Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда»
Беседа с создателем независимого профсоюза работников транспорта Александром ДЕСЕТИРИКОМ
КОГДА-ТО Карл Маркс охарактеризовал профсоюзы как «школу классовой борьбы, школу социализма» — и, вне всякого сомнения, эти слова основоположника научного коммунизма полностью сохраняют в настоящее время и свою силу, и свою актуальность. Стоит нам бросить даже самый беглый взгляд за границу, присмотреться к тому, по каким направлениям, как идёт рабочая борьба, — и мы сразу же увидим могучие профсоюзы.
А что же наша страна? В период существования СССР по понятным причинам профсоюзная борьба имела специфическую направленность: в ней отсутствовал протест против государства, так как в стране было государство рабочих и крестьян, а сами профсоюзы всё чаще брали на себя некоторые социальные функции государства. Но отсутствие в течение семи десятилетий в силу объективных причин опыта классовой борьбы сыграло очень злую шутку с рабочим движением в России времён реставрации капитализма. Загнанное в рамки пустой и бездеятельной ФНПР, жестоко подавляемое вне её, профсоюзное движение уже четверть века испытывает серьёзные проблемы.
Тем полезнее и познавательнее история успешного создания новой профсоюзной организации, пока ещё не столь многочисленной, но уже доказавшей свою жизнестойкость. О становлении нового профсоюза рассказывает его организатор инженер-механик и автоэксперт А.П. Десетирик.
— Александр Петрович, о вас в коллективе говорят как об основателе независимого профсоюза транспортников. Что подвигло вас к его формированию?
— В 2012 году я устроился простым водителем автобуса в 4-й автобусный парк «Мосгортранса». После получения первой зарплаты, а случилось это только на третий месяц работы, я обнаружил, что начислили мне её не полностью. Кроме всего прочего, трудовой договор был заключён на оплату труда по тарифу автобуса с категорией «Е», то есть автобуса-гармошки. Стажировался-то я действительно на таком автобусе, но дали мне простой автобус, без прицепа. Зарплату же посчитали по тарифу автобуса-гармошки. Я стал требовать перерасчёта заработной платы, но мне отказывали. Только после долгих и настойчивых требований зарплату мне всё же пересчитали. И дали наконец автобус с прицепом. Автобус был старый и технически неисправный. Проработал на нём два или три месяца, а затем направил заявление на имя директора, где просил предоставить технически исправную машину. Через день или два мне дали другой автобус. Он тоже был неисправный. Я добился его ремонта и стал работать на технически исправном автобусе. Но недолго — один-два месяца. Потом мне дали такого же, как и я сам, требовательного сменщика: думали, что у нас будет конфликт. Но руководство просчиталось! Мы объединились. К нам присоединились и другие водители. И я предложил учредить профсоюз.
— Как реагируют сами рабочие на деятельность профсоюза? Многие ли вступают? Насколько активно готовы вступившие участвовать в борьбе за свои права?
— Нас было шестеро. Мы зарегистрировали профсоюз в минюсте и уведомили должным образом руководство предприятия. После этого у нас стали появляться «нарушения». И нас стали увольнять по статье 81 пункт 5 «за неоднократное неисполнение должностной инструкции». Из шестерых уволили четырёх. Один был восстановлен по мировому соглашению. Другого запугали, и он из профсоюза вышел. Потом ещё одного члена профсоюза уволили. После того как начались преследования, мы оформились в качестве первичной профсоюзной организации, которая вошла в общероссийский Союз профсоюзов России. Одновременно обратились в суд с иском о восстановлении своих нарушенных прав. Но Замоскворецкий районный суд вообще не принимал для рассмотрения наши доводы: документы, аудио- и видеозаписи. Он просто игнорировал все наши доказательства. У ребят даже сложилось впечатление, что это суд «Мосгортранса».
— Но известно, что вы не опустили руки. С чем в первую очередь сейчас приходится сталкиваться профсоюзу? Какие трудовые права чаще всего нарушает администрация предприятия?
— Многие водители были недовольны работой руководства филиала. Мы, члены профсоюза, первые стали требовать выдачи незамерзающей жидкости в зимний период эксплуатации автобуса. Отказывались в противном случае выезжать на линию. Раньше мы, водители, сами на свою зарплату её покупали. Надоело. Когда мы начали предъявлять требования начальству, то одни рабочие смеялись над нами, другие говорили: «Молодцы». И, возможно, даже нам завидовали, что можем открыто идти на конфликт с руководством. В общем, начало было положено. Теперь, кто хочет, требует и получает «незамерзайку».
— А каковы ключевые проблемы у самого профсоюза? Что мешает ему развиваться и что могло бы ускорить его усиление?
— Проблемы профсоюза в том, что руководство всеми силами противодействует нам в общении с работниками. Не пускает на территорию, отказывает в участии в работе комиссии по разбору нарушений членов профсоюза. Если руководство знает, что водитель является членом профсоюза, то за ним ведётся тотальная слежка, пытаются фиксировать даже незначительные нарушения, чтобы уволить.
Мы подали в суд, обвиняя администрацию в дискриминации рабочих по признаку их принадлежности к профсоюзу. Предоставили должным образом заверенные аудио- и видеозаписи, где директор ясно и чётко говорит, что выявленные нарушения — всего лишь формальный повод, а основная причина увольнения — это то, что ты состоишь в профсоюзе Десетирика. Там и другие подобные высказывания. Но суд не услышал их, не увидел нарушения и дискриминацию. Судья занимался другими проблемами. Ему приносили документы, исполнительные листы, и он занимался только ими, не слушая наших доказательств. При этом аудиозаписи были переведены в транскрипт и заверены занимающейся этим организацией для предоставления в суды, полицию и другие правоохранительные органы.
