Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
УМЕР Евгений Евтушенко. Его коллеги по цеху, его идейные поклонники, наши собратья по журналистскому ремеслу, политики и политиканы сейчас соревнуются в поисках возвышенных эпитетов для оценки его творчества и его жизни. Да, ушёл из жизни поэт талантливый, фигура громкая. Он и сам, уже будучи на смертном одре, озаботился, чтобы оказаться причисленным к разряду великих, завещая похоронить себя в Переделкине, рядом с Борисом Пастернаком. Только в звучащих наперебой дифирамбах есть, извините, что-то первоапрельское.
День своей кончины люди, конечно, не выбирают. Но тут — совершенно случайно — какая-то мета: Евтушенко умер в клинике города Талса, что в далёких от сибирской станции Зима, где он родился, Соединённых Штатах Америки, 1 апреля.
На смерть откликнулся и президент РФ В.В. Путин, назвав Евтушенко «великим поэтом, наследие которого является составной частью отечественной культуры». Откликнулся оперативно, тоже 1 апреля.
Говорят, Евгений Евтушенко был олицетворением 1960-х. Нет. Он успел, когда скорбел весь советский народ, стихотворно выразить печаль по кончине И.В. Сталина. А вскоре отличился запоминающимися антисталинскими строками, когда гроб генералиссимуса выносили покорно из Мавзолея. Когда шла борьба за разоружение, он звонко написал про «Маму и ядерную бомбу», получив за это Государственную премию СССР. Он громко славил перестройку и… разрушение Советской державы. И всё это делал образно, мастеровито. По его стихам и поэмам можно восстанавливать в памяти все извивы послевоенной истории страны.
Но из всех броских строк, вброшенных Евгением Евтушенко в отечественную культуру и массовое сознание соотечественников, надолго, образно говоря, на века останется одна строка: «Поэт в России больше, чем поэт». А что значит «больше»? На этот вопрос за столетие до него дал единственно возможный ответ великий русский поэт Николай Некрасов: больше, чем поэт, — Гражданин. «Поэтом можешь ты не быть, но Гражданином быть обязан».
Евгений Евтушенко, безусловно, останется в русской поэтической антологии ХХ века. О том, какое определение дать ему как поэту, будут долго спорить и когда-нибудь придут к согласию.
А вот что касается гражданина Евгения Александровича Евтушенко, то тут — густой туман. В нынешние апрельские дни этот туман броско расцвечивают, из его молекул создают причудливые эффекты. Но туман обязательно рассеется. И обнаружится человек без гражданского стержня, склонный к приспособленчеству, отзывчивый и даже падкий на конъюнктурный спрос. Несчастье Евтушенко-поэта в том, что он мастерски слил свою незаурядную поэзию со своим заурядным приспособленчеством. По его произведениям вдумчивый потомок будет изучать приспособленчество шумливой части отечественной интеллигенции, фрондёрство так называемых шестидесятников и в 1960-е, и в 1970-е, и в 1980-е годы, и в окаянные дни реставрации капитализма. Его творчество может оказаться даже энциклопедией политиканской конъюнктурщины второй половины ХХ века. А ведь талант-то безусловно был.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.