Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
Финальная лихорадка очередной парламентской сессии, когда три дня подряд шли пленарные заседания, повестки которых суммарно насчитывали почти две сотни законопроектов, вызывала тревогу: что-то будет, какой-нибудь неправедный антинародный закон «единороссы» под шумок да протащат. Так и вышло.
ВСЁ НАЧАЛОСЬ 20 июля, когда за 20 минут до голосования во втором чтении по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определённой категории земель», известному больше как «лесная амнистия», депутатам были розданы 43 страницы поправок, о которых большинство из них не имели никакого представления. Многие парламентарии возмутились: мол, за кого нас тут держат. Тему муссировали долго, но в результате приняли всё что нужно.
Эпопея продолжилась на следующий день, когда скандальный законопроект был предложен палате к принятию в третьем окончательном чтении. Напрасно Николай Коломейцев увещевал депутатский корпус не пороть горячку и перенести рассмотрение «лесной амнистии» на осень. Председатель профильного комитета «единоросс» Николай Николаев заверил, что законопроект прошёл все необходимые экспертизы и готов к принятию. Потом оказалось, что проект постановления, принимаемый одновременно с законопроектом, всё ещё наспех редактируется. Но стоило ли на такие нюансы обращать внимание, коль главные фигуранты «амнистии» — буржуи, захватившие лесные угодья под всяческие прелести жизни, уже в нетерпении потирали руки в ожидании «прощения». Томить их дальше правительство сочло просто недопустимым.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин решил разделить ответственность за принятие одиозного закона между правительством и Думой «по-братски», предложив сделать в заседании перерыв, во время которого провести совещание с руководителями фракций и вице-премьером Дмитрием Козаком. Последний, выйдя после совещания на парламентскую трибуну, так объяснил необходимость скорейшего принятия «лесной амнистии»:
— Лучше ужасный конец, чем ужас без конца. А мы молчанием, предложением «давайте ещё полтора месяца потерпим» порождаем вот этот ужас без конца, неопределённость ни с точки зрения сохранности лесного фонда, ни с точки зрения защиты законных прав и интересов граждан.
Как следует из названия законопроекта, «ужас» порождён противоречиями в сведениях государственных реестров, в результате которых возникли многочисленные пересечения границ лесных участков как между собой, так и с другими землями. Теперь, согласно «лесной амнистии», признаётся приоритет государственного реестра недвижимости над лесным реестром. Главное, чтобы частные владения, раскинувшиеся под сенью лесов, были поставлены на кадастровый учёт (а уж об этом буржуи, будьте спокойны, позаботились), и тогда они тихо-мирно, в соответствии с принятым законом, просто-напросто изымаются из лесного фонда, который, боже упаси, приватизировать-то нельзя.
«Единоросска» Ольга Тимофеева, возглавляющая Комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды, с гордостью подчеркнула, что благодаря поправке, внесённой депутатами в правительственный вариант законопроекта, представленного к первому чтению, установлен срок отсечения: 1 января 2016 года. «Знаете, почему не 2017-й? — торжественно обратилась к залу г-жа Тимофеева. — Потому что даже за этот год, когда начали говорить о «лесной амнистии», многие дельцы успели подготовиться».
Несомненно, за десять лет они сумели подготовиться ещё лучше. Депутаты-коммунисты предлагали ко второму чтению поправку: ограничить «амнистию» участками, приобретёнными до 1 января 2007 года, когда вступил в силу Лесной кодекс, который запретил любое строительство на землях лесного фонда. Тогда интересы ненароком попавших в лесной «переплёт» дачников, о которых шумно и много рассуждали все, были бы действительно защищены, а вот хапугам, позарившимся на лесные красоты, пришлось бы держать ответ в суде. Но такая норма, разумеется, не устраивала ни правительство, ни его думскую подпорку. Поправка была отклонена.
Ерепенившиеся поначалу жириновцы с приходом в парламент вице-премьера остепенились. «Правительство хочет быстрее принять закон, для того чтобы наводить порядок», — примирительно заявил их лидер.
