Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
Отечественная наука в лице Российской академии наук 20 марта установила несколько рекордов. Главный из них: впервые за свою почти 300-летнюю историю Общее собрание Академии, которое в соответствии с уставом РАН и заранее объявленной повесткой дня должно было избрать президента и президиум РАН, не сумело этого сделать. Выборы были фактически сорваны: два боровшихся за выдвижение кандидата на высший научно-административный пост и добившихся своей цели (директор Института молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта академик А. Макаров и директор Института проблем лазерных и информационных технологий академик В. Панченко), а вслед за ними и нынешний президент РАН В. Фортов сняли свои кандидатуры.
СЕЙ СТРАННЫЙ ФАКТ связан с другим околонаучным рекордом. Он установлен сразу по двум номинациям. Во-первых, по степени вмешательства власти в деятельность Академии, которая, как всегда считалось, наделена академическими свободами, во-вторых, по степени топорности этого вмешательства. Как выяснилось на Общем собрании РАН, с научными светилами, претендовавшими руководить Академией (а по российской традиции, значит, и всей отечественной наукой) перед собранием побеседовало некое сиятельное лицо в некоем влиятельном кабинете. В итоге, по оценкам свидетелей, взявшие самоотводы Панченко и Макаров блестели, как тщательно начищенные медные самовары, а примкнувший к ним Фортов, который снял свою кандидатуру, так как не желал-де баллотироваться без соперников, всё время оправдывался за свой поступок перед коллегами по ношению воображаемых академических мантий. Он даже заявил, что на отложенные на ноябрь выборы скорее всего откажется выдвигаться.
Конечно, любой власти (в том числе Советской, так как она всерьёз занималась развитием науки) совсем не безразлично, кто станет главой Академии наук. Но её участие в предвыборном процессе было тактичным, а не циничным, влияние на общественное мнение опорным, а не топорным. Нынешнее позорище беспрецедентно.
Тема отношений Академии и власти была определяющей на состоявшемся 20 марта Общем собрании РАН. И это немудрено. Во-первых, закончился трёхлетний переходный период в реформировании академии. Во-вторых, само это Общее собрание было призвано стать и последней точкой в осуществлённом Кремлём и «Белым домом» раскассировании высшего научного учреждения страны, и стартом его перехода к дальнейшему стабильному функционированию. Слов осуждения навязанной властью реформы не произносили. Но в отчётах президента В. Фортова и главного учёного секретаря РАН академика М. Пальцева приводились факты, отражавшие суть трёхлетней реорганизации.
Сегодня академия работает в условиях падающего бюджета. Проблема поиска денег тормозит проведение исследований (Фортов). В 2015 году финансирование институтов РАН снижено на 60%, в результате чего научное развитие сильно снизилось (Пальцев).
В составе РАН сейчас 922 действительных члена и 1147 членов-корреспондентов (это в несколько раз больше, чем в АН СССР), на последних выборах в РАН было избрано 176 (!!) академиков и 326 (!!!) членов-корреспондентов. Власти похлопали по плечу или всего лишь благосклонно улыбнулись Академии по поводу представленных ею 15 докладов президенту и премьер-министру и 700 предложений министерствам и ведомствам…
Общее собрание, однако, показало, что и РАН, и общество в целом неправильно поняли замысел власти в отношении перестройки Академии. Три года назад они считали доминантой замысла смену собственника колоссального имущества РАН. Его экспроприация позволяет Кремлю и «Белому дому» на Краснопресненской набережной пустить это национальное богатство на торги в ходе планируемой тотальной приватизации. Эта задача решена. Имущество академических институтов передано в управление ФАНО России. 80 организаций РАН прекратили свою деятельность как юридические лица. Из 10 тысяч рассмотренных научных исследований рекомендовано продолжить только 3468, а 1500 исследований — прекратить, остальные работы находятся в подвешенном состоянии. ФАНО активно участвует (как и положено владельцу?) в определении научных направлений институтов и формировании их руководящих кадров (раньше и то и другое было неотъемлемой функцией Академии).
20 марта произошло уже не оскопление Российской академии наук, а её публичное унижение. Оно одновременно было адресовано всему научному сообществу. Всерьёз обсуждается новая модель управления Академией.
М. Пальцев сообщил, что готовятся документы с достаточно серьёзными изменениями порядка комплектования руководства РАН. Возможно, Общему собранию будет доверено отобрать лишь несколько кандидатов в президенты, а выбирать из них будет президент РФ. И эта процедура будет действовать, возможно, с осени нынешнего года. Один из выступавших даже назвал мартовский срыв выборов в РАН «специальной операцией».
По саркастическим замечаниям ряда академиков, самым заинтересованным лицом в этой позорной передряге является один из близких приятелей и фаворитов В. Путина директор Курчатовского института, член-корреспондент РАН М. Ковальчук, так как без срыва мартовских выборов его ставленник В. Панченко не смог бы взобраться на высокое кресло президента РАН. Другие злословили, что в поправке Госдумы к закону о РАН надо предусмотреть возможность избирать президентом Академии не только её действительных членов, но и членов-корреспондентов, чтобы кремлёвским указом можно было назначить не ставленника Ковальчука, а его самого. Но эти шуточки были перенасыщены горечью.
Впрочем, на Общем собрании РАН был поставлен ещё и рекорд холуяжа. Так, 80-летний академик Э. Галимов настаивал, что к наступающим выборам президента страны в 2018 году Академия должна стать его опорой и поддержкой. Увы, покорность была аурой скандального заседания «бессмертных» (так почтительно в ряде стран Европы уже несколько веков называют академиков).
Под конец невозможно не сделать по поводу случившегося два замечания. Первое: о престиже РАН. В последние годы Институт социологии несколько раз делал замеры доверия к политическим и общественным институтам РФ. В этой шкале Академия сейчас на 4-м месте, уступая президенту, армии и церкви. Сегодня РАН доверяют больше, чем правительству. И если доверие президенту падает, то академии — нет.
Второе: в мартовских подковёрных акциях участвовали сиятельные особы второго плана. Но и при этом следствием стала бледная покорность ведущих российских учёных, будто они являются всего-то слугами его величества. Как тут не вспомнить Корнея Чуковского: «Вы — зубастые, вы — клыкастые, а малявочке поклонилися, а козявочке покорилися!»
PS. 22 марта В. Фортов сложил с себя полномочия президента РАН и лёг на обследование в больницу.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.