными порядками.
После того, как выпали из названия страны две буквы «С»
Еще до принятия новой конституции название России было изменено: страна стала именоваться не РСФСР, а Российская Федерация, или РФ. Это изменение закрепила и новая конституция. Первая буква «С» в незнакомой нынешней молодежи аббревиатуре означала «Советская». В соответствии с новой конституцией, Советы были ликвидированы. Ныне буржуазная пропаганда уверяет, будто Советы были формальным учреждением, прикрывавшим монопольную власть Коммунистической партии, что депутаты Советов собирались лишь на сессии, чтобы, послушно проголосовав, подтвердить решения, принятые партийными органами.
Однако, старательно изучив государственное устройство Советской страны, американские советологи пришли к неожиданному для себя выводу: Советы были эффективным и действенным органом управления, а депутаты Советов отнюдь не являлись статистами.
Американские советологи Джерри Хаф и Мерл Фейнсод в своей книге «Как управляется Советский Союз» отмечали, что депутаты Советов собираются отнюдь не для того, чтобы за пару часов утвердить готовые документы. Они приводили данные о том, что средний депутат Советов занят до 22 часов в месяц депутатской работой. При этом особая нагрузка ложилась на членов постоянных комиссий. Они были заняты депутатской работой от 40 до 60 часов в месяц. Советологи отмечали, что члены постоянных комиссий Советов всей страны только за год участвовали в подготовке 435 тысяч вопросов для сессий своих Советов и 839 тысяч вопросов для заседаний исполкомов Советов. Подчеркивая, что этой работой была занята значительная часть населения, авторы замечали: «В 1977-м среднее число депутатов Совета составляло 33 человека на уровне села, 134 – на уровне райсовета, 218 – на уровне облсовета. Всего же более 2 200 000 человек были вовлечены в работу этих организаций по стране в целом». Работа этой системы народовластия позволяла решать множество проблем, важных и весьма насущных для многих советских людей.
Существенную роль в процессе управления страной играли и Верховные Советы республик и всей страны. Бывший председатель Верховного Совета СССР А.И. Лукьянов вспоминал: «Высшие Советские органы не были формальными учреждениями. Я помню случай, когда на сессии Верховного Совета против проекта закона о пенсиях, который ущемлял интересы колхозников, стали решительно выступать один за другим представители колхозов. Хрущев был в ярости, но вынужден был уступить. Закон был отправлен на доработку и принят в новой редакции. Можно привести немало примеров того, как в ходе работы в постоянных комиссиях Верховного Совета СССР депутаты, не являвшиеся представителями высшего партийного руководства, выступали с инициативами, вносившими существенный вклад в разработку Советского законодательства».
Ныне существующие органы власти не смогли заменить Советы в их постоянной работе по удовлетворению требований и запросов населения страны.
Хотя ликвидация Советов и ведущей роли Коммунистической партии была объявлена победой демократии над тоталитаризмом, оценка, вынесенная опрошенными в ходе социологического исследования под руководством Михаила Тарусина (ее итоги были опубликованы в 2006 году в основательном труде «Реальная Россия» на 677 страницах), была иной. Лишь 1,2% опрошенных заявили, что власть в России находится в руках народа. 8,9% сочли, что власть принадлежит чиновникам и бюрократам. 12% решили, что всем верховодит «организованная преступность». 21,2% сказали, что власть – в руках президента. Наибольшая часть (40,3%) ответили, что реальная власть в России принадлежит крупному капиталу.
Широкая поддержка последней оценки связана с ликвидацией второй буквы «С» из сокращенного названия нашей страны. В новой конституции исключено понятие «социалистическая». Сталинская конституция, а затем последующие Конституции СССР и союзных республик закрепляли приоритет социалистической собственности в двух формах: государственная и колхозно-кооперативная.
В ряде статей Конституции 1993 года на первый план выдвинулась «частная собственность», потеснившая «государственную» и «муниципальную». Реальная власть и подавляющая часть богатства страны оказались в руках крупных частных владельцев. Разрыв в доходах между 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан России составляет 1 к 15 – по самым осторожным подсчетам.
Понятие же «колхозно-кооперативная собственность» исчезла из новой конституции. Так колхозы стали незаконным явлением в постсоветской России. И как следствие этого – грандиозный спад в сельскохозяйственном производстве и уничтожение десятков тысяч деревень.
Но, видимо, вера в крепкого частника, который облагодетельствует Россию, поднимет ее с колен и поведет к светлому будущему, вдохновляла каждого третьего избирателя страны, поддержавшего 12 декабря 1993 года ельцинскую конституцию.
«Человек всегда имеет право на учение, отдых и на труд»
Возможно, что некоторые из тех, кто проголосовал за сочинение Шахрая, Собчака и Алексеева, бегло просмотрев его текст, обнаружили знакомые им слова о праве на труд, отдых, бесплатное образование, жилье, бесплатное здравоохранение, социальное обеспечение и другие положения, закрепленные в советских конституциях. Более того, номера статей почти совпадали с номерами соответствующих статей в последней советской Конституции РСФСР. Таким поверхностным читателям текста конституции могло показаться, что лучшее из советских конституций сохранилось.
