В «Вестнике Российской академии естественных наук» вышел материал Председателя комиссии по науке и промышленности Московской городской Думы Леонида Зюганова. В своей статье депутат раскрывает проблемы развития промышленного комплекса города Москвы, подробно останавливаясь на вопросах использования его потенциала как центра разработки высоких технологий, места подготовки квалифицированных кадров, осуществления научных разработок.
Приводим полный текст публикации:
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И МЕТОДЫ ПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА МОСКВЫ
Зюганов Л.А.
Московская городская Дума
Промышленность Москвы является важнейшей отраслью экономики столицы и вносит существенный вклад в валовую добавленную стоимость (ВДС), создаваемую в городе, дает значительную долю отчислений в городской бюджет. От положения дел в промышленности зависит уровень жизни и доходы 400 тыс. работников, занятых в отрасли и порядка 1 млн. членов их семей. В отраслевой структуре ВДС Москвы промышленность занимает третье место, уступая отраслям «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» и «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг».
С 2014 года промышленность Москвы находится в кризисном состоянии и сталкивается с серьёзными трудностями. Падение объемов промышленного производства в столице в 2014- 2016 годах было значительно более глубоким, чем по стране в целом, а также в целом ряде промышленно развитых регионов России – Татарстане, Московской области, Нижегородской области. В результате последовательно снижается доля московской промышленности в общем объеме валовой добавленной стоимости промышленности России в целом, снижается значение Москвы как индустриального региона [1].
В начале текущего года негативные тенденции в динамике производства сохранялись. Индекс промышленного производства в январе-марте 2017 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 83.8%, в марте 2017 г. по сравнению с мартом 2016 г. – 72.5%. Вместе с тем, в стоимостном выражении объем отгруженных товаров несколько вырос.
Ниже представлены данные об основных показателях работы столичной промышленности в течение первых трех месяцев текущего года.
Показатели работы промышленности Москвы в I квартале 2017 года
Показатель/вид деятельности |
Январь – март 2017 г.
|
|
млн. рублей |
в % к январю – марту 2016 г.
|
|
Индекс промышленного производства
|
||
Всего | — |
83,8
|
Обрабатывающие производства | — |
77,6
|
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха
|
— |
101,8
|
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | — | 90,3 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по видам деятельности:
|
||
Обрабатывающие производства | 968224,2 |
111,3
|
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | 213737,7 |
118,4
|
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | 22448,6 |
111,7
|
Составлено автором по данным Мосгорстата [2]
Кризисное состояние московской промышленности обусловлено комплексом многих внешних и внутренних факторов. Основными негативными внешними факторами, влияющими на производственную активность в Москве, как и в Российской Федерации в целом, являются:
— существенное снижение мировых цен на углеводороды и другие товары сырьевой группы, являющиеся основой российского экспорта;
— девальвация рубля, которая стала прямым следствием падения экспортных доходов и, в свою очередь, оказала существенное влияние на сокращение внутреннего инвестиционного и потребительского спроса;
— затруднение доступа к внешнему заемному финансированию в условиях действия внешних финансовых санкций на фоне общего ослабления интереса глобальных инвесторов к развивающимся рынкам;
— длительная инвестиционная пауза в российской экономике и ужесточение как процентных, так и общих условий банковского кредитования, начиная со второй половины 2014 года;
— ограничение импорта передовых технологий и наукоемкой продукции в результате действия секторальных санкций США и европейских стран.
Внутренними факторами кризиса промышленного комплекса Москвы являются: недостаток собственных источников финансирования, низкая инновационность производства, изношенность основных производственных фондов, дефицит кадров основных рабочих профессий, относительно низкий уровень заработной платы в отрасли, отстающий от среднегородского уровня.
При всей многочисленности и многогранности причин кризисного положения дел в промышленности, основным фактором торможения темпов роста производства и инвестиционных процессов в промышленности, что практически единодушно отмечают ученые и специалисты, является ограниченность финансовых ресурсов находящихся в распоряжении промышленных предприятий и возможностей их получения [3,4]. Процентные ставки по кредитам отечественных банков чрезвычайно высоки, а с начала 2015 года стали более ограниченными возможности заимствования российскими компаниями кредитных ресурсов за рубежом.
