11 апреля 2017 года Бюро Московского городского комитета КПРФ рассмотрело вопрос о позиции МГК КПРФ и участии депутатов от КПРФ всех уровней в обсуждении и подготовке поправок в программу сноса ветхого жилищного фонда. В настоящее время программа существует в виде законопроекта, предусматривающего изменения в закон о статусе столицы и ряд других федеральных законов (проект федерального закона № 120505-7).
Ранее указанный законопроект был представлен на расширенном заседании Совета Государственной Думы. По итогам заседания Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов одобрил саму идею законопроекта, позволяющую дать возможность москвичам переехать из старого жилого фонда в более комфортные условия. По мнению коммунистов, программа сноса ветхого жилья и строительства нового должна быть распространена на всю территорию РФ. Вместе с тем, сам проект документа требует серьезной доработки. На момент обсуждения в Совете Госдумы представители КПРФ уже провели постатейный анализ документа и сформировали ряд поправок, которые необходимо учесть.
Осознавая ответственность перед жителями Москвы, проживающими в ветхом жилом фонде, который зачастую уже не подлежит капитальному ремонту, а также понимая необходимость внесения изменений в предложенный проект для защиты прав жителей при переселении Бюро МГК КПРФ приняло решение:
«Поручить депутатам фракции КПРФ в Мосгордуме в рамках подготовки Отзыва столичного парламента на законопроект поддержать концепцию проекта, сформировать пакет поправок и добиться их принятия».
Фракция КПРФ разработала ряд принципиальных положений, которые позволят обеспечить защиту прав и законных интересов москвичей при реализации программы реновации:
- Замена морально и физически устаревшего 5-этажного жилого фонда должна осуществляться с предоставлением гражданам принципиально нового благоустроенного жилья, предусматривающего современные градостроительные стандарты. Однако, в предложенном проекте подробно предусмотрена процедура изъятия имеющихся жилых помещений. Что же касается предоставляемых взамен квартир, указывается лишь, что это будет равнозначное жилье, без явного улучшения уровня жилищной обеспеченности москвичей. Причем под предусмотренной в проекте равнозначностью понимается аналогичность площади предоставляемого жилого помещения, не меньшее количество комнат, а также территориальное расположение в том же или соседнем районе в пределах административного округа. В то же время жильцы сносимых домов теряют имеющийся уровень благоустроенности и понесенные вложения. Считаем, что для исключения финансовых потерь граждан необходимо и в ходе реновации применять принцип предварительного и равноценного возмещения собственнику, установленный статьей 35 Конституции РФ и Жилищным кодексом.
- Необходимо применить понятие территориальной равноценности также и в отношении собственников нежилых помещений. В предложенном виде проект гарантирует предоставление в том же или соседнем районе одного административного округа города Москвы только владельцам жилых помещений.
- Проект не учитывает финансовые риски граждан, приобретших квартиру в сносимом доме с помощью ипотечного кредита. Кроме того, не урегулированы вопросы исчисления НДФЛ с доходов от продажи квартиры, предоставленной в рамках программы реновации.
- Проектом допускается возможность отступления от федеральных правил и требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований пожарной и иной безопасности. Считаем, что указанные базовые нормы, обеспечивающие жизненно важные потребности человека, должны безусловно выполняться.
- Регламентация деятельности Фонда содействия реновации жилищного фонда, заявленная в законопроекте, совершенно недостаточна. Учитывая предполагаемые масштабы деятельности Фонда, объемы финансирования, в том числе из бюджета города, а также субсидиарную ответственность Москвы по его обязательствам, считаем необходимым законодательно установить компетенцию, порядок создания и деятельности, порядок формировании органов управления Фонда и участия в его деятельности органов государственной власти РФ и города Москвы, а также требования, обеспечивающие прозрачность и подотчетность Фонда государству. Это может быть установлено непосредственно в законопроекте, либо необходимо предусмотреть прямую обязанность установить основные параметры создания и деятельности фонда Законом города Москвы.
- Улучшение жилищных условий очередникам, имеющим квартиры в сносимых по программе реновации жилых домах, должно осуществляться по действующим в настоящее время нормам, то есть не менее 18 метров на члена семьи.
