Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
Технический прогресс, всё сильнее вторгающийся в жизнь, оказывает растущее влияние на современную политику, особенно на выборные технологии. Использование цифровых возможностей приобрело особую актуальность для леворадикальных движений и партий Европы как форма противодействия буржуазным СМИ, традиционно игнорирующим или освещающим негативно и предвзято левое направление в политическом спектре.
ТАК, известный французский политик, лидер движения «Франция непокорённая», кандидат левых сил на президентских выборах 2017 года Жан-Люк Меланшон ещё в начале своей избирательной кампании заметил в одном из интервью: «Я, конечно, ожидаю мощное сопротивление. Оно исходит из 90% СМИ, находящихся в собственности девяти миллиардеров. Во всех странах мира они были подлинными противниками правительств, рождённых на волнах демократии». Поэтому цифровые технологии, обеспечивающие выход в Интернет, дают политикам безграничные возможности пропаганды своих идей и завоевания союзников и сторонников, особенно среди молодёжи, а также обеспечивают популяризацию фигуры кандидата и его программы. По данным «Глобалвеб», в современном мире 82% пользователей Интернета в возрасте от 16 до 64 лет посещают социальную сеть «Ютьюб».
Именно на неё кандидат «Франции непокорённой» сделал основную ставку. Для этого он разработал новую цифровую стратегию, основанную на использовании социальных сетей и других платформ, таких, как «Ютьюб». Он регулярно публикует свои видеопрограммы, которые в сочетании с использованием традиционных СМИ дают ему возможность стать подлинным «королём «Ютьюба», что отмечают даже правые издания. Меланшон также лидирует среди кандидатов в президенты по использованию социальных сетей.
«Твиттер» Жан-Люка Меланшона читают около миллиона человек. «Фейсбук» — 600 тысяч, а количество просмотров на «Ютьюбе» почти неисчислимо. На «Ютьюбе» демонстрируется целая серия передач Меланшона как единого кандидата левых сил на выборах 2017-го. Большим успехом пользуется еженедельный двадцатиминутный обзор текущих событий, где политик в присущей ему непринуждённой манере обращается к своим зрителям. Каждый эпизод — более 100 тысяч просмотров, 9-й и 11-й — собрали даже по 200 тысяч.
В другой, завоевавшей популярность передаче на «Ютьюбе» под названием «То, что нельзя увидеть на экране телевизора» Меланшон переосмысливает новости, выбирая темы, не охваченные в телешоу и в газетах, и сам становится интервьюером. Эти передачи, например по проблемам эвтаназии, борьбы с бедностью, и другие имеют десятки, а иногда сотни тысяч просмотров. На «Ютьюбе» можно увидеть также демонстрировавшийся с большим успехом в конце января на канале «Франс 3» полуторачасовой фильм под названием «Жан-Люк Меланшон — человек, который идёт против течения», сделанный известным психоаналитиком Жераром Миллером.
Интерес вызывают видео с ответами политика на «часто задаваемые вопросы» граждан. Количество просмотров первого выпуска этой передачи превысило 350 тысяч. Важным звеном связи с избирателями стал собственный блог Меланшона, который он ведёт много лет. Видеосюжеты блога можно смотреть также через «Ютьюб». Наконец, есть отдельный сайт «JLM2017» с хештегом #JLM2017, обеспечивающий обратную связь. Все митинги Меланшона передаются в режиме онлайн через «Ютьюб». Социальная сеть «Инстаграм», где в основном размещаются работы выдающегося фотохудожника Стефана Бурло, симпатизирующего левым, позволяет избирателям следить за напряжённой жизнью кандидата в президенты. «Его цифровая стратегия коммуникации является чрезвычайно эффективной, — отмечает еженедельник «Пуэн», — и, кроме того, она имеет эффект спирали: чем больше подписчиков, тем больше растёт подписка».
Успех интерактивной стороны кампании Меланшона связан также с тем, что преданная ему команда состоит в основном из молодых людей и целой армии специалистов в области цифровой связи. В движении «Франция непокорённая», в целом, участвует очень много молодёжи, которая активно действует в каждом городе, особенно в университетских центрах. Молодые активисты составляют не только основную часть пользователей Интернета, но и большинство на предвыборных митингах Меланшона. Именно они создают группы его поддержки, которых насчитывается в настоящее время две с половиной тысячи во всём мире, преимущественно, конечно, во Франции. Через Интернет установлены связи с руководителями групп, их почти ежедневно информируют о ходе кампании. Так была создана действенная контактная сеть, разветвлённая и широкая.
ВПЕЧАТЛЯЕТ интерактивная карта мира с тысячами точек — группами поддержки Меланшона. Руководители групп были приглашены осенью нынешнего года в Лилль на конференцию «Франции непокорённой» для окончательного согласования программного документа «Будущее — в единстве», голосование за который также осуществлялось в интерактивной форме.
При разработке стратегии и тактики кампании «Франции непокорённой» использовался опыт испанского левого движения «Подемос» («Мы можем!»), в своё время создавшего горизонтальные связи в социальных сетях, в отличие от привычных партийных вертикалей, что позволило объединить более миллиона человек («Подемос» вырос из движения «возмущённых»). Испанские левые создали передачи на двух «Ютьюб»-каналах, куда регулярно загружали студийные видеозаписи «круглых столов» с обсуждением острых общественно-политических проблем.
