Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Советская Россия».
Избирательные кампании последних лет прочно завоевали репутацию «тихих» и «незаметных». Усилия властей оттеснить выборы на дальний край общественных интересов оказались эффективными. При таком раскладе гораздо легче добиваться намеченных целей (полного доминирования партии власти), чем в обстановке кипящих политических страстей. Конечно, этому крайне способствовал перенос на сентябрь единого дня голосования, а затем и выборов в Государственную думу.
При этом нельзя сказать, что «ничего не происходит». Напротив, выборная агитация всякого рода вышла, как никогда, далеко за рамки официально обозначенного срока. Выборы еще даже не объявлены, кандидаты не выдвинуты, а региональные телекомпании и печатные СМИ вовсю пестрят репортажами и статьями о работе действующих губернаторов или депутатов-единороссов, претендующих на очередной мандат. Какая оплата из избирательных фондов!
А вот белгородское телевидение постоянно крутит «репортаж» об успехах и достижениях области за 25 лет и, естественно, о губернаторе Савченко, который 24 года возглавлял регион – и вновь намерен баллотироваться.
Газета «Вечерний Барнаул» публикует статьи практически обо всех на тот момент еще не зарегистрированных кандидатах в горсовет от «Единой России». Нет-нет, это не агитация, она же еще не началась. Это отчет о работе действующих депутатов (но только единороссов, хотя газета издается за счет городского бюджета, а в горсовете представлены пять партий). Жалобы не только не помогают, но и приводят к обратному эффекту. Проанализировавшего публикации в «Вечернем Барнауле» члена совета движения «Голос» Станислава Андрейчука тут же доставили в полицию – и оштрафовали якобы за участие в несанкционированном митинге.
«Во всех ЦСО (центры социального обслуживания) Зеленограда, директора и заведующие которых являются кандидатами в депутаты от «ЕР», уже в мае–июне начали проводить агитационную работу», – пишет житель Зеленограда Илья Семенов.
Многие режиссеры предвыборных спектаклей партии власти в столице и регионах, наверное, оглядываются на кремлевских изобретателей.
В этом году президент Владимир Путин не ограничился утверждением фиктивных отставок и выдачей «ярлыков на княжения» ставленникам «ЕР» в губернаторы, но лично проехался по значительной части регионов, где избираются главы администраций. Причем вроде бы спрашивал отчета, повсеместно фигурировала некая «зеленая папка», в которую он собрал жалобы жителей с июньской прямой линии. Некоторые из нарушений таковы, что, по логике, требовали немедленного увольнения чиновников. Но все происходит с точностью до наоборот: никого не наказывают, выявленную проблему не решают, а лишь облагодетельствуют конкретную единичную жертву. Это превращается в большой агитационный акт – и в пользу кандидата в губернаторы от партии власти, и, конечно, в пользу самого Владимира Путина. Таким образом, глава государства уже стал локомотивом еще не объявленной избирательной кампании «Единой России» к выборам всех уровней сентября 2017-го, а кроме того, начал свою президентскую кампанию.
В сентябре прошлого года власти очень хорошо подготовились к парламентским выборам – в плане достижения необходимого результата. Тогда были поставлены две стратегические задачи: сделать незыблемыми позиции «ЕР», которые так пошатнули выборы 2011 года, а также утвердить в качестве второй политической силы ЛДПР. Она давно стала филиалом «ЕР». С первой задачей власть справилась блестяще. Со второй – почти справилась. И намерений установить-таки «двухпартийность» (еще более фиктивную, нежели при давних попытках сделать второй партией власти «Справедливую Россию») явно не оставила. Об этом свидетельствуют и появившиеся в августе опросы ВЦИОМ, по которым ЛДПР занимает прочное второе место после «Единой России».
При этом коммунисты, как представляется, по-прежнему не готовы к этому вызову, нет даже внятного признания проблемы: если еще пять лет назад КПРФ соперничала с «ЕР», то ныне все чаще с ЛДПР – и далеко не всегда выходит из этого соперничества победителем.
