Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
4—6 сентября в Иркутске проходил форум «Байкальский регион: Достижения прошлого. Образы будущего». По приглашению губернатора-коммуниста Сергея Левченко на форуме с докладом выступил член Президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы от фракции КПРФ Валерий Рашкин.
В НАСТОЯЩЕЕ время российская экономика переживает непростые времена, напомнил докладчик. И сегодня, анализируя достижения прошлого и обсуждая будущее, мы не зря говорим о производительных силах: нашей стране крайне необходим рывок для развития национальной обрабатывающей промышленности и ухода от пагубной экспортно-сырьевой модели. Эта цель должна быть приоритетной на всех уровнях экономического планирования и быть важнейшим пунктом как федеральной повестки, так и повестки в макрорегионах и отдельных субъектах страны.
При этом следует понимать, что, несмотря на федеративный статус, Российская Федерация — это единое государство с единым социально-экономическим курсом, определяемым на федеральном уровне, и единым бюджетом. Возможности отдельных регионов в этих условиях весьма ограничены. И дело даже не в том, что одному в поле сложно быть воином, дело в том, что единая система диктует свои институциональные рамки и правила, которых необходимо придерживаться.
Более того, сама система устроена таким образом, что губернаторам проще, удобнее и выгоднее служить своим личным интересам, а не заниматься долгосрочным развитием своего региона. Большинство глав регионов предпочитают плыть по течению, а вся их экономическая политика — это попытка выпросить побольше денег у федерального центра. Во время своего пребывания у власти они создают и укрепляют бизнес для себя и друзей, формируют площадку для своего личного будущего. На серьёзное планирование региональной экономической политики решаются единицы.
Однако практика показала, продолжил В. Рашкин, что применение альтернативной модели развития в рамках отдельного региона возможно — для этого нужны политическая воля и серьёзные управленческие решения. Если управленческая команда ставит перед собой стратегические задачи и в её интересах развитие региона, а не какие-то личные цели, то можно добиться очень внушительных результатов.
Руководство Иркутской области взяло на вооружение модель «государства развития», которая предполагает усиление роли государства в экономике, введение системы государственного планирования социально-экономического развития. Дело в том, что неолиберальный курс успел продемонстрировать свою полную несостоятельность. Пользуясь условиями «свободного рынка», крупный бизнес беспрепятственно захватывает ключевые ресурсы, а потом занимается их распродажей и выводом средств за рубеж. С точки зрения долгосрочного развития страны последствия катастрофичны: это даже не позиция вечно догоняющего, это позиция сырьевого придатка для развитых стран. Параллельно происходит постепенная деградация инфраструктуры и социальной сферы — неолиберальный подход плохо сочетается с декларируемыми принципами социального государства. Поэтому государству давно пора пересмотреть принципы управления. Модель «государства развития» компенсирует недостатки неолиберального подхода при сохранении рыночной системы.
ЧТО СДЕЛАНО в регионе и какие получены первые результаты?
Прежде всего руководство региона обозначило приоритет в экономике — это рост промышленного производства и реализация политики реального импортозамещения. Чтобы достичь этих целей, задействуются механизмы государственного стратегического планирования. В стимулировании развития производственных сил на территории Иркутской области государство играет ключевую роль: региональные власти применяют систему прямых и косвенных мер поддержки конкурентоспособных предприятий и территорий, имеющих потенциал развития. В регионе был зарегистрирован первый в Сибирском федеральном округе (СФО) фонд развития промышленности, а за первые шесть месяцев 2017 года было заключено 20 соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с предприятиями региона.
При этом те условия, которые гарантируются предприятиям для развития, такие, как предоставление пониженных налоговых ставок, создаются, только если соблюдаются все требования и обеспечивается эффективное производство. Нужен рост производительности труда, выпуск конкурентоспособной продукции, «государство развития» не должно и не будет поддерживать тот бизнес, который нацелен не на развитие и честное партнёрство, а на получение «лёгких» государственных денег. В частности, руководством области уже проведена активная работа по оптимизации налоговых льгот: утверждён план по устранению неэффективных льгот.
На взаимоотношениях государства и бизнеса хотелось бы остановиться особо. В Иркутской области они выстраиваются на следующих основаниях: государство создаёт бизнесу условия для работы и развития (в том числе и в виде прямой поддержки), но и бизнес в свою очередь должен гарантировать соблюдение законов, уплату налогов и своевременную выплату заработной платы своим работникам, социальную ответственность своей деятельности (в том числе заботиться о состоянии окружающей среды), вкладываться в развитие производства, не выводить капитал за рубеж.