Промышленность Москвы для акселерации роста и инвестиционной деятельности нуждается в масштабном притоке финансовых ресурсов со стороны российских частных институтов, а также в дополнительной экономической и финансовой поддержке со стороны города и государства.
Одной из возможностей для решения этой задачи является консолидация усилий институтов развития промышленности регионального и федерального уровня. Федеральный Фонд развития промышленности (ФРП) инициировал формирование региональной сети фондов развития промышленности, что предполагает предоставление совместных займов на реализацию проектов производственного характера из ФРП и региональных источников.
В настоящее время федеральный и региональные фонды осуществляют софинансирование проектов в процентном соотношении 70 на 30.По данным ФРП в настоящее время создано 12 региональных фондов: Санкт-Петербург (объем средств -1 млрд руб.), Ульяновская область (100 млн руб.), Ставропольский край (100 млн руб.), Челябинская область (134 млн руб.), Республика Татарстан (60 млн руб.), Пермский край (65 млн руб.), Псковская область (19 млн руб.), Тюменская область (407 млн руб.), Иркутская область, Ярославская область, Тульская область, Республика Мордовия [5]. Москва пока не проявила инициативы в данном вопросе, что по нашему мнению необходимо исправить.
Приведем конкретные данные о работе регионального фонда на примере Санкт-Петербурга. В 2016 году начала работу и прием заявок от промышленных предприятий Санкт-Петербурга созданная Правительством Санкт-Петербурга некоммерческая унитарная организация «Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга». Бюджет Фонда на 2016 год составляет 1 млрд. рублей. Фонд предлагает промышленникам льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий. Фонд оказывает поддержку проектам, которые направлены исключительно на выпуск продукции гражданского назначения. Для реализации промышленно-технологических проектов санкт-петербургский Фонд на конкурсной основе предоставляет целевые займы по ставке 5% годовых сроком до 5 лет в объеме
до 100 млн. рублей, что позволит стимулировать приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики. Предоставленные займы должны быть обеспечены ликвидным залогом. Фонд создан в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
В свете вышесказанного, представляется целесообразным учреждение в столице специального регионального Фонда промышленности Москвы. Создание в Москве такого института, имеющего своей целью организацию и практическую реализацию инновационных программ и проектов в сфере реального производства, может оказать весьма позитивное влияние на функционирование предприятий промышленности города.
Привлечение в московскую промышленность дополнительных финансовых ресурсов за счет частных, федеральных и региональных источников требует четкости в определении приоритетов развития и обоснованности возможных направлений инвестирования. Деятельность городской администрации по совершенствованию структуры промышленного комплекса города требует серьезной экспертной работы по изучению приоритетов, перспектив и потенциала роста производств, расположенных на его территории. Столичный промышленный комплекс испытывает на себе воздействие различных качественных факторов и разнонаправленных тенденций, регламентирующих направления и темпы его развития. Потребности Москвы в формировании комфортной среды обитания предопределяют нецелесообразность размещения на ее территории производств, занимающих значительные площади и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. За последние годы Правительством Москвы был предпринят целый ряд мер по выводу подобных предприятий за пределы столицы и освоению высвобожденных пространств.
В то же время наличие в столице высококвалифицированных кадров, высокоразвитого научного комплекса, широкое проникновение IT-технологий, делают Москву весьма перспективным ареалом развития высокотехнологичных производств и наукоемкой индустрии [6].
В связи с этим, необходимо отметить экспертно-аналитическую работу, проводимую Экспертным советом при Комиссии Московской городской Думы по науке и промышленности. План работы Совета, где представлены известные научные специалисты и практики производства, включает на 2017- 2018 годы разработку и составление Реестра инновационно — активных предприятий города Москвы, анализ деятельности инфраструктурных организаций города – получателей субсидий и результатов выполнения Программ, подотчетных Департаменту науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы за 2015-2016 г.г., рассмотрение других актуальных проблем московского инвестиционного и промышленного комплекса.