Обсуждение Отзыва на законопроект сопровождалось большим общественным интересом. Так, перед началом заседания у здания Мосгордумы собрались жители, выступающие против начала реновации. Уже во время заседания в Мосгордуму пришли жители, обеспокоенные тем, что программа принята не будет.
Повышенное внимание к законопроекту депутаты КПРФ связали с неконкретными формулировками документа, гарантирующими защиту прав сособственников жилых помещений при переезде в новое жилье, а также с отсутствием четкого механизма волеизъявления собственников, отказывающихся от переезда.
О том, что информации о законопроекте и конкретных планах властей недостаточно в своем выступлении на заседании подчеркнул руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков. По словам депутата, ажиотаж вокруг программы создается не столько противниками реновации, сколько москвичами, выступающими за скорейшее включение своих домов в программу. Но конкретных ответов для жителей города не нашлось даже у авторов законопроекта.
О том, чего ожидать от первого этапа реновации, на совместном заседании профильных комиссий Мосгордумы накануне заседания рассказывали руководители городских органов власти, являющихся непосредственными исполнителями будущей программы, а также представители коллектива московских депутатов Госдумы, вносивших на рассмотрение законопроект.
Депутаты фракции КПРФ в Мосгордуме приняли самое активное участие в дискуссии и убедили собравшихся в необходимости вносить в документ изменения.
Программа реновации — это масштабный городской проект, который может выйти на федеральный уровень и распространиться на другие регионы страны. В связи с этим, от качества подготовки законопроекта зависит не только жизнь москвичей, но и возможное появление механизма, решающего на государственном уровне проблему ветхого или морально устаревшего жилья. По мнению московских депутатов КПРФ, для реализации поставленных целей нужна совместная работа всех политических сил, представляющих интересы жителей города, а не полное отрицание сложного и долгого процесса, который неминуемо коснется и прав тех людей, которые долгие годы не могут получить понимания городских властей в вопросах предоставления им комфортного жилья.
Напомним, что 12 апреля Московская городская Дума рассматривала не сам текст проекта Закона, а лишь Отзыв на него, обсуждая саму идею перед рассмотрением Государственной Думой Проекта Закона в первом и последующих чтениях.
По итогам совместного обсуждения в Отзыве Московской городской Думы учтены предложения депутатов КПРФ в части благоустройства и ремонта предоставляемого жилья (поправка 1), в части предоставления справедливой компенсации собственникам нежилых помещений в домах, включенных в программу реновации (поправка 2), а также выполнения обязательств перед городскими очередниками в соответствии с нормами действующего законодательства (поправка 6). Кроме того, достигнут результат в части освобождения от налогообложения при реализации нового жилья (уже внесена в Госдуму поправка в Налоговый Кодекс РФ), а также принята поправка, касающаяся освобождения от досрочного погашения ипотечных кредитов при смене объектов собственности (поправка 3). В Отзыв на проект Федерального закона вошло требование о необходимости приведения в соответствие проекта с федеральным законодательством в части возникших отступления от федеральных правил и требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований пожарной и иной безопасности (поправка 4). А также указано на наличие обязательств в подготовке проекта Закона города Москвы, регламентирующего деятельность «Фонда реновации» (поправка 5).
Мы понимаем, что принятие Отзыва на проект закона Мосгордумой с замечаниями не является окончательным результатом работы, далее предстоит кропотливая и более важная работа в профильных комитетах Государственной Думы.
Руководитель фракции КПРФ Андрей Клычков отметил, что «это второй раз за семь лет, когда удалось добиться принятия проекта с замечаниями, то есть поправками КПРФ». Депутат связал этот факт с остросоциальным характером законопроекта, затрагивающего права граждан на единственное жилье.
«При этом за рамками возможностей сегодняшнего обсуждения в Мосгордуме Отзыва на проект Федерального закона остались крайне важные вопросы: разработка нового Генплана Москвы, который должен дать ответы на все вопросы по перспективам развития города, с учетом «реновации», без этих ответов программа может стать не «вторым дыханием» города, а причиной его разрушения, вопросы замены понятий «равнозначности» на «равноценности». И необходимо, при обсуждении в Государственной Думе тщательно рассмотреть порядок переселения, судебные процедуры, механизмы как включения в программу, так и исключения из нее. Без детальной проработки этих вопросов программа может нарушить права москвичей и внести сложности в градостроительные перспективы столицы» — заявил А. Клычков.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.