Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
В Казахстане увековечивают память главарей антисоветского движения и приспешников фашизма. Открытый в Кызыл-Орде памятник Мустафе Шокаю стал очередным шагом на пути создания псевдоисторических мифов, на которые опирается официальная идеология страны.
ОТКАЗ руководства республик Центральной Азии от социалистического пути развития породил идеологический вакуум, который нужно было чем-то заполнять. Ставить во главу угла индивидуализм и частнособственнические отношения власти не могли: слишком велико было отторжение ценностей «свободного рынка» среди подавляющего большинства населения. Поэтому, на деле насаждая капитализм, чиновники повели хитрую игру. Она была призвана скрыть истинные цели реформ, смягчить общественное недовольство, но в то же время ни в коем случае не допустить роста популярности левой идеи.
С этой целью власти сделали опору на патриотизм. Но патриотизм выхолощенный и нужным образом препарированный. Из него были удалены любые намёки на достижения советской эпохи (за исключением, пожалуй, лишь Великой Отечественной войны, хотя и её пытаются сегодня «выправить», выставив чуждым для народов региона «столкновением Сталина и Гитлера»). Вместо них на пьедестал поднимаются события и личности других эпох. В Узбекистане «золотым веком» официально объявлено государство Тамерлана и его потомков (XIV—XV века). В Киргизии превозносится так называемое великодержавие — период существования Киргизского каганата в Южной Сибири и Центральной Азии (IX—X века), в Таджикистане — охватывающая примерно тот же временной промежуток история государства Саманидов.
Правителям этих отдалённых эпох ставятся памятники, в честь них переименовываются географические объекты (например, высшая точка СССР пик Коммунизма теперь именуется пиком Исмаила Самани), а в учебниках истории им уделяется особо много внимания — разумеется, в крайне приукрашенном виде.
Эта тенденция затронула и Казахстан. Здесь для конструирования идеологической мифологии используются две эпохи. Первая — Казахское ханство (XV—XIX века), а вторая — период с 1917 по 1920 год, когда в Центральной Азии предпринимались попытки создать собственные, враждебные Советской власти государственные образования. Речь идёт об Алашской и Кокандской (или Туркестанской) автономиях. Их столетие, отмечаемое в этом году, вызвало всплеск пропагандистской активности, направленной, в том числе на прославление лидеров буржуазно-националистического движения начала XX века. Но, как нередко бывает, начав с восхваления активистов антисоветского движения, современные идеологи постепенно скатываются к прославлению пособников фашизма…
ОДНИМ из таких событий стало открытие 28 марта в Кызыл-Орде 12-метрового памятника политическому деятелю Мустафе Шокаю (на снимке). Церемония отличалась особенной торжественностью. На митинге выступил аким (руководитель) Кызыл-Ординской области Крымбек Кушербаев. По его словам, личность Шокая была крупным историческим явлением. «Всю свою сознательную жизнь, все усилия, мысли и чаяния он посвятил единению и процветанию своей нации и всего тюркского мира», — заявил чиновник. Также собравшимся продемонстрировали отрывки из спектакля «Мустафа Шокай».
В тот же день в местном университете прошла международная научно-теоретическая конференция «Наследие Алаша и независимый Казахстан», посвящённая 100-летию образования партии «Алаш». Близкая к кадетам, эта партия при Временном правительстве взяла курс на автономию населённых казахами областей, а после Великой Октябрьской социалистической революции заявила о непризнании Советской власти и образовала собственное правительство. Сотрудничая с атаманом Дутовым и другими руководителями белого движения, «Алаш» боролся с коммунистами. В частности, в 1919 году его бойцами был убит Амангельды Иманов — командир партизанского отряда, воевавшего с Колчаком.
Открытие памятника Мустафе Шокаю стало далеко не первой акцией по увековечению памяти этого человека. Два года назад в его родном селе был установлен бюст, в Алма-Ате и Кызыл-Орде именем Шокая названы улицы, в Казахстане снимают посвящённые ему фильмы и издают книги. Чем же прославился этот человек, которого пытаются сегодня представить одним из символов казахстанской государственности?
Родившись в аристократической семье, Шокай окончил Ташкентскую гимназию, а затем юридический факультет Петербургского университета. В 1916 году он становится секретарём так называемой мусульманской фракции IV Государственной думы, а после Февральской революции начинает пропагандировать идеи независимости тюркоязычных народов России. По рекомендации Керенского, с которым Шокай сблизился ещё до революции, его назначают членом Туркестанского комитета Временного правительства, одновременно он участвует в создании упомянутой выше партии «Алаш».
После установления Советской власти в Ташкенте Мустафа Шокай перебирается в Коканд, который превратился в центр антибольшевистского сопротивления в Средней Азии. В ноябре 1917 года там создаётся Кокандская (или Туркестанская) автономия, руководителем которой стал Шокай. Во внешней политике автономия ориентировалась на Англию, которая почти сразу признала легитимность этого образования. Установив контакты с российскими белогвардейцами, автономия начала боевые действия против Советской власти, но была разгромлена в феврале 1918 года.
Однако отходить от политической деятельности Шокай после этого не стал, участвуя в работе антисоветских алашского правительства и Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуч). По окончании Гражданской войны Шокай эмигрирует сначала в Стамбул, а затем в Париж. В эмиграции он сотрудничает с белогвардейскими изданиями, а сразу после прихода к власти в Германии фашистов устанавливает контакты с третьим рейхом. В 1933 году Шокая пригласили в Берлин для встречи с Георгом Лейббрантом — руководителем Восточного отделения Управления внешней политики НСДАП. В последующие годы он неоднократно бывал в Берлине, где издавался журнал «Молодой Туркестан». Шокай был его главным редактором.
