Публикуем материал, размещённый на сайте портала «Свободная пресса».
Российские СМИ сообщили, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил план мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития страны на 2017−2019 годы. По идее, речь должна идти об очень серьезном документе государственной важности.
В нем, как минимум, хотелось увидеть цели, которые должны быть достигнуты к 2020 году, а также должности и фамилии чиновников, ответственных за реализацию поставленных задач. Конкретика, опять-таки по идее, должна проявляться в технических характеристиках, технологических и экономических показателях разрабатываемых национальными исследовательскими и проектными центрами образцов критически важного конкурентного оборудования и техники. В противном случае цена этому плану не превышает стоимости бумаги, на которой его напечатали.
Однако в «Распоряжении от 24 июня 2017 г. № 1325-р», где и приводится «план мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», конкретного мало. Зато обозначены довольно странные приоритеты.
Во-первых, очень скоро кто-то за солидные казенные деньги будет сочинять для Медведева доклады об «очевидном и невероятном», с графиками, таблицами и с инфограммами. Оказывается, что власти до сих пор не научились распознавать большие вызовы, стоящие пред Россией (Пункт 34 подпункт «а»). Наверное, премьер начал смутно догадываться о том, что в стране что-то не так, как ему рассказывают подчиненные.
Во-вторых, предлагается создать экспертные советы по приоритетным направлениям научно-технологического развития. Упоминание, что они будут независимыми, отсутствует (Пункт 34 подпункт «ж», пункт 46). В этой связи интересно узнать, а Экспертный совет при правительстве Российской Федерации закроют за ненадобностью?
В-третьих, в сфере национальных исследований и разработок у нас появится институт «квалифицированного заказчика», которому правительство, правда, пока в пилотном режиме, делегирует свои функции по заказу, приемке и оценке результатов исследований (Пункт 34 подпункт «б»). Нетрудно представить, кто сядет в новые мягкие кресла, и какие зарплаты «нарисуют» себе участники, которым доверят (подарят) бюджетные финансы.
Из плана «Стратегии» также выясняется, что в России до сих пор нет правовых основ для разработки, утверждения и реализации научно- технических программ и проектов полного инновационного цикла. Зато скоро появятся очередные ведомственные акты, где чиновникам с юридическим или с бухгалтерским образованием расскажут, как оценить уровень готовности разрабатываемых высоких технологий, например, в наномеханике, в трехмерных чипах или в редактировании генома.
Из положительного в правительственном плане можно отметить «формирование сети центров экспериментального производства, инжиниринга, прототипирования, опытного и мелкосерийного производства». Хорошо, что не забыли и об испытательных центрах и центрах сертификации с учетом приоритетов научно-технологического развития. И все-таки ясности в этом вопросе нет, поскольку «дорожную карту» еще предстоит детализировать.
В целом правительственный план кажется вымученным документом, написанным людьми, далекими от науки и техники. Во всяком случае, в «Стратегии» нет прикладной конкретики и сравнительного анализа с аналогичными западными программами, в которых, кстати, можно найти много интересного.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.