Цирковой скандал на Фонтанке

Цирковой скандал на Фонтанке

В С.-Петербурге вспыхнул «цирковой» скандал, похожий на остросюжетную историю. В этой истории все перемешано в цирковом жанре. Желание незадачливых чиновников Минкультуры залатать «тришкин кафтан» бюджета своего бедного ведомства за чей-то счет. Трагикомическое увольнение опального вольнодумца. Смешной бунт депутатов. Противоречивые заявления губернатора. Наконец – роковая обреченность служителей зрелищно-развлекательного искусства. Одно не смешно, что все эти страсти касаются самого заслуженного камерного цирка России.

Один из старейших наших цирков – Большой С.-Петербургский государственный цирк на Фонтанке – всегда был самостоятельным учреждением, хотя и подчиненным Министерству культуры. И сегодня это успешное, финансово самодостаточное учреждение. Средняя заполняемость практически самая большая по стране – 80%. Значительные затраты арены на свою деятельность окупаются, и она приносит прибыль. Существенное пополнение кассы составляют доходы от гастролей и приема именитых артистов.
Однако теперь дамоклов меч повис над самим цирковым учреждением. Большой С.-Петербургский государственный цирк на Фонтанке силком тащат в систему Росгосцирка.
Сегодня Росгосцирк – это федеральная казенная компания, которая включает в себя порядка 70 предприятий, в основном провинциальных.
Не входят в эту огромно-громоздкую, но финансово проблемную корпорацию только… самые прибыльные цирки в стране. Два в Москве, один в Казани и вот на Фонтанке.
Похоже, именно с этого старейшего цирка и начало Министерство культуры РФ штопать прорехи в своей цирковой отрасли.
Однако против такого решения выступил директор Большого С.-Петербургского цирка Михаил Смородкин. Впрочем, это восстание было немедленно подавлено самим министром культуры Владимиром Мединским. За отказ подчиняться требованию Минкультуры Смородкин был безжалостно уволен приказом главы Минкультуры в первый рабочий день недели – 5 декабря.
Свое бунтарское выступление Смородкин пояснил так: «Я не собираюсь оспаривать это решение министра. Если мы принципиально в каких-то вопросах расходимся, то нужно просто понимать, кто есть кто, отойти в сторону и заниматься какими-то другими делами».
Здесь нужно понимать, что Михаил Смородкин – не человек искусства, которым в прежние времена само искусство было дороже всего. Он человек новой формации, он человек… бизнеса. Помимо административно-цирковой деятельности, Смородкин активно участвует в частном предпринимательстве. По данным открытой электронной базы СПАРК, он числился учредителем нескольких крупных фирм в С.-Петербурге. Вероятно, как бизнесмен по натуре, экс-директор сразу понял, что подчиненное ему цирковое учреждение, переведенное под сень убыточной казенной корпорации, вряд ли будет приносить прибыль, и потому отважился на «дерзкое» выступление.
За опального директора Большого
С.-Петербургского цирка немедленно вступились депутаты. Первым заступником выступил молодой, но прыткий депутат Госдумы от партии «Единая Россия» Сергей Боярский, сын известного актера-«Д’Артаньяна», а также по совместительству компаньон… Смородкина по бизнесу в С.-Петербурге. Видимо, в пылу почти мушкетерского гнева Боярский-младший назвал увольнение директора Цирка на Фонтанке не иначе, как «трусливой расправой».
Рыцарский пыл парламентария из Госдумы поддержали другие депутаты. Лидер фракции «Справедливая Россия» в Законодательном собрании С.-Петербурга Алексей Ковалев назвал захват Большого С.-Петербургского цирка «плевком в лицо всему городу». Петербургский депутат Максим Резник вообще заявил на заседании городского парламента о необходимости потребовать отставки министра Мединского.
Впрочем, информационного грома не случилось. Незадолго до пресс-конференции по этой скандальной теме объявил свое мнение губернатор Северной столицы Георгий Полтавченко. Вообще-то ранее Георгий Сергеевич высказывался за сохранение Цирка на Фонтанке в качестве самостоятельного юридического лица, а также за передачу его в собственность города. Однако в разгар событий глава С.-Петербурга неожиданно переменил свое мнение: «Федеральный центр вправе принимать решение, как эффективнее управлять своим имуществом».
В связи с этим в С.-Петербурге вдруг возникла, так сказать, театральная пауза. А точнее – полный антракт, поскольку на пресс-конференцию по теме защиты Цирка на Фонтанке… вообще никто не пришел. Депутат-единоросс Сергей Боярский по некоторым причинам занял выжидательную позицию. А сам Михаил Смородкин не только что не явился на встречу с журналистами и общественностью, но даже вдруг перестал отвечать на телефонные звонки. Говорят, «ему предложено несколько вариантов трудоустройства в системе Минкультуры, и он думает над этими предложениями».
Пока начальствующие «паны» дерутся, у рядовых цирковых «хлопцев» не то что чубы, а сами головы трещат от тягостных мыслей за свое будущее и будущность своего любимого цирка. Они заблокировались в тревожном ожидании, не дают публичных интервью, но в частных беседах признаются, что в связи с присоединением их учреждения к убыточному Росгосцирку, возможно, их ожидает волна сокращений и уж точно урезание финансирования, а значит, понижение заработков.
Между тем высочайшее начальство от Минкультуры не замедлило экстренно представить приунывшей труппе Большого С.-Петербургского государственного цирка нового директора. Им стал 43-летний Сергей Беляков, абсолютно лояльный к Министерству культуры чиновник, занимающий должность генерального директора по гастрольной деятельности Росгосцирка. Трудовая биография нового назначенца весьма занимательна. Беляков работал в Читинской областной филармонии. Затем, после филармонии, – директором Ижевского зоопарка. А теперь он – глава легендарного цирка в С.-Петербурге.
Все это было бы смешно, если бы не то обстоятельство, что нынешний «цирковой» скандал в С.-Петербурге есть невеселое отражение всего того, что происходит в сфере цирковой культуры современной России, да и в российской культуре вообще. В отсутствии действенно-эффективной культурной политики эта сфера превращается в арену ведомственных передряг, а главное – бесконечного дележа денег… А это уже совсем не смешно, даже в цирке.

Денис  МИРОНОВ-ТВЕРСКОЙ

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *