Публикуем материал о сносе «ДК им. Серафимовича, размещённый на сайте газеты «Литературная Россия».
И ведь что вопиет в этой истории – рядом, вокруг ДК, единственного исторического и культурного алмаза Тишинки полно безликих домов, но их не ломают. Там живут люди… А вот там, где жители района и не только этого района имели возможность встречаться с культурой – «Дон-строй» присмотрел для себя «жирную» землицу, которую неплохо бы доходно застроить. Средний Тишинский переулок — рядом элитная школа и целый кварталище, построенный на месте автобазы в 1990-х специально для кремлёвской элиты и ближайшей её обслуги…
ДК был построен в 1928–1930 годы как клуб для рабочих завода «Авиаприбор». Сам завод в начале 1930-х годов был отнесен к Военно-Воздушным Силам Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), то есть стал военным предприятием. Именно поэтому все материалы, связанные с историей завода и прилегающих к нему территорий, хранятся в специальных архивах, доступ к которым до сих пор ограничен.
Вот причина, почему так нагло стартовал вандализм «Дон-строя» в центре Москвы – что было засекреченным, теперь просто стало молчанием. Ну, а молчание знак согласия. Стоит какая-то непонятная кубатура на дорогой земле, а вокруг-то жилые дома – они не имеют никакой ценности в сравнении с ДК, но их не снесёшь, там люди живут… А где замечены пустоты – туда можно и ковшом. Раз уж Собянин вокруг грохочет реновацией и «Моей улицей» — под общий шум вполне логично учинить и локальный вандализм – реновация-2017 всё спишет…
В разное время здесь были киноклуб, Первый московский рабочий театр, концертная площадка. В большом зрительном зале ДК проводились творческие вечера с участием Любови Орловой, Фаины Раневской, Владимира Высоцкого, Василия Ланового и других актеров. В годы перестройки в здании действовал культурный центр, где неоднократно выступал отец Александр Мень. Кстати, что думает по этому поводу его сын-министр в Минстрое? Почему не вступился за святое место? Там столько мемориальных досок давно должны кольчугой висеть, но кто подумал бы, что ковш у современников поднимется?!
В конце 1980-х именно здесь прошли премьерные показы фильмов «Асса» Сергея Соловьёва и «Маленькая Вера» Василия Пичула. Тогда же здание отреставрировали по проекту московского архитектора Юрия Гнедовского. В 2013 году в ДК им. Серафимовича (новое название — «Театральный клуб на Тишинке») временно переехал московский театр «Школа современной пьесы» (пострадавшее в результате пожара здание театра на Трубной площади сейчас восстанавливают).
Снос в первый же день вандализма удалось остановить пресненскому муниципальному депутату Елене Ткач и активистам Архнадзора – но подлый «Дон-строй» на следующий же день продолжил своё разрушительное дело. Снесён зрительный зал – что является, безусловно, невосполнимым уроном.
Ещё раз задумаемся: а где корни такого подхода? Почему почти в одно и то же время, но в разных местах РПЦ осмеливается уничтожить церковь работы Жилярди, под Вязьмой, а «Дон-строй» — ДК Серафимовича? Поветрие таково: бизнес наступает, и ему плевать, какой эпохи памятник. Заработать на соотечественниках в ближайшее время, вот его единственная задача. До чего же смешно на этом современном фоне смотрятся обвинения в адрес большевиков и беспартийных деревенских бедняков, что сносили или перепрофилировали под МТС и склады церкви! Ну, так ДК Серафимовича – это храм пролетарской культуры. И его с подобающей классовой ненавистью сносит буржуазия, в своих, сугубо корыстных интересах. Такой вандализм вам больше нравится? Где возмущение просвещённой ощественности? Ни звука на либеральных телеканалах. Тем временем Собянин во поддержание своего резко упавшего рейтинга, чтобы перекрыть гневный ропот сетевых масс, спешно записывает интернет-видеоролики на Якиманке — с подставной счастливой молодёжью из Молодёжной палаты Марьино (обычно пиджачный Василий Дубенко в чёрной маечке Fight club) и ручкается c прочими своими подопечными, которым он щедрые зарплаты из нашего московского бюджета платит. Но этим позорным пиаром не затмить преступления в Среднем Тишинском, не отвлечь москвичей!