«А что, левый поворот сам собой случится? Это разве закон природы? Надо что-то делать, чтобы этот левый поворот произошел», – этот комментарий с интернет-форума «Советской России» достаточно точно отражает обеспокоенность сторонников партии. Но что же именно делать?
* * *
Особое внимание нам следует обратить на выборы в региональные заксобрания, где подобные попытки утвердить ЛДПР – «партию одного человека», практически не имеющую региональных структур и ярких местных лидеров, в качестве №2 именно на региональном уровне и будут реализовываться. Нет сомнений, что в дальнейшем такая практика будет перенесена и на федеральный уровень.
Выборы в региональные заксобрания предстоят в Северной Осетии, Удмуртии, Краснодарском крае, Пензенской, Саратовской, Сахалинской областях.
Центр исследований политической культуры России по заказу КПРФ провел опросы общественного мнения в некоторых из этих областей. Такие данные публикуются, например, по партийным рейтингам на Сахалине: «Единая Россия» – 40%, ЛДПР – 11%, КПРФ – 9%, «Справедливая Россия» – 2%, Яблоко – 2%, Коммунисты России – 1%, еще не определились – 16%.
При этом в исследовании подчеркивается, что ЛДПР избирательной кампании не ведет. Ее список возглавляет Жириновский (естественно, не собирающийся заседать в Сахалинском заксобрании), а не местные партийные лидеры. Однако именно в ЛДПР, как указано, электорат прибыл за счет «радикально настроенной молодежи». То есть сахалинское отделение жириновцев пассивно, партия в целом – ни в малейшей степени не оппозиционная. Но радикальная молодежь почему-то поддерживает ЛДПР.
В исследовании по другому региону – Краснодарскому краю (где никогда не было дальневосточной специфики поддержки Жириновского – он долгие годы входил в «красный пояс») – похожая картина. Во главе кубанского списка ЛДПР – Жириновский, в самом списке – отнюдь не местные партийные активисты, а денежные мешки. Опросы показывают следующие расклады: «Единая Россия» – 47,7%, ЛДПР – 9,1%, КПРФ – 9,3%, «Справедливая Россия» –7,2%, не определились – 16%. КПРФ и ЛДПР – ноздря в ноздрю. Как и на Сахалине – огромное число неопределившихся.
То есть политическая линия ЛДПР при всей ее одиозности оказывается эффективной. Какова эта линия? Она в чем-то напоминает единороссовскую, что неудивительно, когда речь идет об ответвлении партии власти.
Но ведь и раньше было так же. В чем же причина такого проседания результатов КПРФ в последние два-три года?
У коммунистов нет административного ресурса. Ни кремлевского, как у тех же жириновцев, которые для власти породненные. Ни «госдеповского», как у либеральной оппозиции. А потому мы получаем широкую поддержку лишь в том случае, если предлагаем свои ответы на внутренние и внешние вызовы. И не только предлагаем, но последовательно, активно, бесстрашно отстаиваем свою позицию. Всего этого, как представляется, в нынешней серьезно изменившейся общественно-политической ситуации нам не хватает. В разгар кризиса протестные настроения радикализовались. Наша партия не успевает за ними, не становится авангардом. Потому и несет потери: к коммунистам у избирателя особые требования, да и сторонники (нынешние и потенциальные) у нас особые – они не будут мириться с соглашательством, нерешительностью, отступлением от принципов. Это не всеядные жириновцы, падкие лишь на крутую риторику.
Характерный пример. Глава фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клочков в своем Твиттере сообщил, что 12 августа в Москве были незаконно задержаны 20 участников автопробега, организованного коммунистами, Среди задержанных оказались восемь кандидатов в муниципальные депутаты от КПРФ. Почему задержали – понятно: московские власти крайне заинтересованы безо всякого противодействия общественности продавить на местных выборах своих депутатов. Особенно это важно в условиях обострившейся политической ситуации из-за реновации в канун выборов президента, а также мэра столицы. Но о задержаниях не стало широко известно. Ведь коммунисты не волонтеры Навального: когда задерживают их, об этом шумно заявляют и западные СМИ, и российские либеральные. А система левопатриотических СМИ отнюдь не так широко развита.
