Публикуем материал, размещённый на сайте портала «Свободная пресса».
В 2012 году В.В. Путин еще накануне своего второго срока президентства заявил, что приоритетным направлением экономической политики государства станет борьба с офшорами. Конкретно: Москва будет добиваться возвращения активов российского происхождения из офшоров и перерегистрации заморских компаний, принадлежащих российским бенефициарам, в юрисдикцию Российской Федерации. Трудно не согласиться с тем, что данная задача является наиболее приоритетной для России. К сожалению, наблюдается тенденция свести проблему лишь к потерям бюджета от того, что офшорный бизнес не платит налогов в российскую казну. Однако все намного серьезнее. В начале нынешнего десятилетия половина всей российской экономики (как минимум) управлялась из офшоров. Можем сказать по-другому: государство окончательно стало утрачивать рычаги управления российской экономикой.
Проблема имеет и политическое измерение. Конечные бенефициары офшорных компаний и счетов попали в полную зависимость от «кураторов» офшорных юрисдикций (сегодня в мире можно назвать двух основных «кураторов» — Вашингтон и Лондон). И хотят того российские бенефициары или нет, они подчиняются командам, идущим от «кураторов». В случае непослушания они рискую потерять свои офшорные активы. А поскольку Вашингтон и Лондон (власти США и Великобритании) поставили своей задачей поставить Россию на колени, то нетрудно понять, что офшорная аристократия российского происхождения неизбежно оказывается в роли «пятой колонны» в нашей стране.
Увы, «гора родила мышь». В 2014 году были приняты поправки к Налоговому кодексу РФ, которые российские СМИ и политики нередко называют законом о борьбе с офшорами. На самом деле такое название вводит в заблуждение. Поправки никакой деофшоризации не предусматривают, а лишь обязывают владельцев (конечных бенефициаров) исправно уплачивать налоги с доходов, получаемых от офшорных активов. И даже дают возможность ничего не платить в российскую казну, для чего офшорному бенефициару надо получить статус «налогового нерезидента».
В начале октября первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов вообще заявил, что деофшоризация крупных российских компаний нецелесообразна, так как создает риски снижения конкурентоспособности отечественной экономики. А незадолго до этого правительство предложило законодательно оформить «налоговую индульгенцию» тем нашим олигархам, которые оказались под западными санкциями (попали в «черные списки»). Оказывается, они, бедные, не могут выехать за границу для того, чтобы подтвердить свой статус «налогового нерезидента» (поправки к Налоговому кодексу 2014 года требуют, чтобы российский гражданин пробыл определенное время за пределами России). Мол, надо войти в тяжелое положение этих олигархов и дать им право иметь статус «налогового нерезидента», не покидая пределов отечества. Иначе говоря, иметь паспорт гражданина Российской Федерации, проживать на территории России, но при этом не платить налогов. Меня в советское время учили, что важнейшим признаком статуса «гражданин» является обязанность человека платить налоги в казну. Сегодня правительство и наши «народные избранники» в Думе собираются совершить (уже совершают) революцию в сфере гражданского права.
Дополнительные «налоговые индульгенции» граждане, полюбившие заграницу и офшоры, смогут получить после того, как Государственная дума примет поправки к Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле».
Весь этот абсурдный спектакль под названием «Деофшоризация российской экономики» происходит на фоне серьезных решений по офшорам, принимаемых другими странами.
Тон здесь задал и продолжает задавать Вашингтон. В частности, в 2010 году в США был принят закон под названием FATCA. В переводе это означает: Акт о налогообложении иностранных счетов. Закон требует, чтобы граждане США платили налоги в американскую казну, независимо от того, где они проживают, открывают свои счета и занимаются бизнесом. FATCA относится к разряду экстерриториальных законов, т.е. его действие распространяется за пределы США. Более того, на сегодняшний день это самый глобальный закон в истории человечества. Вашингтон этим актом объявил, что банки всех стран мира отныне становятся налоговыми агентами Налоговой службы США. Они должны исправно докладывать этому ведомству о наличии у себя клиентов, подпадающих под категорию «налогоплательщик США» (это гораздо более широкое понятие, чем «граждане США»). Банки, которые попытаются уклоняться от исполнения возложенных на них функций, будут нещадно наказываться. Прежде всего, штрафоваться. Возможности эти у Вашингтона имеются, поскольку почти все банки работают с долларами США, а долларовые транзакции проходят через американскую банковскую систему.
Тема FATCA очень обширна, требует отдельного разговора. Скажу лишь, что Вашингтону удалось создать глобальную сеть налоговых агентов в виде банков и некоторых других видов финансовых организаций. В эту сеть оказались вовлеченными и российские банки. Система FATCA предусматривает передачу информации налогового характера из всех уголков мира в Вашингтон. Но при этом Вашингтон не обязан отвечать другим странам взаимностью, т.е. снабжать налоговые службы этих стран о клиентах американских банков и иных финансовых организаций. Теоретически взаимовыгодный двухсторонний обмен информацией налогового характера можно было бы организовать, если другое государство на этом будет настаивать. Но что касается России, насколько мне известно, наши власти такой воли не проявляли. Налоговая служба России никакой информации о российских налогоплательщиках из США не получает, никакого соглашения о взаимовыгодном обмене информации наше правительство американской стороне даже не предлагало. Можно только догадываться о причинах отсутствия интереса к такому симметричному соглашению с российской стороны.
Вашингтон подтолкнул другие страны к активным мерам борьбы с налоговыми уклонистами, скрывающимися в разных частях света. Эстафету от Вашингтона приняла Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая охватывает 35 государств (все они относятся к «золотому миллиарду»). Приоритетным направлением работы ОЭСР стала разработка и внедрение единого Стандарта обмена информацией (Common Reporting Standard — CRS). Речь идет об информации налогового характера. ОЭСР предполагает, что в мире будет функционировать система автоматического обмена налоговой информацией между странами-членами организации, а также странами, находящимися за пределами этой организации. В идеале система должна стать глобальной. В этом случае в мире исчезнут налоговые уклонисты, не будет питательной почвы и для офшоров. Окончательный текст стандарта CRS был выпущен в рамках ОЭСР 21 июля 2014 года. 29 октября 2014 года была подписана Многосторонняя конвенция о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией по стандарту CRS (Multilateral Competent Authority Agreement — MCAA).
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.