Включение ряда положений в Конституцию 1936 года о социальных правах, подобных которым раньше не было ни в одной конституции мира, было инициативой Сталина. Ныне упорно распространяется миф о том, что автором Конституции 1936 года был Н.И. Бухарин. На самом деле Бухарин был лишь председателем одной из 12 подкомиссий Конституционной комиссии. В ходе работы Конституционной комиссии в 1935 году Сталин раскритиковал предложение Бухарина ограничиться упоминанием о социальных правах советских людей в декларации, прилагавшейся к тексту Конституции. Сталин лично написал все статьи о социальных правах советских граждан. (Всего лично Сталиным было написано 11 статей Конституции).
В 118 статье Сталинской конституции было закреплено право на труд. Статья гласила: «Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы». После начала индустриализации, с 1930 года, до начала 90-х годов в стране практически не стало безработных.
Такие же гарантии права на труд содержались в последующих советских конституциях. Они лишь были дополнены по мере дальнейшего развития советского общества. Так, статья 38 Конституции РСФСР 1978 года указывала, что право на труд обеспечивается также «бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства». В статье говорилось, что оплата труда должна быть «не ниже установленного государством размера». Говорилось и о праве «на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и общественными потребностями».
Вместо четко гарантированного права на труд статья 37 Конституции РФ 1993 года провозглашает: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Однако в этой статье не найти упоминания о каких-либо гарантиях осуществления права на распоряжение «способностями к труду», так как авторам ельцинской конституции было прекрасно известно из опыта капиталистических государств, что устранить хозяйственные кризисы и безработицу буржуазный строй не способен. Ни слова не было сказано о праве на бесплатное профессиональное обучение и повышение квалификации. Так были узаконены безработица, ликвидация системы гарантированного обеспечения работой по окончании учебных заведений и появление многих других социальных проблем для трудящегося человека.
Право на труд тесно связано с проблемой ограничения рабочего времени, или правом на отдых. Требование обеспечить восьмичасовой рабочий день стало одним из главных для рабочего класса всех стран земного шара с середины XIX века. Поэтому на 4-й день Советской власти ленинский Совнарком принял декрет об установлении восьмичасового рабочего дня. В статье 119 Сталинской конституции говорилось: «Граждане СССР имеют право на отдых». Подчеркивалось, что это право «обеспечивается сокращением рабочего дня для подавляющего большинства рабочих до 7 часов, установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы, предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов».
Провозглашая право на отдых, статья 39 Конституции 1978 года говорила, что оно обеспечивается «установлением рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма.
В ныне действующей Конституции 1993 года об отдыхе речь идет в статье, посвященной «свободе труда». В 5-м пункте статьи 37 сказано: «Каждый имеет право на отдых… Работающему по трудовому договору гарантируется установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск». Однако конституция не закрепила продолжительность рабочего дня или недели. Она ни слова не сказала о «сети санаториев, домов отдыха, клубов», «сети культурно-просветительных учреждений». Статья умолчала и о развитии «массового спорта, физической культуры и туризма», а также о многом другом, о чем говорилось в советской Конституции. В то же время ельцинская конституция открыла возможность предпринимателям произвольно увеличивать рабочую неделю. Одновременно были созданы предпосылки для ликвидации оздоровительных и культурно-просветительных учреждений, доступных для трудящихся.
Недоступность для многих граждан России оздоровительных учреждений ярко показывает отказ от тех усилий, которые предпринимались с первых лет Советской власти по предоставлению трудящимся условий для восстановления физических сил. Уже с начала 20-х годов сообщали о рабочих и крестьянах, которые впервые в жизни смогли отдохнуть во дворцах богатейших людей царской России, расположенных в здравницах Крыма и Кавказа. В той же статье 120 Сталинской конституции, в которой шла речь о праве на отдых, говорилось о праве граждан СССР на бесплатную медицинскую помощь, что подкреплялось «предоставлением в пользование трудящихся широкой сети курортов».
Прогресс в развитии системы здравоохранении Советской страны позволил в 40-й статье Конституции РСФСР 1978 года существенно развить положения о гарантиях этого права. Статья гласила, что «это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения, расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни трудящихся».