«Медвежья» фракция пригрозила правительству строгим парламентским контролем за реализацией принятого закона. Вот уж действительно напугали кота сосиской. Олигархическому правительству только того и надо, чтобы «лесная амнистия» прошла без сучка и без задоринки.
Фракция Компартии во всех трёх чтениях голосовала против корявой «лесной амнистии», от которой больше вреда, чем пользы. Оценку законопроекта в ходе его рассмотрения в третьем чтении дал председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам коммунист Владимир Кашин.
Выступление председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам академика РАН Владимира КАШИНА
РАБОТА весенней сессии Государственной думы завершилась принятием одного из самых позорных законопроектов последних лет — закона о так называемой лесной амнистии. Минэкономразвития, подготовившее законопроект, в очередной раз (как и в случае с разработанными более 10 лет назад Лесным и Водным кодексами, исправлять которые мы не устаём до сих пор) доказало свою несостоятельность в вопросах регулирования природоресурсных отношений. Мнение ведомств, отвечающих за сохранение лесов, никого не интересовало, специалисты в области лесного законодательства в круг участников согласования и доработки закона допущены не были.
Совершенно очевидно, что на самом деле авторами закона за благой целью навести порядок в учёте, упорядочить оборот, разгрузить суды, заваленные спорами о наложениях, пересечениях границ, двойном учёте земельных участков, неумело завуалировано беспрецедентное по цинизму отчуждение самых ценных и в экологическом, и в экономическом отношении земель, занятых защитными лесами. Потенциально речь идёт о выводе от полутора до нескольких миллионов гектаров государственных земель и лесов из федеральной собственности.
Законопроект, принятый в окончательной редакции, уже не оправдывает крепко прилипшее к нему прозвище «лесная амнистия». Амнистируют тех, кто признан виновным и несёт наказание, здесь же мы видим вопиющую возможность «отмывания» в силу закона нажитого преступным путём недвижимого имущества.
Закон допускает грубейшие диспропорции в защите интересов частных правообладателей объектов недвижимости и публичного собственника — Российской Федерации. В соответствии с его нормами, если имеются расхождения в данных ЕГРН и лесного реестра, затрагивающие интересы частного собственника, всегда предлагается решать вопрос не в пользу земель лесного фонда и без учёта причин возникновения таких расхождений. При этом вопрос о процедурах (т.е. об обеспечении «чистоты» сведений в реестрах) ставится выше вопроса о правах — спора частных и публичных интересов. Это недопустимо и противоречит всем канонам правотворчества.
Законом установлена дата 1 января 2016 года как «срок отсечения» возможности признания земель лесного фонда землями других категорий при наличии противоречий в сведениях указанных государственных реестров. При этом предусматривается презумпция добросовестности всех правообладателей земельных участков, в отношении которых имеются противоречия в сведениях реестров о категории земель, зарегистрировавших свои права до указанной даты.
Авторы закона объясняют срок 1 января 2016 года тем, что это дата, после которой стало известно о подготовке законопроекта, что и позволяет отсечь тех, кто умышленно, узнав о готовящейся амнистии, принялся незаконными путями оформлять лесные участки в собственность, пользуясь неразберихой с местоположением границ лесничеств и лесопарков. Очень сомнительный аргумент, так как умышленные самозахваты лесных земель, породившие массовые пересечения границ, мешающие, например, в Московской области утвердить генпланы поселений, возникли гораздо раньше.
По данным мониторинга минприроды России и Рослесхоза, эти пересечения границ в подавляющем большинстве случаев имеют заведомо противоправную природу (самовольная застройка земельных участков из состава земель лесного фонда с последующим незаконным их переводом в земли населённых пунктов путём принятия неправомочных решений местных администраций (без согласования с «лесными» органами власти) или в другие категории земель путём учёта участков в ЕГРН, в котором отсутствуют сведения о границах лесничеств и лесопарков).
Также обращает на себя внимание, что в Подмосковье не утверждены не только генпланы, но и не установлены границы лесничеств и лесопарков. Этот факт даже ставит под сомнение возможность реализации для региона «лесной амнистии»: в законе говорится о пересечении границ именно лесничеств и лесопарков. Как это будет работать в отсутствие данных об этих границах в каких бы то ни было реестрах — непостижимо.
