Публикуем материал, размещённый на сайте портала «Свободная пресса».
В ходе субботних несанкционированных акций Алексея Навального по всей стране были задержаны почти 270 его сторонников. Самые массовые задержания состоялись в Санкт-Петербурге, Ярославле, Краснодаре и Липецке. А вот в Москве, где акция была наиболее многочисленной, полиция действовала почему-то куда «мягче», нежели в провинции.
Основной лозунг акций в поддержку Алексея Навального — допустить его до участия в президентских выборах, которые состоятся 18 марта 2018 года. Однако лидер «Фонда борьбы с коррупцией» и незарегистрированной «Партии прогресса» участвовать в выборах не имеет права, поскольку на нем — непогашенная судимость.
В декабре 2014 года он был осужден на 3,5 года условно по делу о мошенничестве при грузоперевозках почты (его называют «дело «Ив Роше», поскольку заявление в Следственный комитет написал директор российского представительства компании Yves Rocher Бруно Лепру). А в феврале 2017 года Навального приговорили к 5 годам заключения условно по делу о хищении имущества госпредприятия «Кировлес».
Впрочем, все это не мешает Навальному активно готовиться к участию в выборах: он создал сеть волонтерских штабов по всей стране, ведет массовую агитацию. Да еще и периодически выводит своих сторонников на митинги. Даты их проведения выбирает весьма изощренно: 12 июня, в День России, протестовал против коррупции, а 7 октября, в день 65-летия Владимира Путина, — требовал участия в выборах.
Правда, нынешняя акция Навального оказалась куда малочисленнее предыдущей. Если 12 июня, по данным самих сторонников оппозиционера, на улицы вышли почти 100 тысяч человек (задержанных, по подсчетам «ОВД-Инфо», было почти 1800, в том числе 700 — в Москве), то 7 октября Навальный сумел вывести «на баррикады» в разы меньше людей — митингующих в столице собралось, по разным оценкам, от 700 до 3 тысяч человек.
По оценке «ОВД-Инфо», в субботу было задержано более 270 человек, в том числе 62 — в Санкт-Петербурге (несанкционированная акция прошла на Марсовом поле), 57 — в Ярославле (на Советской площади перед зданием областного правительства), 21 — в Краснодаре (на Театральной площади перед зданием администрации города), 20 — в Липецке (на площади Героев).
Телефонный террор выгоден Навальному?
Самая многочисленная акция сторонников Алексея Навального состоялась, как и всегда ранее, в Москве. Заранее они подали в правительство города уведомления о проведении митингов 6, 7 и 8 октября сразу в пяти местах столицы (площадь Революции, Пушкинская площадь, площади Яузские Ворота и Тверская Застава, проспект Академика Сахарова), однако департамент безопасности отклонил их все по одному основанию — невозможность соблюсти безопасность участников акции.
Массированно нагнетали в обществе панику и «телефонные террористы», после звонков которых 6 октября пришлось эвакуировать более 100 тысяч человек. Всего полиция приняла звонки о «минировании» более 130 различных объектов, в том числе школ, административных зданий, железнодорожных вокзалов, спорткомплексов и торговых центров (в частности, «Охотный ряд» на Манежной площади эвакуировали за сутки дважды).
Воспользовался этим информационным поводом Михаил Ходорковский, лидер «Открытой России»: он заявил, будто российские силовики вместо того, чтобы искать «телефонных террористов», парализовавших крупнейший город страны, борятся с активистами Навального.
Количество полицейских на Манежной площади, действительно, зашкаливало: по свидетельству очевидцев, вокруг Манежки и перед зданием Госдумы выстроилось множество автозаков, спецмашин с омоновцами, пожарные автомобили, кинологи со служебными овчарками… Мало кто понимал, что это никак не связано с эвакуацией после звонка о заложенной в торговом центре «бомбе». Изумленные иностранцы, которых всегда много в центре Москвы, снимали шеренги полицейских на камеры мобильников…
В конечном итоге, как выяснилось, на московской акции задержали всего несколько человек. Не в пример Санкт-Петербургу, где счет задержанным шел на десятки: сторонники Навального, собравшиеся на Марсовом поле, прорвали полицейское оцепление и попытались выйти на Невский проспект, а далее — к площади Восстания.
«Это самое слабое место оппозиции»
Каков политический итог всероссийской протестной акции, организованной Алексеем Навальным в день рождения Путина? Этот вопрос «Свободная пресса» задала руководителю московской «Политической экспертной группы» Константину Калачеву.
— Оппозиционный избиратель тонко чувствует фальшь. Оппозиционный избиратель чаще всего поддерживает не оппозиционных политиков, а самого себя. Политиков этот избиратель поддерживает там и тогда, где и когда видит, что его представления о должном совпали с представлениями политиков.
В этот раз что-то не совпало. Отсюда и малочисленность. Пришли в основном реальные фанаты Навального. Но смысл сегодняшнего мероприятия оказался не понят даже потенциальными сторонниками Навального.
«СП»: — Значит, Навальный не добился вчерашней акцией того, чего хотел?
— Мы не знаем точно, чего он на самом деле хотел. Но его акция со стороны выглядит неэффектной и неэффективной.
«СП»: — Значит, Навальный теряет ореол «главного оппозиционера» страны?
— Если кому и нужно искать образ будущего для России, так это оппозиции. Иначе — вторичность, которая привлекательна лишь для самых упертых. Отсутствие у оппозиции собственной системы координат, ее привязка к Путину намертво — это слабое место оппозиции. Это не формирование повестки, а троллинг. День рождения у нас не принято омрачать даже тем, кто тебе не нравится. А требование политических свобод для кого бы то ни было — это не фактор объединения, он не в народной повестке. В отличие от борьбы с коррупцией.
От редакции: Чем, собственно говоря, может привлечь Навальный на свою сторону? Лозунгом борьбы с клептократией? Цель, разумеется, благая. Но как решить данную задачу в условиях капитализма! А ведь Навальный и ему подобные не скрывают, что являются сторонниками нынешнего строя. Разве они не призывают к продолжению приватизации государственной собственности? И что это даст России? Результат данного эксперимента известен.
В целом, его тактика очень напоминает ту, которую использовала ельцинская команда в 1988 — 1991 гг. Особенно по используемым лозунгам. Здесь речь идёт и о расшатывании территориальной целостности государства (Ельцин призывал «брать столько суверенитета, сколько можно проглотить», объявлял экономическую и законодательную войну Центру, а Навальный и ко. призывают и к ослаблению функций центра и к передаче огромного числа компетенций регионам, и к территориальным уступкам — было в 2013 году), и стремление насадить на российскую почву «демократию по американски/европейски», и поливание грязью тех, кто защищает Родину снаружи и внутри (в начале 90-х годов военных, сейчас — правоохранителей), и о стремлении «кинуться в объятия» «мировому сообществу». Между прочим, Ельцин тоже рекламировал себя в качестве «борца с номенклатурными привилегиями». Но что мы получили в реальности, известно. И какой смысл снова наступать на те же самые грабли?!
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.