Такая позиция руководства автохозяйства сильно затрудняет нашу работу. Запугивание и показательные репрессии отталкивают работников от профсоюза. Их можно понять, так как ситуация в стране тяжёлая и работу нелегко найти. А когда в трудовой книжке «стоит статья», то тем более трудно найти источник существования. К тому же при трудоустройстве наниматель звонит бывшему работодателю и просит дать характеристику рабочему. Ясно сразу, что может рассказать бывший работодатель.
— Помогает ли вашему профсоюзу Коммунистическая партия справиться с подобным незаконным давлением на рабочих?
— Да, КПРФ активно помогает нашей борьбе за отстаивание социальных и трудовых прав. Прежде всего с нами эффективно сотрудничают депутаты-коммунисты из Московской городской думы Н.Г. Зубрилин и Е.А. Шувалова, депутаты Государственной думы из фракции КПРФ В.Ф. Рашкин и Д.А. Парфёнов. Неоднократно по инициативе депутатов-коммунистов проводили «круглые столы» в Московской городской думе, на которые руководство ГУП «Мосгортранс» демонстративно не являлось. Проводили мы и встречи наших автомобилистов с депутатом Н.Г. Зубрилиным, а также одиночные пикеты, митинги с участием депутатов.
— Протесты рабочих, как вы говорите, часто связаны с плохим состоянием транспорта в Москве. Что делает для исправления ситуации «Мосгортранс», какую политику на этом направлении проводит департамент транспорта правительства Москвы?
— Состояние транспорта, даже так называемого обновлённого, мягко сказать, не лучшее. По обращениям, поступающим от водителей не только автобусов, но и троллейбусов и трамваев, они часто сталкиваются с нехваткой запчастей, некачественным ремонтом либо вообще его отсутствием. Разумеется, это влияет на безопасность пассажирских перевозок. Многие автобусы выезжают на линию с неработающими спидометрами, утечкой воздуха в системе и другими неисправностями, при которых эксплуатация автомобиля просто запрещена! Я лично писал заявку на ремонт автобуса с гаражным номером 4138, это было в июне—июле 2014 года. И что? Водитель работает целый день, ночью что-то делают, а утром машину выпускают на линию с не до конца устранёнными неисправностями, при которых эксплуатация автомобиля запрещена. Но при этом мастер ОТК в бортовом журнале пишет: «Временная эксплуатация разрешена». Видно, на этой должности работают такие специалисты, которые не знают даже нормативные материалы. О чём можно говорить дальше? А если посмотреть ролики в интернете, там можно увидеть даже, как пассажиров бьёт током при посадке в троллейбус…
Что касается политики департамента транспорта и «Мосгортранса», то с внедрённой ими новой моделью управления пассажирского транспорта я лично не согласен. Стали объединять троллейбусы с автобусами. Объединили трамвайные депо в одно управление, объединили несколько автобусных парков в один филиал… А что из этого получилось? Сократили ремонтных рабочих высокой квалификации, и как следствие — плохой ремонт или вовсе отсутствие такового, нет в полном объёме запчастей. О какой безопасности можно говорить?
В таких объединённых парках отсутствуют места стоянки автобусов, и находятся они за пределами территории парка. Возьму для примера Новокосинский автобусно-троллейбусный парк. Автобусы там стоят за территорией парка. На асфальтированной части — масляные пятна, которые загрязняют окружающую среду. Об этом я писал и в полицию, и в министерство по охране окружающей среды. Получил ответ, что это не их компетенция, обращайтесь, дескать, в исполнительные органы. По закону же они должны направить моё обращение в надлежащий орган, но соответствующая правовая норма, к сожалению, не работает. За организацию мной петиции «Хватит разваливать ГУП «Мосгортранс» — Михайлова Е.Ф. и Величко А.М. в отставку!» на меня ГУП в качестве юридического лица и Михайлов и Величко лично подали иски в суд о защите чести и деловой репутации.
А в это время освободившиеся территории парков руководство «Мосгортранса» продаёт либо сдаёт в аренду. Такая судьба постигла, например, 4-й автобусный парк и 4-й троллейбусный парк им. Щепетильникова, который являлся старейшим предприятием пассажирского транспорта Москвы. Вслед за закрытием троллейбусных парков (площадок) закрываются и маршруты. Департамент транспорта столичного правительства и «Мосгортранс» избавляются от троллейбусов и выводят на линию автобусы. Все видят, что происходит со старейшим троллейбусным маршрутом «Б», в народе называемым «букашкой». С выходом автобусов на троллейбусные маршруты увеличились интервалы. Вот что принесли новая модель и «оптимизация».
— Какие напутствия вы дали бы тем товарищам, которые тоже готовы организовать свои профсоюзы? Что бы им прежде всего посоветовали?
— Хочу дать напутствие тем, кто намерен изменить нынешнюю ситуацию в лучшую сторону: «Не бойтесь! Требуйте! Защищайте свои права! Не будьте рабами и не преклоняйтесь перед нерадивыми руководителями! А главное: объединяйтесь, создавайте свои профсоюзы. Только сплочённость может спасти рабочих в нынешней ситуации».
— Удачи и побед вам в нелёгкой борьбе!
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.