По вопросу определения и научного обоснования приоритетов развития московского промышленного комплекса, Экспертный совет при Комиссии Мосгордумы по науке и промышленности предлагает провести
соответствующие аналитические исследования по определению долгосрочных и среднесрочных приоритетов развития промышленности столицы. Целью такой работы должно стать выявление приоритетов развития, сегментов отраслевых рынков, которые могут быть заполнены за счет деятельности предприятий, локализованных непосредственно на территории Москвы и сегментов, где удовлетворение потребностей столицы более эффективно за счет межрегионального сотрудничества и внешнеэкономической деятельности.
Результатом экспертизы должны стать развернутые предложения, опирающиеся на анализ состояния базовых отраслей городской промышленности, определяющие дальнейшие приоритеты и направления их развития, включая как повышение инновационности существующих производств, так и формирования новых «точек роста».
Результаты подобного рода аналитических и исследовательских работ позволят существенно повысить обоснованность управленческих решений, принимаемых администрацией города, стимулировать переход московской промышленности к качественно новому состоянию – наукоемкой индустрии, создать потенциал высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест для жителей города.
В ходе работ должны быть проведены углубленные исследования по следующим базовым направлениям:
1. Выявление потребности города Москвы в основных видах промышленной продукции и исследование имеющегося потенциала промышленного комплекса города Москвы для удовлетворения потребностей города Москвы в промышленной продукции.
2. Исследование перспектив промышленных предприятий, расположенных на территории города Москвы, и не обеспечивающих город Москвы необходимой промышленной продукцией.
Основными потребителями промышленной продукции являются, в первую очередь, такие сферы городской экономики как транспорт и связь, строительный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, а также население в части потребительских и продовольственных товаров, лекарственных препаратов.
Исходя из этого, по первому направлению целесообразно провести исследование таких отраслей как:
-Машиностроение (в первую очередь в части продукции для городского транспорта и связи, строительной техники, машин и оборудования для жилищно-коммунального и других отраслей городского хозяйства, бытовой техники).
-Промышленность строительных материалов
-Деревообрабатывающая промышленность (в части производства мебели).
-Пищевая промышленность
-Фармацевтическая промышленность
По второму направлению основное внимание следует уделить отраслям промышленности, конкурентоспособным на региональных и внешнем рынках, предполагающим развитие на основе выпуска технологичной продукции с высокой добавочной стоимостью, использовании квалифицированной рабочей силы, ориентированным на сохранение окружающей среды.
Методология исследования (в разрезе отраслей) должна предусматривать:
1. Анализ объема и номенклатуры выпускаемой предприятиями столичного промышленного комплекса продукции с использованием статистической информации, а также анкетирования менеджмента производственных предприятий.
2. Анализ ввоза промышленной продукции из Москвы в регионы Российской Федерации и ввоза промышленной продукции из регионов Российской Федерации в Москву (преимущественно на основе анкетирования менеджмента производственных предприятий, а также, при условии обеспечения доступа – статистической информации о ввозе – вывозе промышленной продукции).
3. Анализ внешнеэкономической деятельности (на основе изучения таможенной статистики).
Итоговая информация по исследованным отраслям должна содержать данные об объеме производства, структуре и динамике их развития в разрезе натуральных и стоимостных показателей.
В целом можно констатировать, что дальнейшее развитие промышленности Москвы на инновационной и высокотехнологичной основе возможно лишь на базе четко проработанных научно-обоснованных мер, разработанных при тесной координации городских органов исполнительной и законодательной власти, структур бизнеса, а также экспертного и научного сообщества.
Литература
1. Дайджест «Московская промышленность», Москва, 2016.
2. Социально-экономическое положение в г. Москве в январе-марте 2017 года. Краткий доклад. № 27. Мосгорстат, Москва, 2017.
3. Экономический рост и инновационное развитие в регионах РФ: инструменты активизации: Коллективная монография / Под общ. Ред. П. И. Бурака. – М. «Научный консультант», 2016.
4. Совершенствование механизмов повышения инновационной активности промышленных предприятий. Коллективная монография / Под. Ред. Веселовского М. Я., Кировой И. В. — М.: Издательство «Научный консультант», 2017. 5. Электронный ресурс Фонд развития промышленности http://frprf.ru/
6. Балашов Е. Б., Балашов А. Е., Зюганов Л. А. Концессионные модели государственно-частного партнерства в экономике региона. // Вестник РАЕН № 6 том 15, 2015 г.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.