Всё это — не абстрактные правила, а реально работающая модель, которая начала приносить результаты. Уже в 2016 году в Иркутской области зафиксирован рост промышленного производства на 5,7%, что выше, чем в целом по России (1,1%) и чем по СФО (0,4%). Регион продемонстрировал и более высокие темпы роста для обрабатывающих производств (1,9%), заняв первое место среди регионов Сибирского федерального округа.
В первом полугодии 2017-го результат ещё более впечатляющий: прирост промышленного производства достиг 9,4%, когда в целом по России этот показатель составил только 2%, а по СФО — 3,2%. Что особенно важно, вырос индекс промышленного производства главным образом за счёт обрабатывающих производств.
Руководство Иркутской области провело системную работу с налогоплательщиками региона. В 2016 году бюджет области стал не просто профицитным — он стал лучшим по доходам за всю историю, поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет на 23% превысили поступления 2015 года. В 2017 году доходы консолидированного бюджета региона продолжили расти, и это несмотря на изменения федерального законодательства, сократившие нормативы зачисления отдельных налоговых доходов. По сравнению с первым полугодием прошлого года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Иркутской области в первом полугодии 2017-го выросли на 16,1%, причём этот рост происходит главным образом за счёт роста поступлений от налога на прибыль организаций (на 37,4% по сравнению с первыми шестью месяцами прошлого года). Соответственно растут и поступления налоговых платежей с территории Иркутской области в федеральный бюджет: в первом полугодии 2017-го по сравнению с первым полугодием 2016-го они выросли на 76%. Таким образом достижения от применения нового социально-экономического курса в регионе вносят прямой вклад и на федеральный уровень.
ПЕРЕЧИСЛЯТЬ экономические достижения Иркутской области за последние полтора года можно долго: увеличился объём инвестиций в основной капитал, сократился госдолг, растут показатели в сельском хозяйстве, лесопромышленном комплексе, сфере строительства и других отраслях. Главное, мы видим, что в непростое время стагнации после кризисных лет Иркутская область смогла достичь внушительных экономических показателей, свидетельствующих об успехе новой модели.
Модель «государства развития», подчеркнул В. Рашкин, предусматривает также ответственность государства за восстановление и развитие инфраструктуры, в том числе социальной. В рамках этой концепции государство не устраняется от регулирования социальной сферы, а, напротив, вкладывает значительные ресурсы в развитие человеческого капитала. В Иркутской области был взят долгосрочный курс на повышение качества жизни граждан, и уже в 2016—2017 годах зафиксированы показатели, свидетельствующие об улучшении ситуации в здравоохранении, образовании, ЖКХ, а также на рынке труда и с точки зрения уровня жизни населения.
Наконец, модель «государства развития» предполагает экономное государство, которое рационально расходует свои ресурсы, а также исповедует принципы максимально эффективного управления. Разумеется, это несовместимо с коррупцией, уходом предприятий от налогов, уводом капиталов в офшоры. Руководство Иркутской области ведёт активную борьбу со всеми этими явлениями. В частности, уже была проведена масштабная работа в сфере госзакупок, и только за счёт наведения порядка в этой сфере региону уже удалось сэкономить около 500 млн рублей. А ведь это только одно из направлений сокращения бюджетных издержек. Если бы другие регионы пошли по стопам Иркутской области, в стране бы высвободились огромные средства.
В целом, очевидно, что даже в нынешних условиях политическая воля и управленческий подход, выстроенный на основании модели, альтернативной доминирующему неолиберальному курсу, способны дать серьёзные результаты в экономике и социальной сфере в отдельно взятом регионе. Для всех остальных регионов успехи Иркутской области — это, как минимум, повод задуматься об эффективности методов, которые применило руководство региона для достижения этих результатов. При этом все рецепты уже есть, и они работают, вопрос только в желании заниматься развитием региона, а не исключительно своей карьерой.
ФЕДЕРАЛЬНОМУ центру, по мнению В. Рашкина, стоит обратить на достижения Иркутской области особое внимание. Во-первых, следует поощрять такие регионы-первопроходцы, создавать все условия для того, чтобы мотивировать региональные власти субъектов страны заниматься долгосрочным планированием развития своих регионов. Во-вторых — и это главное — нельзя отрицать эффективность самой модели, которая была взята на вооружение в Иркутской области. Модель «государства развития» — это то, что сегодня нужно всей стране для преодоления недостатков нынешней социально-экономической системы и стабильного экономического роста.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.