Публикуем материал, размещённый на Центральном сайте КПРФ.
Некоторые журналисты и писатели вполне искренне считают, что понятие «низкопоклонство перед Западом» ввёл в обиход И.В. Сталин, на самом же деле против его «тлетворного» влияния выступали ещё в позапрошлом веке русские панслависты, народники, славянофилы. Это явление расцвело махровым цветом в годы горбачёвской перестройки. Достаточно вспомнить перевёртыша Ельцина, якобы «пересмотревшего» свои взгляды после облёта статуи Свободы в Нью-Йорке. Недавно я узнал, что подобный кульбит произошёл в те годы и с секретарём ЦК КПСС, заведующим Международным отделом ЦК КПСС Валентином Фалиным, о чём поведала его книга «Конфликты в Кремле. Сумерки богов по-русски».
Интересное явление, книга была издана в 1999 году, но купил я её недавно на развале, выглядела она как новенькая, твёрдый переплёт не порван, не помят, правда, немного пожелтела бумага, но стоила всего 100 рублей. Как-то точно при таких же условиях я приобрёл явно уценённую книгу Леонида Кравченко «Как я был телевизионным камикадзе» всего за 50 рублей. Складывается впечатление, что подобные воспоминания деятелей перестроечных времён придерживали на каких-то складах, ожидая того момента, когда уже всё забудется и можно будет эти «неликвиды» под сурдинку распродать.
Ну, это попутное замечание, а теперь по сути самой книги. С лёгкой руки М. Булгакова в обиход вошло выражение: «разруха в головах», применительно к тексту книги Валентина Фалина можно сказать о «конфликте в головах». Я имею в виду то, что уважаемый Валентин Михайлович сам себе противоречит, когда одному и тому же историческому событию даёт две разных оценки. Так, например, период «военного коммунизма» он в одном случае называет «реакцией на массированное империалистическое вмешательство во внутренние дела России и спровоцированную извне гражданскую войну» (стр. 42), а в другом так: «Для Ленина было жестоко мучительно осознавать, что Маркс и Энгельс ошиблись в моделировании нетоварного, безрыночного способа производства. Гипотеза не прошла проверку жизнью, «военный коммунизм» был ошибкой, ложной политикой, следствием принудительной безтоварной марксистской утопии» (стр.264). Лихо поправляет В. Фалин «марксистскую утопию», не правда ли?
Впрочем, тут надо отметить, что книга состоит из двух частей. В первой, откуда родом цитата на стр. 42, автор излагает свою точку зрения на различные, в том числе и узловые, моменты истории Советского Союза, включая такие, с которыми нельзя не согласиться. А вот вторая часть – это «Приложения», в которых приводятся тексты различных записок М. Горбачёву. И в них он выступает как откровенный рыночник, подталкивающий Горби к переводу развития страны по капиталистическому пути, воспевает частную собственность и буржуазию. В докладной записке Горбачёву в мае 1988 года, озаглавленной «Вектор цивилизованного развития страны» и написанной В. Фалиным вместе с Г. Писаревским, содержатся два интересных пассажа: «Что бы ни говорилось, чтобы ни писалось, чтобы ни фантазировалось, чтобы ни диссертировалось – человек без собственности есть раб с поправкой на время или просто раб, или крепостной раб, или крепостной колхозник, или крепостной советский рабочий». Это первый пассаж, и второй, в его развитие: «Богатство – и материальное, и духовное – создаётся трудом и талантом, и только трудом и талантом. Какая сила заставляет трудиться человека? Это коренной вопрос человеческого бытия. (Весьма нетривиальная, мощная мысль, достойная уровня маститых авторов — В.С.). Буржуазия потому и добилась великих достижений, что на этот вопрос ответила просто – личный, частный интерес».