По нашему мнению, неразбериха с границами лесов и частных участков, возникшая в исторический период, когда лесное и земельное законодательства в вопросах оборота участков на землях лесного фонда были плохо согласованы, ещё может быть предметом рассмотрения для принятия решений об «амнистии». Но с вступлением в силу Лесного кодекса Российской Федерации (1 января 2007 года) установлен знак равенства между земельными и лесными участками с точки зрения их правового содержания как объектов недвижимости. Поэтому с 1 января 2007 года игнорирование требований лесного законодательства об образовании, закреплении на местности и учёте лесных участков является грубым нарушением и лесного, и земельного, и гражданского законодательств, и амнистировать это категорически нельзя.
В законопроекте ко второму чтению появилась и вторая «дата отсечения»: август 2008 года. Предлагается относить в силу закона к землям других категорий земельные участки, если и в лесном реестре, и в ЕГРН земельные участки отнесены к лесному фонду. Это вообще выходит за рамки концепции проекта и противоречит названию. Изначально говорили совсем о другом: об исторически сложившихся на лесных землях садоводческих и дачных товариществах, границы которых «залезли» на лесные земли в силу отсутствия у органов местного самоуправления данных о расположении границ лесного фонда и которые в ЕГРН числились как сельхозземли.
Законопроект же «открывает ворота» для узаконивания прав всех частников, кто возвёл капитальные строения в виде дворцов и элитных коттеджей заведомо на землях лесного фонда, что всегда было запрещено законодательством.
Необходимо напомнить: президент Российской Федерации дал поручение и указание правительству разрешить сложившиеся проблемы, обратив особое внимание на защиту прав граждан, являющихся добросовестными приобретателями объектов недвижимости.
Мы считаем, что добросовестность — гораздо более широкое понятие и не исчерпывается сроком, после которого публично стало известно о возможной «амнистии». Депутаты нашей фракции подготовили системные поправки ко второму чтению законопроекта, которые выстраивали механизм «лесной амнистии», минимизирующие риски лазеек для незаконных лесных латифундистов, но они поддержаны не были.
Нам продолжают твердить о техническом характере проекта: наведём порядок в реестрах и заживём спокойно. Отнюдь. Изменение в сведениях реестров не может не повлечь пересмотр границ на местности. По правовым последствиям законопроект ведёт к уменьшению площади и изменению границ лесного фонда, в том числе в зелёных зонах, нивелируя ограничения Лесного кодекса РФ.
Правда, «талантливые» законотворцы не забыли про общество: ему «бросают кость» в виде обещания компенсировать утраченные площади высадкой новых лесов. Вот только делать это будут не те, в чью пользу из лесного фонда выведут земельные участки, а само государство, оплатив из федерального бюджета расходы региональных органов лесного хозяйства на лесовосстановительные работы. Таким образом, принятием этого закона государство «кидает» само себя, а значит, и весь наш народ дважды!
Совершенно очевидно, принятым законом нужно решить совсем другие задачи: легализовать украденные у государства сверхликвидные земли, в том числе под многомиллионную элитную недвижимость. Именно поэтому под маркой защиты прав обиженных граждан через парламент продавлен механизм, позволяющий под одну гребёнку амнистировать и бедного садовода — жертву кадастровых ошибок, и беспардонных застройщиков, игнорирующих любые требования экологического законодательства, и олигархические круги, оттяпавшие приличные куски лучших защитных лесов для собственного отдыха и удовольствия.
Фракция КПРФ в Государственной думе против этого закона. Остановить его принятие, конечно, не удалось. Но мы добились закрепления в постановлении Государственной думы требования к правительству РФ обеспечить в течение ближайшего времени установление границ лесничеств, лесопарков, расположенных на землях лесного фонда в непосредственной близости от населённых пунктов с числом жителей более пятисот тысяч человек, а также внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об указанных границах.
Наш бой за сохранение защитных лесов ещё впереди. КПРФ будет жёстко контролировать правоприменение закона о «лесной амнистии» и требовать от правительства и региональных властей строгого выполнения всех гарантий общественных прав и интересов, которые имеются сегодня в Конституции РФ и федеральном законодательстве.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.