В статье 41 ныне действующей Конституции России также говорится о праве «на охрану здоровья». Указывается, что «медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается гражданам бесплатно за счет средств, соответствующих бюджету, страховых взносов, других поступлений». Однако ни слова не было сказано о «бесплатной квалифицированной медицинской помощи». А это открыло путь для бешеного роста цен на «квалифицированные медицинские услуги». Плата за многие виды операций, а также протезирование возросла многократно. Неуклонно увеличивается плата за лекарства, анализы и медицинские процедуры. Правда, можно ждать очереди на бесплатное обслуживание, но она часто движется крайне медленно, в соответствии с положением конституции о зависимости лечения от наличия бюджетных средств. Многие душераздирающие телесюжеты о судьбах несчастных детей, больных редкими болезнями, рассказывают о том, что у их родителей нет средств, чтобы оплатить счета врачей. Если бы в стране сохранилось положение о бесплатной квалифицированной медицинской помощи, дети, страдающие от таких тяжелых недугов, лечились бы за счет государства.
Статья 41 опустила и многие другие положения советских конституций, направленные на обеспечение здоровья людей. В стране резко сократилось строительство новых медицинских заведений. Частный владелец не склонен заботиться о соблюдении техники безопасности и соблюдении санитарных норм на производстве, а потому травматизм на производстве и производственные заболевания не уменьшаются.
Между тем впервые провозглашенное в 42-й статье Конституции РСФСР 1978 года «право на жилье» обеспечивалось «развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги». Известно, что до 1992 года расходы среднестатистической советской семьи на квартплату и коммунальные услуги не превышали 2–3% от семейного бюджета.
В статье 39 Конституции 1993 года ни слова не сказано о «невысокой плате за квартиру и коммунальные услуги», а потому они составляют нередко до половины семейного бюджета. В то же время статья уверяла, что «малоимущим» жилье будет предоставляться «бесплатно или за доступную плату». Но в нашей стране большинство населения можно отнести к малоимущим, однако даже те, кто влачит существование на грани выживания, вынуждены отдавать значительную часть своих доходов, расплачиваясь за убогую квартиру и коммунальные услуги.
Свидетельством возможности улучшить свое положение всегда служила доступность образования. В статье 121 Сталинской конституции было закреплено право на бесплатное образование всех видов, включая высшее образование. Это право обеспечивалось, в частности, предоставлением стипендий студентам высшей школы.
Это право было подтверждено в статье 43 Конституции РСФСР 1978 года. Право на образование обеспечивалось «бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи; широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования, предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования».
Статья 43 Конституции 1993 года декларировала «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего образования». Было сказано и о праве «на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных или муниципальном образовательном учреждении или на предприятии». В последнем пункте статьи говорилось о том, что государство «поддерживает различные формы образования и самообразования».
В то же время статья по умолчанию ликвидировала право на получение стипендий студентами и учащимися. Исчезло и право на бесплатные учебники. Кроме того, на практике началось сокращение вакансий для бесплатного высшего образования и расширение мест для тех, кто вынужден оплачивать свою учебу. С доступностью бесплатного образования для всех было покончено.
Чтобы скрыть отказ от великих достижений советского социалистического строя в решении социальных проблем за демагогической трескотней о свержении тоталитарного режима и начале светлого этапа в развитии страны, Конституция 1993 года провозгласила в статье 20 «право на жизнь». Однако реальность не свидетельствует о том, что это «право» принесло существенные успехи в борьбе жизни против смерти. В то время как со времени проведения Всесоюзной переписи в 1926 году до 1991 года население Советской России выросло со 100,6 миллиона человек до 148,2 миллиона, то есть почти в полтора раза (и это несмотря на огромные людские потери за годы войны), с 1991 по 2015 год смертность опередила рождаемость, и население нашей страны сократилось на 2 миллиона. В то время как, благодаря прогрессу медицины, продолжительность жизни в среднем в мире возросла с 1990 по 2013 год на 6,2 года, в России она увеличилась лишь на 1,6 года. По продолжительности жизни Россия скатилась, по разным подсчетам, то ли на 111-е место в мире, то ли на 129-е, опередив лишь такие небогатые страны, как Непал и Бутан.
Обращение к тексту Конституции 1993 года и его сравнение с советскими конституциями показывает, как была законодательно оформлена деградация страны. Возможно, по этой причине о 12 декабря 1993 года стараются не вспоминать. Тем более нет никаких оснований праздновать 12 декабря. 23 года назад был принят Основной закон страны, который юридически закрепил восстановление реакционного строя и отбросил историческое развитие нашей страны вспять. Вину за принятую тогда конституцию несут не только прославляемые ныне Ельцин и Собчак, а также их сподвижники. Виновны и некоторые видные представители творческой интеллигенции, призывавшие в октябрьские дни 1993 года к расправе с защитниками Советов и к разрушению советского строя. Виноваты и те, кто 12 декабря 1993 года проголосовал за попрание принципов советских конституций, то есть тех Основных законов страны, которые были разработаны при участии миллионов советских людей. Несут ответственность за содеянное и те, кто, вместо того чтобы проголосовать против этого акта о капитуляции перед буржуазией, не пошел на выборы. Недавно прошедшие выборы в Государственную думу свидетельствуют о том, что уроки 1993 года и последующих двух десятилетий толком не освоены и в наши дни.
Юрий Емельянов
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.