С 1 января 2017 года вступили в силу изменения, внесённые предыдущей Госдумой в Жилищный кодекс России, согласно которым теперь отчисления на капремонт приравнены к прочим платежам за жилищно-коммунальные услуги. За, казалось бы, формальным переносом строк в платёжках всех нас ожидают серьёзные последствия.
ТЕПЕРЬ НИКТО не вправе сказать, что он не станет платить за капремонт, ибо не согласен с данным платежом в принципе. Конечно, говорить можно всё что угодно, но отныне за несвоевременный платёж по капремонту к такому неплательщику будут применяться такие же санкции, как и к тем, кто уклоняется платить вовремя за потреблённые свет, газ и тепло: пени, штрафы, судебные иски и так далее. Если кто-то не заплатит за капремонт, то ему же будет хуже. Вот такой сюрприз нам приготовили депутаты от «Единой России», продавившие в 2015 году поправки в Жилищный кодекс.
Можно считать, что все дискуссии на данную тему закончены: не платить за капремонт стало дороже, чем платить. Вероятно, поэтому ряд субъектов Федерации, которым дано право определять минимальный размер платежа за капремонт, поспешили не долго думая его повысить. К примеру, заботясь о москвичах, правительство Москвы определило, что с 1 июля 2017 года минимальный размер месячного взноса на капремонт в многоквартирном доме увеличится с 15 до 17 руб. на квадратный метр общей площади помещения, или сразу на 8,8%. Одновременно поднимут тарифы на воду холодную (рост составит 7,2%) и горячую (10,6%), а также на газ (3,9%).
В Амурской области минимальная плата за капремонт выросла с 6,5 до 7,9 руб. (рост на 8,2%). В Якутии тариф в 2017 году не только вырос, но и стал дифференцированным: величина взноса для владельцев квартир в деревянных домах будет на уровне 3,6 руб. за кв. м, в каменном доме без лифта — 6 руб., с лифтом — 8 руб. Для жителей Приморского края тариф увеличился с 6,57 до 7,1 руб. (рост на 9,25%). В Архангельской области — с 6,66 до 7,16 руб. (9,3%). В Оренбургской области начали действовать следующие расценки: 4,62 руб. — для домов с этажностью до 3 этажей; 5,86 руб. — для домов с этажностью 4 и 5 этажей, 7,42 руб. — для домов от шести этажей и выше. В Астраханской области взнос теперь составляет 3,6 для деревянных домов, 6 руб. — для каменных домов без лифта, 8 руб. — для каменных домов с лифтом. В Санкт-Петербурге — 4 руб. за кв.м — в 4 раза меньше, чем в Москве! Что, в Санкт-Петербурге в 4 раза дома менее изношены? Исходя из каких критериев рассчитаны тарифы на капремонт?
ДАЖЕ НЕВООРУЖЁННЫМ данными Росстата глазом видно, что утверждённый рост тарифов значительно превосходит темпы роста инфляции, о снижении которой нам рассказывают высокопоставленные чиновники. Поэтому компенсацией потерь обслуживающих предприятий ЖКХ столь резкий рост тарифов объяснить невозможно. Тем более что хорошо известна истина: именно неконтролируемый рост тарифов монополистов (а в ЖКХ у нас повсеместно правят бал региональные монополисты) ведёт к росту инфляции.
Возникает вопрос: почему капремонт в Москве в 2 раза дороже, чем в труднодоступной и не богатой стройматериалами (многие из них ввозятся с «материка») Якутии? На память приходит нашумевшая история, когда в 2010 году в префектуре Северо-Восточного округа Москвы собрались делать капремонт в ветхих и аварийных пятиэтажках, намеченных на снос! Тогда ретивых чиновников Контрольно-счётной палате Москвы удалось вовремя остановить. Ущерб бюджету города едва не составил более 2,5 млн. руб. А сколько аналогичных историй не попали в поле зрения проверяющих органов?
Стоит поинтересоваться и тем, как расходуются собираемые средства. А они немалые: по данным минстроя, в 2016 году собираемость взносов на капремонт выросла почти на 10% — с 74% до 83%. И это при том, что собственники квартир пенсионного возраста вряд ли успеют воспользоваться плодами капремонта. По состоянию на 1 ноября 2016 года с жильцов многоквартирных домов было собрано 136,146 млрд. руб. Однако, по словам министра строительства и ЖКХ Александра Меня, выполнение программы капремонта в многоквартирных домах происходит при «недостаточных темпах», уровень реализации планов составляет всего 44%! По данным председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галины Хованской, в Москве из собранных почти сотни миллиардов рублей освоили лишь четверть.
Так куда же расходуются средства, когда планы по капремонту выполняются меньше чем наполовину? И если уже собранные деньги не осваиваются должным образом, то зачем же ещё выше поднимать тарифы и тем самым усугублять социальное напряжение, возникшее с введением этого по сути нового налога на недвижимость? Можно предположить, что при разработке концепции капремонта авторы учли опыт госкорпорации «Роснано», которая в 2014 году получила прибыль в размере 6,3 млрд. руб. за счёт размещения государственных финансовых средств на депозитах в коммерческих банках…
О СЕРЬЁЗНЫХ недостатках и просчётах во всём, что связано с организацией капремонта, свидетельствуют и данные проверок Счётной палаты РФ. Проведённый аудиторами анализ показал: в настоящее время в России фактически отсутствует целостная система технического учёта состояния жилищного фонда, что содержит риски необоснованного включения (или исключения) дома в региональную программу капремонта; нарушения порядка очерёдности проведения капремонта; необоснованного определения необходимого перечня и состава работ.
По мнению аудиторов Счётной палаты РФ, существуют риски разбазаривания средств, собранных с собственников жилья. Так, при осмотре 13 многоквартирных домов в Подмосковье, где капитальный ремонт осуществлялся с привлечением бюджетных средств, Контрольно-счётная палата Московской области установила завышение объёмов работ, выполненных подрядными организациями, и факты оплаты фактически невыполненных работ на общую сумму 6,4 млн. рублей.
Поэтому в целях обеспечения сохранности собранных взносов Счётная палата РФ предложила создать систему страхования этих средств, принципы функционирования которой должны быть аналогичны действующей системе страхования банковских вкладов физических лиц. Но в отличие от предельного объёма возмещения средств по одному вкладу в банке сохранность собранных взносов на капремонт должна быть обеспечена в полном объёме. И хотя данное предложение было сделано ещё в апреле 2016 года, никакой реакции ни со стороны исполнительной власти, ни со стороны контролируемого «единороссами» парламента не последовало.
…Бессмысленно спорить с тем, что проблему капремонта надо решать. По данным минстроя, 51% многоквартирных домов уже сейчас нуждается в капитальном ремонте, а проживают в таком жилищном фонде 45 млн. человек — более трети населения страны. И вместо того чтобы настойчиво, кропотливо, скрупулёзно выстраивать систему капремонта, нынешние власти в состоянии лишь неуклонно поднимать тарифы на него и ужесточать меры к неплательщикам. Всё как всегда: «социальные репрессии» рука об руку идут с некомпетентностью, безответственностью и коррупцией.
Александр ДЬЯЧЕНКО.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.