46 часов. 24 в полете. 22 на кубинской земле, и все «на ногах». Одним днем, 29 ноября, делегация Государственной Думы во главе с её Председателем Вячеславом Володиным побывала в Гаване, чтобы проститься с историческим лидером кубинской революции, многолетним руководителем Республики Куба, глобальной фигурой XX века Фиделем Кастро.
По поручению Председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова Коммунистическая партия была представлена в составе делегации на очень высоком уровне. Попрощаться с Фиделем от имени всех российских коммунистов, всех советских по духу людей на Остров Свободы отправились Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Иван Мельников и заместитель Председателя ЦК КПРФ Дмитрий Новиков.
«Мне приходилось бывать на Кубе очень много раз. В советское время начал ездить ещё по линии Московского Университета, затем официально в делегациях КПСС, в 90-е годы уже от КПРФ, позднее во главе и в составе делегаций Государственной Думы, — рассказывает Иван Мельников, — но этот визит нельзя сравнить ни с каким другим. Впервые самолет сел на земле, где больше не было здравствующего Фиделя. Впервые встречался со своими кубинскими знакомыми и друзьями без улыбок. Вместо привычной атмосферы праздника в воздухе висела скорбь. Без стенаний и лишних слов, мужественно и собранно народ Кубы преодолевал этот тяжкий гром среди вечно ясного кубинского неба. Все вместе и каждый внутри себя пропускали это через сердце.
В то же время, во время всех бесед, — а мы встречались с Председателем Национальной ассамблеи народной власти Кубы товарищем Ласо Эрнандесом, пятеркой кубинских героев, пересекались со многими видными политиками во время траурного митинга, — мы не заметили смятения, растерянности, неуверенности в будущем Острова. Повсюду мы чувствовали силу наследия Фиделя, которое теперь уже «переросло» революционную историю Кубы, получило миллионы последовательных сторонников во всем мире, осталось интересным каждому новому поколению молодежи. Это не история, а живая энергия, которая будет помогать побеждать и дальше.
Кто знает, может, по этой причине, словно не желая ставить не только какую-то точку, но даже запятую, сам Команданте распорядился не увековечивать свою память в персонализированной форме. Как будто считал, что сила его фигуры не должна сконцентрировать в себе энергию борьбы, должна пока оставаться свободной от границ камня: сосредотачиваться и продолжаться в умах, сердцах и стремлениях народов.
Находясь вместе с российскими коллегами на трибуне траурного митинга, мы слышали эти ноты в политически выверенных и достойных великого ораторского таланта Фиделя речах лидеров государств, ориентированных на современный социализм. Китайских и вьетнамских товарищей, президента Боливии Эво Моралеса, президента Венесэулы Николаса Мадуро, президента Никарагуа Даниэля Ортеги, конечно же, нынешнего лидера Кубы Рауля Кастро и других. Сотни тысяч глаз на площади Хосе Марти переживали каждое звучащее слово вместе с выступающими. Если где-то в мире и есть эталон солидарности, то это было и есть – здесь.
Эта эмоциональная атмосфера поворачивала время внутри меня вспять: вспоминалась встреча с Фиделем, многочасовой разговор один на один, который не забудется никогда. Мелькали картинки из детства, из школы, когда учительница географии посвятила Кубе целый школьный праздник. Всплывали картины 60-х годов, когда мы ложились спать и просыпались под слова чрезвычайно популярной песни «Куба – любовь моя, остров зари багровой». Когда взрослея и узнавая все больше и больше об истории и основных этапах кубинской революции, о её лидерах и героях, мы восхищались Фиделем и его героическими соратниками, которые штурмовали казармы Монкада, высаживались с яхты «Гранма», боролись в горах Сьерра-Маэстре, сражались с бандами контрреволюционеров на Плайя Хирон. Для молодых советских граждан это были первые в жизни уроки интернационализма, причастности ко всем борющимся за свою свободу народам.
Припомнилось и то ощущение неловкости с привкусом горечи в 90-е годы, когда было стыдно перед Фиделем за внешнюю политику ельцинской России. Оказавшись после развала СССР в сложнейшей ситуации, он не высказал в адрес нашей страны ни одного упрека, гордо возвышаясь над пигмеями-времещиками, которые предавали союзников. Но вспоминался и оптимистичный, логичный этап восстановления, возобновления связей в последние пятнадцать лет. Вся эта радость с частыми визитами на Кубу для выстраивания по кирпичикам многого, что было утеряно.
Думалось обо всем этом с надеждой, что молодые коммунисты, молодые политики тоже будут продолжать работу над тем, чтобы столь далекие географически народы – кубинский и российский – оставались все такими же родными друг другу. И надежда на это есть, она обоснованная и оправданная. И в Гаване, и в Москве есть люди, есть много людей, кто хочет и будет заниматься укреплением нашей дружбы. Оттого было отрадно, что на этом мемориальном митинге рядом плечом к плечу со мной стоял Дмитрий Новиков, один из представителей нового поколения коммунистов, который в нынешнем созыве возглавил парламентскую группу дружбы с Кубой с учётом тех крепких связей, которые установились между КПРФ и кубинской Компартией», — поделился своими впечатлениями Иван Мельников.
«Куба воплотила в жизнь то, о чем мечтают миллионы людей на нашей планете, — отметил Дмитрий Новиков, — это право на самостоятельное, независимое развитие и на фундаментальные социальные гарантии. И то, и другое на Кубе есть, составляя предмет гордости ее народа. Здесь великолепная бесплатная медицина, здесь развитая, и, разумеется, тоже бесплатная, система образования. Да, все это пришло на Кубу потому, что еще раньше было достигнуто в нашей стране – Советском Союзе. Но о его достижениях мы говорим, увы, в прошедшем времени. А Куба выстояла. И у Фиделя Кастро здесь особая роль. Об этой роли и говорилина прощании с Команданте представители десятков государств, прибывших в Гавану перед тем, как урна с прахом начала свое прощальное движение к месту захоронения в Сантьяго-де Куба».
Павел Щербаков, пресс-служба ЦК КПРФ, Гавана-Москва