Да, мы ведь забыли, что и имя писателя Серафимовича не может быть в наши дни «оберегом» — кто он на фоне своих современников, превознесённых культур-реваншистами – на фоне Набокова, Бунина, Булгакова, Платонова? Так, официозный «красный». Его «Железный поток» на фоне «Белой гвардии» забыт, затёрт. И разве что улица Серафимовича с Домом на набережной, в которой проживает уже иная элита – звучит напоминанием об Эпохе… Да и ДК имени Серафимовича затёрли новым скромным названием «театральный центр» — как бы изнутри изгрызли, подгрызли фундамент всякими Ассами и Маленьким неверием Эпохе… Ну, а потом пришёл во власть и окреп капиталами напророченный той перестроечной хворью (помните финал-крестины из «Ассы»?), выращенный этой антисоветчиной класс — и стал сносить гнёздышко прежней крамолы, свой культурный инкубатор…
Так или иначе, а политических и культурных предпосылок для такого беспрецедентного вандализма было достаточно для «Дон-строя». Что же там планируется, как не точечная застройка, которую с первых дней своего мэрства Собянин вроде бы запретил? Впрочем, если эта компания и при Собянине чувствует себя комфортно, то наверное снос она и завершит – и стоит подумать о следующих объектах, которые подпадают под ковш «реновации». Да и кому сейчас, в век коммерции, нужны дома культуры? Ведь это дома, будем откровенны, чуждой правящему классу культуры – они абсурдны для логики этого класса.
Сооружение, представляющее собой несколько наложенных друг на друга асимметричных объёмов с большими трапециевидными окнами, выполнено в духе других заводских клубов первой трети ХХ века (например, ДК им. Зуева архитектора Ильи Голосова, ДК им. Русакова по проекту Константина Мельникова). В Союзе московских архитекторов указывают, что постройка обладает всеми признаками исторического и архитектурного объекта культурного наследия. Почетный президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский направил коллективное обращение москвичей с просьбой отменить снос ДК им. Серафимовича президенту России, в Департамент культурного наследия и в Москомархитектуру.
Какие-то огромные залы, высокие окна, кубические объёмы, наплывающие друг на друга… О чём это? Может, о столь чуждой Постэпохе «примирения и согласия» классовой борьбе? И ведь верно: строительство домов культуры стало определённой вехой Советской власти, причём строили их уже в 1920-х по всей стране, как гнёзда просвещения, театральных и танцевальных кружков, ремёсел, как место сбора и самообразования масс. Даже один из проектов Дворца Советов был выполнен Весниными как огромный дом культуры с открытым и охваченным звукоусилением залом, с антенной радиотрансляцией на весь СССР… Но дома культуры Москве Собянинской – не нужны, зато модульные храмы просто необходимы, о чём недавно рапортовал непотопляемый Ресин, сотни новых храмов грядут… Вот и внутри Бульварного кольца возведён и открыт недавно Храм новомученников, жертв коммунистической идеи… Идеи, Карл, именно идеи. Твоей идеи, «немецкий писатель».
Для кого-то неясно расставлены политические и культурно-религиозные акценты?
Ползти и каяться в гламурные храмы «православного ар-деко» (как назвал своё детище на Сретенке архитектор Дмитрий Смирнов) за ереси коммунизма, а не посещать конструктивистские ДК в целях просвещения, и тем более ДК имени А.С.Серафимовича — одного из лит-пророков «пришествия кровавых комиссаров» — вот каков указанный не только мирно, но и ковшом «Дон-строя» вектор.
Кстати, вот, ниже привожу визуально фронт работ для дестроя «Дон-строя» — храмов глубоко ненавистной властям пролетарской культуры в Москве, к сожалению, ещё хватает. Пора на их месте – либо жильё элитное, либо храмы иные возвести, самое время, самая реакция-реновация!..
Не хотите мириться с вандализмом и произволом собянинских властей? Тогда призываю вас ПОДПИСАТЬ ПЕТИЦИЮ об отзыве Собянина с поста мэра Москвы.
Дмитрий ЧЁРНЫЙ
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.