Вместо лобовой агитации активисты использовали качественно записанные и смонтированные телешоу. Лидер движения Пабло Иглесиас решил объяснить испанцам основы политической теории через сериал «Игра престолов» и выпустил книгу «Победи или умри — политические уроки из «Игры престолов», на обложке он лично позировал на железном троне. При встрече он вручил эту книгу испанскому королю. В результате традиционная двухпартийная система Испании была сломлена и возникшая третья сила («Подемос» в союзе с «Искиерда Унида») заняла заметное место в политической жизни Испании.
Сторонники «Франции непокорённой» заимствовали также интерактивные технологии, использованные в США в президентской кампании Берни Сандерса. Он установил прямой контакт с избирателями путём обратной связи через многочисленных добровольцев и собрал значительные средства на кампанию в результате пожертвования небольших сумм от рядовых избирателей, единомышленников. Его борьбу поддерживали многие децентрализованные сетевые движения, например «Народ за Берни», и практически все новые разновидности «Оккьюпай» («Захвати») — протестного движения, начавшегося в США в 2011 году под лозунгом «Захвати Уолл-стрит». Руководитель предвыборной кампании Меланшона по коммуникациям получила хороший опыт, работая в команде Берни Сандерса во время последней президентской кампании в США.
ЕЩЁ ОДИН важный аспект использования цифровых технологий «Францией непокорённой»: с их помощью состоялось восьмимесячное интерактивное обсуждение программы левых сил «Будущее — в единстве» через сайт «JLM2017». Программа была разбита на позиции, по каждому пункту присылались предложения, которые обрабатывались специальной группой и обсуждались. Всего было учтено более 500 предложений — это было не формальное, с заранее предсказанным ответом, а реальное обсуждение. Основу проекта разработали университетские профессора разных специальностей, сторонники марксистской концепции общественного и экономического развития. В настоящее время программа «Будущее — в единстве» издана отдельной книгой, и молодёжь распространяет её по всей Франции; печатаются всё новые и новые тиражи.
Наконец, подлинным триумфом использования передовых технологий стал «двойной» митинг Жан-Люка Меланшона 5 февраля в Лионе с передачей на Париж путём применения метода объёмной голографии для создания эффекта присутствия (см. статью в «Правде», №17 от 7—8 февраля 2017 года. Она размещена также на сайте КПРФ с возможностью посмотреть полный вариант митинга). В Лионе в зале присутствовали 12 тысяч человек, 6 тысяч — в Париже и десятки тысяч на «Ютьюбе» и в «Фейсбуке». В общей сложности число тех, кто во Франции и во всём мире смотрели митинг, составило очень большую цифру: более 64 тысяч человек непосредственно онлайн в социальных сетях. В том числе: на «Ютьюбе» — 43 тысячи и 21 тысяча — в «Фейсбуке». В «Твиттере» шла вереница сообщений по ходу выступления оратора. За один только следующий день Меланшоном было получено по 5 тысяч новых подписчиков на «Ютьюбе» и в «Фейсбуке».
С тех пор в режиме «реплэй» (повтор) этот митинг собрал более миллиона просмотров: 870 тысяч в «Фейсбуке» и 510 тысяч на «Ютьюбе». В итоге, как пишет политик в своём блоге, «удалось нарушить монополию на информацию» консервативных СМИ и «перехитрить эту ловушку». Голограмма Меланшона оказалась самой обсуждаемой темой в «Tвиттере» в мире! Техническая сторона митинга была обеспечена группой из 600 добровольных участников движения, преимущественно молодого возраста.
Одним из последних по времени и наиболее резонансных предвыборных мероприятий Меланшона стала состоявшаяся в воскресенье, 19 февраля, пятичасовая передача, транслировавшаяся в прямом эфире на «Ютьюбе» сетям и посвящённая программе кандидата в сфере экономики. «Будущее — в единстве», сколько это стоит?» — такой вопрос был задан организаторами передачи. Сколько стоит искоренить нищету, перейти к экологическому планированию, повысить заработную плату, вернуться к пенсиям в 60 лет и так далее — словом, осуществить то, что предполагает экономическая программа Меланшона?
ЗА СТОЛОМ для дискуссий менялись политики, экономисты, журналисты, активисты Левой партии; неизменным почти всё время оставалось присутствие самого инициатора встречи — 65-летнего Жан-Люка Меланшона, полемизировавшего стоя в течение нескольких часов. Он сам и его команда доказали, что их экономическая программа осуществима. На протяжении всей передачи группа экспертов отвечала на вопросы пользователей в социальных сетях с хештегом #JLMChiffrage. Несколько камер давали возможность вести репортаж с разных точек, позволяя зрителям видеть кулуары зала и даже работу технических сотрудников, обеспечивавших передачу.
По-своему уникальная программа продемонстрировала глубокий профессионализм и эрудицию команды Меланшона, а также исключительный интеллектуальный уровень его самого как политика, достойного самых высоких постов в государстве. За 12 часов передачу посмотрели около 200 тысяч пользователей Интернета, которые оставили около полутора тысяч комментариев. «Я надеюсь, что эта программа помогла подчеркнуть значение взаимодополняемости социальных сетей и средств массовой информации», — заключил кандидат в президенты Франции.
Автор: доктор исторических наук
Анна СЕМЁНОВА
Газета «Правда»
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.