Юрий Мелитонян. Говорит и показывает «Красная Линия»

Юрий Мелитонян. Говорит и показывает «Красная Линия»

Уважаемые телезрители!

Телеканал «Красная Линия» осуществляет своё вещание более чем в 50 регионах Российской Федерации.

Телеканал «Красная Линия» можно смотреть в Интернете. На него легко зайти через сайт ЦК КПРФ (Кprf.ru). В любой поисковой системе (Яндекс, Мейл и т.д.) наберите www.rline.tv или просто «Красная Линия», и вы уже на нашем сайте. Новости, программа передач, онлайн-трансляция и любые программы телеканала к вашим услугам. Через сайт телеканала можно также отправить письмо в редакцию.

Мы представлены во всех социальных сетях российского Интернета.

Если вы хотите смотреть «Красную Линию» по телевидению, то можете написать или позвонить своему кабельному оператору с просьбой включить нас в предоставляемый вам пакет вещания.

Наш телеканал можно смотреть в Smart-приложениях для ТВ, во всех интернет-приложениях и интернет-кинотеатрах, включая MEGOGO, DIVAN-TV, Vintera.ru, Zoom TV, Perrs TV, Бонус ТВ.

За Пущино!

В 2016 году российские учёные отмечают юбилейную дату. 60 лет назад Совет Министров СССР принял Постановление № 501 «О строительстве научного городка Академии наук СССР». Было решено создать современный научный центр биологических исследований в Серпуховском районе Московской области.

СТРОИТЕЛЬСТВО шло долго и трудно. Первым делом в чистом поле поставили рабочие бараки и магазин, и только через три года сдали в эксплуатацию первый многоподъездный городской дом. Фундамент Института биофизики, на базе которого потом выросло несколько других академических институтов, заложили

в 1961-м. И лишь к концу 1960-х, через 15 лет после выхода постановления Совмина, в отстроенном с нуля подмосковном Пущине вырос мощный центр биологических исследований, располагающий необходимой материальной базой, оснащённый новейшими оборудованием и аппаратурой.

Теоретические и прикладные исследования в области биофизики, биохимии и совершенно новой науки — молекулярной биологии — начали работать на медицину и народное хозяйство огромной страны. И страна это заметила. Достижения научных коллективов Пущинского научного центра отмечены Ленинскими и Государственными премиями, премиями Совета Министров и Ленинского комсомола.

Сегодня здесь на базе девяти академических институтов биологического профиля и радиоастрономической обсерватории действует Пущинский научный центр РАН. Туда и отправилась съёмочная группа «Красной Линии».

Доктор биологических наук Иван Вихлянцев руководит лабораторией структуры и функций мышечных белков Института теоретической и экспериментальной биофизики. Когда мы приехали, он с коллегами запускал центрифугу. Это самое дорогое оборудование в его лаборатории. Но работать с ним непросто — не хватает инвентаря.

— Здесь затягивай, сюда ставь пробирки, — командует молодой доктор наук.

Работать приходится вручную, при этом требуется изрядная ловкость. Пробирки ставят в суперхолодильник, замораживающий до минус восьмидесяти по Цельсию. Как и центрифуга, вещь не дешёвая.

— Когда-то Академснаб целенаправленно выделял деньги, мы заказали и купили. И до сих пор не жалеем, — улыбается Иван.

— Сегодня себе такое позволить сможете?

— Уже нет. Говорят, денег нет у государства, многие вещи урезаются, и наука, к сожалению, тоже…

Зарплата доктора наук Вихлянцева — всего тридцать тысяч рублей в месяц. До налогообложения. Чистыми выходит тысяч 27. Но часть этих денег Иван регулярно тратит на то, чтобы обеспечить работу лаборатории. Покупает оборудование, реактивы. Недавно в лаборатории сделали ремонт. На него скидывались всем коллек-

тивом.

— Вы что, на свои деньги ремонт делаете?

— Приходится. Трубы прорвало, работать невозможно было. А в гранте про ремонт ничего не сказано.

Гранты Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) для большинства отечественных учёных — единственный способ остаться в науке. Но если посчитать деньги, станет ясно: с научными грантами в России что-то обстоит неправильно.

— За границей лаборатория нашего профиля получает грант почти в пятьсот тысяч долларов. Один грант РФФИ — семьсот тысяч рублей. Это в пятьдесят раз меньше — десять тысяч долларов или евро, — объясняет Иван.

О том, сколько денег тратят на фундаментальную науку в разных странах, в Пущинском центре знают очень хорошо. Проводили сравнительные исследования. И знают, что в Венгрии, Польше, Португалии и даже в Греции, где действует режим жёсткой бюджетной экономии, государство выделяет на науку больший процент от ВВП, чем в современной России.

Не дожидаясь помощи государства, сотрудники лаборатории доктора наук Вихлянцева приспособили для опытов баночки от плавленого сыра. Шутят: какие баночки использовать — от сыра или от майонеза, — не принципиально. В современной России живём. Привыкли.

О том, как используют оборудование в других институтах Пущинского научного центра, рассказала местный профсоюзный лидер Елена Ильясова:

— На восемь институтов центра просим купить один электронный микроскоп, чтобы пользоваться по очереди. А ведь раньше в каждом институте было по нескольку штук.

Смысл слов научной сотрудницы доходит до нас не сразу.

— Вы их как бы напрокат берёте, в складчину?

— Получается, что так. Ещё и в очереди стоим.

Елена Ильясова ведёт нас по пустынным коридорам Института биофизики.

