Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Советская Россия».
Наиболее значимые политические решения в России последнего времени – часть сценария по подготовке к мартовским 2018 года выборам президента. Сюда можно отнести план реструктуризации госдолга в регионах, который за десять лет возрос в масштабах федерации с 432,6 миллиарда рублей до 2,3 триллиона рублей, почти в 5 раз.
Из этой же серии поручение президента относительно повышения денежного содержания силовых структур, которых 5 лет держали в «форме», и индексация пенсий военным пенсионерам с 1 января.
Область, похожая на «ощипанную курицу»?
В последнее время жители Кировской области активно обсуждают очередную цитату губернатора Игоря Васильева, которую он якобы употребил в ходе интервью с журналистом «Комсомольской правды»: «Умение собирать налоги – это умение ощипать курицу, чтоб она кричала, но не умерла». Звучит хлестко, но нелепо. Тем более что сравнение предприятий-налогоплательщиков с курицей напоминает о горьком опыте местного птицепрома. Примерно 85 процентов птицефабрик области уже несколько лет как находятся в состоянии банкротства, и ни яиц, ни налогов область от них не получает. Что называется, дощипались.
А наиболее продвинутые блогеры докопались до источника, из которого взята цитата. Оказывается, министр финансов Франции времен Людовика XIV Жан-Батист Кольбер в свое время сравнил налогообложение с искусством ощипывания живого гуся: «Налогообложение подобно искусству ощипывать живого гуся с максимумом перьев и минимумом шипения и крика». Но нетрудно заметить, что цитата француза куда более гуманна и даже изящна. Она нацеливает щипать гуся, чтобы птица меньше испытывала боли, а Игорь Васильев ориентирует «щипать курицу», лишь бы не умерла. Ну что ж, времена Людовика XIV миновали с ушедшим XVII веком, и сегодня налоговые инспекторы Кировской области будут ориентироваться в своей работе на цитату современного «Людовика», губернатора Кировской области Игоря Васильева.
Факты таковы, что бизнес из Кировской области действительно бежит. По статистике, из региона в 2014 году выбыло 280 юрлиц, в 2015-м – 278, в 2016-м – 126, а за 1-е полугодие 2017 года – пока 44. Справедливости ради нужно сказать, что из других регионов в нашу область идет обратный процесс. Однако же финансовые расходы поставили область на грань дефолта, когда собственные доходы почти равны госдолгу, который по итогам 6 месяцев текущего года составил 27,9 млрд рублей.
Обрастет ли бюджетная «курица» пухом в 2018 году
26 октября Законодательное собрание области рассмотрело в первом чтении закон о бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов. Главная особенность закона в том, что на ближайшие три года бюджет запланирован профицитным. Связано это в первую очередь с запуском федеральной программы реструктуризации бюджетных кредитов.
Верхний предел госдолга области к концу 2017 года должен снизиться до 26,1 млрд рублей. Из них около 10 млрд рублей – коммерческие кредиты, на ежегодное обслуживание которых требуется около 1 млрд рублей. На этот миллиард можно бы построить только за один год 11 современных школ со всем оборудованием и мебелью, не привлекая ни копейки из федерального бюджета. А эти деньги идут на кормление банков, которые на коммерческих кредитах жируют. И это была целенаправленная политика государства последних 10–15 лет, когда банки жировали на бюджетном дефиците, а депутаты Госдумы штамповали законы, снижающие поступление налогов регионам.
Программа реструктуризации госдолга, считают в местном правительстве, позволит области снизить нагрузку и равномерно распределить на 7 лет возврат долга с пролонгацией в дальнейшем до 12 лет. Но это возможно лишь при сокращении коммерческих кредитов, снижении по ним процентных ставок, возвращении кредитов бюджетных и как результат – снижении трат обслуживания кредитов. И даже при таких раскладах к 2021 году сумма долга останется внушительной – 22,7 млрд рублей. То есть это длинная долговая песня, которая прибавления финансового «жира» не предполагает, но дает надежду бюджетной «курице» не умереть.
А еще одним условием работы программы является рост налоговых сборов. Например, доходы только в 2018 году должны возрасти в регионе на 1,5 млрд рублей. Резервы к этому есть. По итогам 2016 года в области насчитывалось 188 тыс. человек трудоспособного возраста, которые числились неработающими. Это 26% от общего числа лиц трудоспособного возраста. По подсчетам налоговиков области, при легализации доходов хотя бы половины этих людей сумма налога на доходы физических лиц могла бы пополнить бюджет на 1,5 млрд рублей.
И еще, в области каждый второй работодатель выплачивает зарплату ниже прожиточного минимума, а каждый третий – ниже минимального размера оплаты труда. Для вывода зарплат из тени в области создана рабочая группа из представителей прокуратуры, полиции, следственного комитета, правительства и госинспекции труда.
Ждать ли крестьянам нового Столыпина?
Аграрный сектор экономики в регионе, по утверждению новой команды губернатора, находится в состоянии роста. Но это только взгляд сверху. Снизу ситуация смотрится по-иному. Банкротство сельхозпредприятий продолжается как в целом по стране, так и в Кировском регионе. И как бы статистике не выворачивали руки, земли сельскохозяйственного назначения продолжают выходить из оборота, а программы, похожей на освоение рукотворной целины, даже в мыслях у чиновников нет.