ИНТЕРЕС фашистских властей к установлению контактов с эмигрантами из России был вполне объясним: ещё в книге «Майн кампф» Гитлер обозначил большевизм как главного врага Германии. Сразу после прихода к власти фашисты взяли курс на подготовку вторжения в Советский Союз. Особые надежды при этом возлагались на национальные республики, якобы страдающие от «большевистского ига».
Как показали последующие события, Шокай в планах нацистов занимал особое место. После оккупации Франции он продолжал спокойно жить в Париже, однако 22 июня 1941 года, в день нападения Германии на СССР, его вместе со многими другими эмигрантами доставили в Компьенский замок. Современные апологеты Шокая, пытаясь обелить своего кумира, утверждают, что немцы заключили его в концентрационный лагерь. Это выдумка. Для обитателей замка были созданы вполне приличные условия, объясняемые тем, что фашисты видели в этих людях не врагов, а будущих партнёров по закреплению своего господства на восточных землях. Как признавался сам Шокай, «я познакомился с очень интересными людьми… Я чувствовал себя там помолодевшим… В Компьене на открытом воздухе устраивались замечательные лекции, политические диспуты. Я тоже прочёл доклад о Туркестане». Очень специфический «концентрационный лагерь», не правда ли?
Спустя три недели Мустафу Шокая отправляют в Берлин, где уже началась работа по формированию «национальных частей» — отрядов из попавших в плен представителей различных национальностей СССР. Ему предлагают сотрудничество, и он пишет докладную записку о создании «национально-освободительной армии Туркестана», а также посещает лагеря для военнопленных. Однако во время одной из таких поездок Шокай заразился тифом и 27 декабря 1941 года умер в берлинском госпитале.
Как заявляют современные биографы Мустафы Шокая, он ужаснулся условиям содержания соотечественников в концлагерях и наотрез отказался возглавить работу по созданию Туркестанского легиона. После этого фашисты якобы решили расправиться с ним.
Факты говорят об обратном. Руководителем Туркестанского легиона, созданного в 1942 году, стал ближайший соратник и близкий друг Шокая — Вели Каюм. В октябре 1941 года Шокай пишет ему письмо, в котором говорит о своих впечатлениях от посещения концлагерей: «Наши военнопленные говорили о гибели в буквальном смысле слова нашей нации под властью большевиков… Мы видим в лагерях сынов нашего народа, нашей несчастной порабощённой родины. Военнопленные туркестанцы являются, по нашему мнению, весьма важным капиталом в руках Германии. Сама судьба передала ей много тысяч туркестанцев. При их (военнопленных) непримиримом антибольшевизме из них можно было бы создать отличные кадры пропагандистов за новый, демократический, мировой порядок… Да, у нас нет другого пути, кроме пути антибольшевистского, кроме желания победы над Советской Россией и большевизмом». Показательно также, что печатный орган легиона — газета «Милли Туркестан» — свой первый номер посвятила Шокаю, который был назван духовным идеологом этого формирования. Так что, если бы не внезапная смерть Шокая, он наверняка продолжил бы работу по сколачиванию коллаборационистских частей.
Всё это нынешние творцы новой «патриотической» идеологии Казахстана упорно замалчивают, продолжая называть Шокая «рыцарем свободы» и «легендарным борцом за независимость родины». Причём занимаются этим не отдельные личности — такова официальная позиция руководства республики. Иначе трудно объяснить решение суда, который в 2012 году признал виновной одну из газет, где Мустафа Шокай был назван пособником фашистов. Редакцию заставили выплатить крупный штраф и опубликовать опровержение.
Прославление подобных личностей — только часть общей идеологической кампании по возвеличиванию антисоветского движения и очернению СССР. Например, лидер парламентской фракции «Ак Жол» Азат Перуашев заявил недавно: «Нынешний независимый Казахстан — самое убедительное доказательство того, что нечеловеческие усилия и отчаянные жертвы героев движения «Алаш» были не напрасны. В историческом плане победили всё-таки они, а не Советы».
Эта тенденция не может не пугать. На Украине тоже всё начиналось с восхваления Петлюры, Бандеры и прочих одиозных фигур прошлого. Закончилось же кровавым переворотом, бесчеловечным режимом и гражданской войной. Неужели кто-то заинтересован в том, чтобы и Казахстан пошёл по тому же пути?
От редакции: Героизация нацистских пособников, разжигание русофобии и антисоветизма — отнюдь не случайное явление. Буржуазия (как доморощенная, так и транснациональная), стремясь законсервировать постсоветское пространство в качестве своей «зоны свободной охоты», заинтересована в том, чтобы братские народы СССР не воссоединились. В этом выгоду видит и американский глобализм, стремящийся увязать регионы расчленённого СССР в зону своих интересов. А как внушить народам, что курс на «суверинизацию» якобы оправдан? Путём развертывания антироссийской истерии и возвеличивания антисоветских и русофобских элементов. И до тех пор, пока экономическая и политическая власть будет оставаться в руках класса капиталистов, все тенденции, ведущие к фашистскому реваншу, будут продолжаться.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.