12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил. Пилоты, штурманы, механики, представители других авиационных профессий — это гордость вооруженных сил любого государства. Чтобы стать военным летчиком, мало одного стремления и подходящих психофизических данных. Необходимо получить соответствующую подготовку. На заре становления российских военно-воздушных сил, в начале ХХ века, происходило и формирование военного авиационного образования.
Первое учебное заведение, специализировавшееся на подготовке специалистов авиационного профиля, появилось в Российской империи в 1885 году. Еще 22 декабря 1884 года военный министр генерал Петр Семенович Вановский, выступая на Военном совете, обосновал необходимость создания в российской армии команды аэронавтов. Тогда же при Главном Инженерном Управлении была создана Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям. Председателем Комиссии назначили генерал-майора М. М. Борескова, заведовавшего в Главном Инженерном Управлении Гальванической частью.
Секретарем этой комиссии был назначен поручик Александр Матвеевич Кованько (1856-1919), впоследствии дослужившийся до генерал-лейтенанта. Кованько можно с уверенностью называть «отцом-основателем» российского военного авиационного образования. Военный инженер по образованию, в 1878 году Кованько окончил Николаевское инженерное училище, а затем — Офицерский класс Технического гальванического училища. Затем подпоручик Кованько служил в составе понтонного батальона, участвовал в русско-турецкой войне. Затем Кованько стал начальником Учебной гальванической команды Лейб-гвардии Сапёрного батальона, готовил будущих солдат-саперов. Когда в феврале 1885 года была создана Кадровая команда военных аэронавтов, первым ее командиром и назначили 29-летнего поручика Кованько. С этого времени и на протяжении последующих тридцати с лишним лет жизнь Александра Матвеевича Кованько оказалась связанной с подготовкой первых русских воздухоплавателей, а затем — офицеров-авиаторов.
В состав Кадровой команды военных аэронавтов (Воздухоплавательной команды), созданной в феврале 1885 года, вошли ее командир поручик Кованько, 2 унтер-офицера и 20 рядовых. Через два года, в 1887 году, службу в команде несли уже 6 офицеров и 51 солдат. Рядовому составу преподавали телеграфную азбуку, фотографию, телефонную связь, устройство воздушных шаров и их наполнение газом, приготовление сигнальных шаров из пергаментной бумаги, обращение с паровой лебедкой и газодобывающей установкой. Команда дислоцировалась на Волковом поле, в бывших казармах испытательного артиллерийского полигона. Одним из первых успешных предприятий команды стал перелет из Волкова в Новгород на воздушном шаре, совершенный 6 октября 1885 года экипажем из трех человек под командованием поручика Кованько.
В апреле 1887 г. Воздухоплавательная команда была преобразована в Учебный кадровый воздухоплавательный парк, ставший первым военным авиационным учебным заведением России. В 1890 г. был сформирован Учебный воздухоплавательный парк, при котором был создан полигон для подготовки офицерского и рядового состава воздухоплавательной службы российской армии. На полигоне были оборудованы многочисленные мастерские, учебная голубиная станция и метеорологическая станция. Командование российской армии все больше интересовалось возможностями применения воздухоплавательной службы в интересах артиллерийской и воздушной разведки, поэтому в 1902-1903 гг. в Бресте, Вильно и Красном Селе состоялись учебные маневры воздухоплавательного парка, на которых изучались возможности использования воздушных шаров для корректировки артиллерийского огня и для проведения воздушной разведки позиций противника. После учебных маневров было принято решение о создании специальных воздухоплавательных подразделений при гарнизонах Варшавы, Новгорода, Бреста, Ковно, Осовца и на Дальнем Востоке. На полигоне воздухоплавательного парка построили эллинг — большое здание для хранения воздушных шаров и дирижаблей. Именно с полигона воздухоплавательного парка был организован полет первого российского управляемого аэростата «Лебедь».
Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. Александр Кованько был временно командирован на Дальний Восток, где командовал 1-м Восточно-Сибирским воздухоплавательным батальоном и организовал применение аэростатов для корректировки артиллерийского огня российской армии по позициям противника.
Дальнейшее развитие воздухоплавания поставило перед учебным воздухоплавательным парком задачу по испытанию аэропланов. В 1909 г. в парке началось строительство двух ангаров, а затем и пяти аэропланов. Главным Инженерным Управлением были заказаны также аэропланы братьев Райт и Вуазен и семь бензиновых моторов для установки их на аэропланы, строящиеся в Учебном воздухоплавательном парке. В 1910 году на базе Учебного воздухоплавательного парка была основана Офицерская воздухоплавательная школа с двумя отделениями — авиационным и воздухоплавательным. Начальником школы был также назначен Александр Кованько, к этому времени дослужившийся до звания генерал-майора.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.