Но вот какие последовали комментарии от рядовых оппозиционно настроенных москвичей, все же узнавших о факте произвола: мол, а что коммунисты хотят, если сами и проголосовали за такие законы. Надо отметить, что КПРФ последовательно выступала против антидемократических законов, ограничивающих свободу митингов и собраний. Однако в условиях, когда наш избиратель и сторонник сам не видит и не чувствует определенной и жесткой позиции коммунистов по отношению к власти, его куда легче убедить: мол, КПРФ и не оппозиция вовсе. В Москве особенно болезненной для партии оказалась поддержка фракцией в Госдуме, мягко скажем, весьма неоднозначного закона о реновации.
Там, где коммунисты в авангарде борьбы, где акции протеста – яркие и действенные, а не «для галочки», – и авторитет партии растет, и число сторонников, и на выборных результатах это неизбежно сказывается положительно. Да и критика анонимной «власти» или отдельных министров, скорее, контпродуктивна, создает образ уклончивых соглашателей, а не принципиальных борцов.
«Нужны дела. А то в Красноярске семь местных отделений КПРФ, по списочному составу 1200 человек, – за лето не провели ни одной протестной акции. Уже много лет жители видят только 1 мая и 7 ноября около 1000 участников митингов праздничных», – пишет один из наших читателей.
* * *
Представляется, что полезно было бы выдвинуть и ряд законодательных инициатив, связанных с системой выборов. Единороссовская Госдума эти инициативы наверняка не узаконит. Но привлечение внимания к таким вопросам – сама по себе борьба за честные выборы, против диктата и фальсификаций. Речь идет о законодательном запрете досрочной предвыборной агитации; о возвращении нормы, которая требует от всех должностных лиц уходить в отпуск на время избирательной кампании, в которой они участвуют. Сейчас президент, премьер и губернаторы (ключевые фигуры в административном ресурсе) от этой необходимости освобождены.
Кроме того, необходимо добиваться отмены муниципальных фильтров и объяснять гражданам, что при их наличии выборы губернаторов – фарс. Особенно это проявилось в нынешнем году.
Выборы глав проводятся в 16 регионах: Бурятии, Карелии, Мордовии, Республике Марий Эл, Удмуртии, Пермском крае, Белгородской, Калининградской, Кировской, Новгородской, Рязанской, Саратовской, Свердловской, Томской, Ярославской областях и городе Севастополе.
Везде, где у кандидатов партии власти был сколько-нибудь реальный конкурент, его устраняли с помощью махинаций с фильтром. В Бурятии кандидату от КПРФ Вячеславу Мархаеву не помогло даже то, что у коммунистов было достаточно партийных муниципальных депутатов. В Свердловской области не пустили в кандидаты Евгения Ройзмана, имевшего серьезный шанс победить действующего главу региона Куйвашева. А слабые, никому не известные кандидаты без проблем преодолевают фильтр.
В этом избирательном цикле, который завершится голосованием 10 сентября, все осуществить вряд ли удастся. Однако будем помнить, что предстоящие выборы, по существу, репетиция перед президентской кампанией. А потому особенно важно отработать систему наблюдения и контроля, не оставить без реакции ни одного случая нарушений. А ведь зачастую звучат громкие заявления о таких нарушениях сразу после выборов – и полная тишина (и по факту – признание результатов вместе со всеми подлогами и фальсификациями) спустя короткое время. Это, ко всему прочему, резко снижает и доверие к подобным заявлениям оппозиции, и желание граждан ходить на выборы. Мол, все равно нарисуют, как нужно власти, а оппозиция смирится.
Но не менее важно помнить о необходимости повседневной партийной работы и четкой принципиальной позиции. Ведь выборы – далеко не единственный механизм политической борьбы.
Екатерина ПОЛЬГУЕВА
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.