На днях директор департамента развития контрактной системы минэкономразвития РФ (МЭР) Максим Чемерисов сделал ряд весьма откровенных заявлений, которые проливают свет на истинную картину того, как и в каких масштабах чиновники на местах осваивают бюджетные деньги в собственных интересах.
ВЫСТУПАЯ 31 января на конференции с характерным названием «Поддержка Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» субъектов малого и среднего предпринимательства», Максим Чемерисов заявил, что на полностью конкурентных условиях в РФ осуществляется лишь 5% государственных закупок. Кроме того, более 50% закупок проводятся различными «креативными» способами, которые изобретают сами заказчики.
«Только 5% закупок осуществляется путём проведения конкурсов и аукционов, то есть мы их можем назвать полностью конкурентными. 36% закупок осуществляется у единственного поставщика и порядка 59% осуществляется так называемыми иными способами», — сказал Чемерисов. И пояснил, что «иные способы» — это те, с помощью которых обычно маскируются закупки у единственного поставщика и иные квазиконкурентные методы заключения договоров. Цель подобных действий — присвоение бюджетных средств за счёт завышения стоимости товаров и услуг.
«Творчество заказчиков продолжает нарастать, и если в прошлом году мы говорили, что ими порядка 3,5 тыс. способов закупок используется, то в текущем году мы насчитали 4 тыс. 480 способов закупок. Креативу нет предела, и он продолжает нарастать», — процитировало Чемерисова агентство ТАСС.
Потери для бюджета также складываются из издержек участников процедуры торгов — это до 5% от стоимости заключённого договора. То есть 5% всех средств, затраченных на госзакупки, расходуется лишь на то, чтобы подать заявку, зарегистрироваться, аккредитоваться, получить электронную подпись, сообщил чиновник.
Истинную цену этих 5% легко подсчитать: по итогам 2016 года объём объявленных торгов в России составил 25,8 трлн. рублей, а 5% от данной суммы — 1,29 трлн. рублей. Чемерисов также подчеркнул, что 28% закупок осуществляют пять крупнейших госкомпаний, в том числе «Автодор».
Любопытно, что примерно в те же дни другое ведомство — аналитический центр при правительстве РФ — сообщило, что регионы в первом полугодии 2016 года проводили госзакупки на условиях реальной конкуренции — с привлечением как минимум двух участников — в 58% случаев. В 32% случаев в торгах был зафиксирован один участник, в 10% случаев к торгам вообще не было допущенных участников. Самые крупные регионы по суммарному объёму закупок — Санкт-Петербург и Москва.
Несмотря на различия в оценках МЭР и аналитического центра при правительстве, обе инстанции подтверждают наличие серьёзной «проблемы госзакупок». Для того чтобы оценить её истинные масштабы, скажем, что, по предварительной оценке минфина, доход бюджета в 2016 году — 13,46 трлн. рублей. Таким образом, объём госзакупок в 2016 году превысил доходы бюджета почти в 2 раза, а регистрационные сборы с участников аукционов равняются около 10% госбюджета.
Александр ДЬЯЧЕНКО.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.