Нет, мне всё-таки очень интересно, как мог человек, который до 1963 года включительно готовил тексты речей и выступлений Н.С. Хрущёва, в 1964 году возглавлял группу советников министра иностранных дел СССР А.А. Громыко, в 1978-1982 годах занимал пост первого заместителя заведующего Отделом внешнеполитической пропаганды ЦК КПСС, не видел и не понимал, на чём строятся эти самые «великие достижения» буржуазии. Приведу свидетельство Александра Ивановича Герцена из «Писем из Франции и Италии», которых Валентин Фалин, видимо, никогда не читал, а жалко. «Буржуазия явилась на сцене самым блестящим образом в лице хитрого, увёртливого, шипучего, как шампанское, цирюльника и дворецкого, словом, в лице Фигаро; а теперь она на сцене в виде чувствительного фабриканта, покровителя бедных и защитника притеснённых. Во время Бомарше Фигаро был вне закона, в наше время Фигаро – законодатель; тогда он был беден, унижен, стягивал понемногу с барского стола и оттого сочувствовал голоду, и в смехе его скрывалось много злобы; теперь его бог благословил всеми дарами земными, он обрюзг, отяжелел, ненавидит голодных и не верит в бедность, называя её ленью и бродяжничеством». Ну просто, как будто написано о современных российских буржуа, которые, как обещали и Горбачёв с Ельциным, осчастливят россиян. Как же, осчастливили, и продолжат свою «благородную миссию» пока не обдерут Россию как липку. Так Валентин Фалин ошибся в возможности российской буржуазии, новых чумазых, сотворить «великие достижения».
И всё же, надо отметить, что в книге В. Фалина есть достаточно верные замечания. Нельзя не согласиться с тем, что бюрократы оттеснили рабочих от вопросов управления производством, вопреки тому, чему учил В.И. Ленин: «Социализм не мыслим без творчества масс». И рабочие массы к такому творчеству стремились, чем и воспользовались апологеты капитализма. 1 апреля исполнилось 85 лет со дня пуска в Москве завода режущих инструментов «Фрезер» имени М.И. Калинина. На этом заводе мне довелось проработать 9 лет, с 1961 по 1970 год, и я собственными глазами наблюдал борьбу коллектива за право голоса в решении производственных и социальных проблем. В начале 1993 года завод акционировался. Тогда это можно было сделать по трём вариантам. Конференция по акционированию прошла в два этапа, в феврале и апреле. Директор завода Владимир Пащенко, на мой взгляд, предложил самый оптимальный вариант – взять пакет акций, где-то около 35 процентов, предоставляемых бесплатно. Его поддержала группа инженерно-технических работников (ИТР), но остальные работники, токари, слесари, электрики и прочие, так стремились осуществить свою мечту принимать участие в управлении производством, что настаивали на покупке ещё большего количества акций. Они считали, что только 65 процентов акций в их руках смогут обеспечить им уверенность в завтрашнем дне. На самом деле, такую уверенность им давал Госплан, а рынок, о котором так сильно пёкся Валентин Фалин, никому ничего не гарантирует. В начале 2002 или 2003 года завод встал, а на его месте под его славным названием «Фрезер» находится склад.
Надеюсь, наши читатели помнят, с каким пафосом разного рода фарисеи радовались тому, что Россия вступила-де в постиндустриальный период. Нет, господа хорошие, страна оказалась не в «пост», а в «до» индустриальном периоде! Так что для истинного возрождения державы, нам ещё предстоит пройти новую модернизацию, планы которой разработала и предлагает народу КПРФ.
От редакции: Известно, что данная книга была написана в Германии в 1997 году. А в нашей стране она была издана два года спустя. И Валентин Фалин, выдвигая бредовый тезис о «марксистской утопии», тем самым подыгрывает немецкой буржуазии. И это бывший высокопоставленный партийный работник! Да и сам аргумент не имеет доказательного характера. Напротив, события последних лет (да и десятилетий в целом) показали, что идеи обобществления средств производства, государственного планирования экономического развития, социального равенства и справедливости носят актуальный характер. И страны, использующие данные механизмы, демонстрируют поступательные темпы развития. Если что и является утопией, так это модель «свободного рынка», исповедуемая идеологами западного капитала. И для легитимации обанкротившейся модели «глобалисты» распространяют вздор об «утопическом» характере коммунистических идей.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.