Господдержка аграриев нынче больше похожа на поддержку штанов, когда они уже упали ниже колен. Вот и идет в таком нелепом положении пахарь по земле и думает, то ли ему упасть в борозду или еще пройти пару-тройку лет.
21 февраля 2017 года на комитете Госдумы по аграрным вопросам были озвучены красноречивые цифры. Даже в территориальном распределении инвестиций существует дисбаланс. Около 70% инвестиций в последние годы были сосредоточены в Центральном и Приволжском федеральных округах. В этих же округах инвестиции были отданы 10–12 регионам. А в регионах инвестиции аккумулированы у нескольких товаропроизводителей. В результате такой политики появляются хронически депрессивные территории и предприятия-банкроты.
В целом же по России 12 компаний в АПК получают более половины льготных кредитов, а малый и средний бизнес шагает по земле с полуспущенными штанами.
15 лет назад в стране был принят закон о финансовом оздоровлении сельхозпредприятий. Соглашения по нему о реструктуризации долгов подписали свыше 13 тыс. сельхозпроизводителей, претендовавших на реструктуризацию около 88 млрд рублей долгов. Более половины участников (7,8 тыс. юрлиц) сошли с дистанции к 1 апреля 2014 года. По разным причинам не смогли участвовать в программе 4,4 тыс. предприятий, а в итоге смогли выздороветь и освободиться от долгов лишь 1356 предприятий АПК, то есть десятая часть хронически больных.
В октябре 2017 года в Кировской области состоялась коллегия Контрольно-счетной палаты. Были озвучены интересные цифры. Например, износ тракторов в хозяйствах региона составляет 80%, комбайнов – более 40%, а за 2014–2016 годы техническое обеспечение сельхозорганизаций области снизилось на 16 процентов.
Если 3 года назад областной бюджет выделял аграриям поддержку на 1,5 млрд рублей, да столько же давал федеральный бюджет, сегодня в год регион в состоянии выделить лишь 431 млн рублей. Столько же запланировано бюджетом 2018 года.
Но распределение этой малой поддержки наводит на грустные мысли. 55% субсидий были отданы семи районам области, тогда как в регионе 39 районов занимаются сельским хозяйством. Надлежащий контроль за расходованием субсидий Минсельхозом не осуществляется. А 3 975,1 тыс. рублей бюджетных средств были израсходованы не по целевому назначению.
Новая губернаторская команда развитие сельского хозяйства в приоритет не ставит, больше углубляясь в лесную отрасль. Кадры, которые Игорь Васильев черпает для области из Росреестра России, откуда сам пришел в 2016 году с должности руководителя, специалистов в сельском хозяйстве не готовят. Так что новых Столыпиных в перспективе не видно ни в России, ни на Вятке.
Каждому жителю области – по Кашпировскому
Кризис в здравоохранении заставляет придумывать разные программы, которые лишь свидетельствуют о системных проблемах в этой отрасли. Например, в регионе работает программа «Десант здоровья», которая предполагает выезды врачей разного профиля в районные больницы. Среди докторов-десантников эндокринологи, кардиологи, неврологи, офтальмологи, ЛОР-врачи, онкологи, врачи УЗД, хирурги и другие. Например, в ноябре предполагается 48 выездов в 22 района области. Специфика нашей области заключается в том, что в районных поликлиниках в большей части отсутствуют кардиологи, тогда как сердечно-сосудистые заболевания – одна из серьезных проблем региона. Нет кардиолога и в Нолинской ЦРБ, которая обслуживает население 4 районов.
А еще в Кировской области стартовал в тестовом режиме проект по телемедицинским консультациям врачами маломобильных пациентов. Закупаются за счет внутренних средств медучреждений планшеты для проведения обучения пациентов по работе с компьютерными устройствами. А уже с 1 января пациент с помощью выданного планшетного компьютера сможет получить в онлайн-режиме консультации своего врача, предварительно проводившего его очный прием. Выводы делать преждевременно, но сама возможность такого приема вызывает интерес.
Бюджет 2018 года, как и последующие, является бюджетом экономии. И не во всех случаях эта экономия разумна. Например, в предстоящем году предусмотрено урезать 66 млн рублей, которые должны пойти на приобретение жилья детям-сиротам. А это как минимум 100 квартир для одних из самых незащищённых категорий граждан страны. Объясняется эта экономия якобы отсутствием жилья в районах области, которое бы можно было приобрести. На мой взгляд, причина явно надуманна. А еще депутаты ОЗС так и не отказались от «золотых парашютов» себе и чиновникам области. Таковы реалии бюджетного бездефицитного пирога в нашей области.
Алесксандр ЧУПРАКО
Комментарий редакции: Следствием жёсткой финансовой политики является нанесение дополнительного удара по человеческому потенциалу России, по уровню жизни народа, а также сужение возможностей экономического роста. И какие только демагогические предлоги не используются для оправдания соответствующей политики. Один из любимых аргументов либералов является тезис о «нехватке денег». Но почему же тогда вливаются миллионы и миллиарды в обанкротившиеся олигархические империи? Почему тогда растут в геометрической прогрессии расходы на управленческий аппарат? Тем самым буржуазия и её представители демонстрирует пренебрежительно отношение к народу, безразличие к его судьбам, доказывая, будто социальная сфера — не то, что должно быть первичным.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.