— В этой лаборатории уже давно почти никто не появляется. Лаборатория есть, а людей нет…

Раньше в академическом центре в Пущине работало пять тысяч человек. Сейчас осталось меньше половины. Большинство уехали за границу. Забрали с собой жён, детей, а также ценнейший груз научных знаний, основу фундаментальной науки.

Академик Анатолий Иванович Мирошников много лет руководил Пущинским научным центром. Вспоминает: именно здесь, задолго до знаменитой овечки Долли, вели работы по клонированию животных, разрабатывали искусственную кровь и кожу человека, создавали препараты для борьбы с раком. А также очень многое делали для советской промышленности. Можно сказать, сами составляли её часть:

— В Советском Союзе было создано очень мощное микробиологическое производство. И начиналось оно в Пущине. Ещё перед перестройкой выпускали миллионы тонн белково-витаминных концентратов. Лизин в корма для животных производили здесь, в Серпуховском районе, а сегодня закупаем его у японцев. Ещё при Горбачёве всё разрушили. Своими же руками.

Академик Мирошников много лет доказывает российским властям, что Пущино — идеальное место для строительства завода по производству отечественного инсулина.

— Только здесь есть серьёзное научное сопровождение, а без него нельзя, — объясняет он.

Что ж, будет производство, значит, будет востребована и наука. Но несколько лет назад в Пущино приезжал президент В.В. Путин. Разговор шёл и о заводе по производству инсулина в Серпуховском районе. Поговорили — разошлись. Предложения учёных до сих пор пылятся в президентской администрации…

Утром в лаборатории Ивана Вихлянцева прикидывали планы на будущее:

— В декабре у нас заканчиваются два гранта РФФИ, а новых не обещают. Если и получим хотя бы один, не сможем проводить исследования.

Молодые учёные из лаборатории Вихлянцева считают, что выбор у них небогат. Он такой же, какой стоял перед многими пущинскими учёными в девяностых, после развала СССР: уехать или остаться.

— Пока у меня одна мысль: фундаментальная наука в России не нужна, — говорит Иван.

Доктор биологических наук Наталья Белова, исполняющая обязанности председателя Пущинского научного центра, пытается убедить нас в обратном. Говорит, что ситуация в центре, да и во всей российской науке не столь плоха, как кажется. Главное — делать открытия, двигать науку вперёд, тогда будут гранты и не будет проблем. Но и она признаётся:

— Наша система организации науки была заложена в советское время, под финансирование грантами она не приспособлена. Наука должна финансироваться государством. Во всяком случае, государство должно в большей степени участвовать в финансировании науки. Гораздо в большей степени, чем сейчас.

…В девяностые годы, когда из страны уезжали талантливые учёные, среди них ходила шутка. Надо написать и повесить табличку: «Последний уезжающий, не забудьте выключить свет в аэропорту»…

Специальный репортаж «За Пущино» смотрите на сайте телеканала «Красная Линия» по адресу http://www.rline.tv.

Мы ещё не осознали размах коррупции в системе МВД

Министр внутренних дел Владимир Колокольцев очень точно оценил ситуацию, когда сказал, что громкие коррупционные скандалы в органах внутренних дел, подобные делу Захарченко, перечёркивают все достижения сотрудников МВД. Такое мнение высказал в программе «Точка зрения» на телеканале «Красная Линия» генерал-лейтенант милиции в отставке Александр Михайлов.

«АБСОЛЮТНО СОГЛАСЕН с министром, что для честно работающих сотрудников органов внутренних дел подобного рода репутационные удары являются очень тяжёлыми. Предательство приводит ко многим негативным последствиям, и если оно остаётся безнаказанным, то начинает клонироваться», — сказал Михайлов. «Дело Захарченко» — это вопиющий факт, но вся беда заключается в том, что мы сегодня ещё не осознали размаха подобных явлений», — добавил он.

Среди причин разрастания коррупции в рядах высокопоставленных сотрудников органов внутренних дел Михайлов особо выделил так называемые командные заезды, когда вновь назначенный руководитель территориального подразделения привозит с собой из соседнего региона большую команду подчинённых. «Приезжает целая свора, говорят местным сотрудникам: «Вы никто, звать вас никак», — отодвигают в сторону и начинают зарабатывать деньги. Их же сверху назначили, и они не работают, а именно «зарабатывают», а потом появляются целые управления, где половина начальников находится в розыске», — пояснил Михайлов.

Генерал-лейтенант милиции в отставке подверг критике, в частности, попытку наполнить московский регион сотрудниками МВД — выходцами из других субъектов Российской Федерации: «без знания Москвы, без знания московского характера, психологии, без знания московской преступности». «Поймите, какое унижение испытывает человек, который честно работает на месте, и вдруг из соседнего региона приезжает эта «свора» и начинает от него избавляться. Реформа МВД предоставляет для этого колоссальные возможности», — сказал он.

«Скажу из своего личного опыта, а я во многих структурах работал: куда бы ни приходил, никогда не брал с собой ни одного человека и не менял заместителей. Из ФСБ в МВД — не поменял ни одного заместителя. Потом пришёл в аппарат правительства — не поменял ни одного заместителя. «Своих людей» приводят те, кто хочет «не дело пытать, а от дела лытать», — подчеркнул Михайлов.

Обсуждение ситуации в российских органах внутренних дел смотрите в программе «Точка зрения» («Наша полиция нас бережёт?») на сайте телеканала «Красная Линия» по адресу http://www.rline.tv.

 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *