Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
Среди прочих попыток антикоммунистов и антисоветчиков всячески нивелировать значение Великого Октября выделяется стремление «растворить» его в общем термине «Великая российская революция». На самом деле Октябрьская революция была совершенно новым, эпохально-историческим событием, а вовсе не простым продолжением Февральской революции.
НИКТО лучше самого В.И. Ленина не показал диалектическую взаимосвязь между двумя революциями — в частности, в статье «К четырёхлетней годовщине Октябрьской революции», опубликованной в «Правде» 18 октября 1921 года. В этой статье В.И. Ленин сразу же подчёркивает: «Непосредственной и ближайшей задачей революции в России была задача буржуазно-демократическая: свергнуть остатки средневековья, снести их до конца, очистить Россию от этого варварства, от этого позора, от этого величайшего тормоза всякой культуры и всякого прогресса в нашей стране». (Выделено мной. — О.Ч.).
Действительно, самодержавие, державшееся на произволе пресловутой чиновничьей «вертикали власти» и страхе перед царской охранкой, было тормозом для развития производительных сил в рамках нарождавшегося буржуазного строя. Это — общепризнанный факт, и его не опровергнуть никакими смехотворными заявлениями кучки называющих себя историками монархистов вкупе с одиночными экзальтированными депутатами и депутатками.
Но в том-то и дело, что сменившее царский режим буржуазное Временное правительство за восемь месяцев не сделало почти ничего (если не считать громких деклараций) для практической ликвидации остатков самодержавно-феодального строя. Именно поэтому, как отмечает В.И. Ленин, «…чтобы закрепить за народами России завоевания буржуазно-демократической революции, мы должны были продвинуться дальше, и мы продвинулись дальше». (Выделено мной. — О.Ч.).
«Нельзя спорить против факта, — пишет В.И. Ленин, — что мелкобуржуазные демократы восемь месяцев «соглашались» с помещиками, хранящими традиции крепостничества, а мы в несколько недель и самих этих помещиков и все их традиции смели с лица земли русской до конца». И решение национального вопроса, напоминает далее Ленин, и прекращение бесправия женщин — «это всё — содержание буржуазно-демократической революции». Задачи, которые она должна была выполнить, но не выполнила. Поэтому, помимо собственной эпохальной миссии, эти задачи пришлось выполнять революции социалистической.
Поэтому-то, пишет В.И. Ленин, в ходе Октябрьской революции «мы решали вопросы буржуазно-демократической революции походя, мимоходом, как «побочный продукт» нашей главной и настоящей, пролетарски-революционной, социалистической работы». В этом и есть диалектическая взаимосвязь и одновременно принципиальнейшее различие между Февральской и Великой Октябрьской революциями.
И ещё один очень важный момент, затронутый в упоминающейся статье В.И. Ленина. Отвечая всевозможным клеветникам социализма, пытающимся приписать лично Ленину, партии большевиков в целом некую теорию «уравниловки», «подрыв стимулов к труду» и прочую чушь, вождь Октября, не скрывая ошибок в первый период послереволюционной эйфории, буквально несколькими гениальными фразами начертывает будущую конструкцию оплаты по труду и материальной заинтересованности в процессе социалистического строительства. «Мы рассчитывали, — пишет он, — поднятые волной энтузиазма, разбудившие народный энтузиазм сначала общеполитический, потом военный, мы рассчитывали осуществить непосредственно на этом энтузиазме столь же великие… экономические задачи… Жизнь показала нашу ошибку».
Социализм, пишет далее В.И. Ленин, в мелкокрестьянской стране можно построить «не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рождённого великой революцией, на личном интересе, на личной заинтересованности, на хозяйственном расчёте». (Выделено мной. — О.Ч.). И так было вплоть до смерти И.В. Сталина, неукоснительно следовавшего этому ленинскому завету. Когда же после него к высшей власти в партии и государстве стали приходить малообразованные в теоретическом отношении люди, у них и практика организации оплаты по реальному трудовому вкладу стала всё больше расходиться с провозглашёнными принципами.
Комментарий редакции: Прежде всего, следует иметь в виду, что Октябрьская революция была социалистической. Она тем и знаменита, что впервые в истории упразднила основу эксплуатации человека человеком в лице частной собственности на средства производства, совершила шаг к более прогрессивной общественно-экономической формации — к социализму, при котором именно люди труда стали реальными хозяевами жизни. Разве что нибудь подобное приносили все предыдущие буржуазные революции? Разумеется, нет. Однако нас сегодня фактически заставляют забыть о подлинном смысле Великого Октября. Для чего? Да именно для того, чтобы народ забыл об успешном опыте борьбы трудящихся против угнетателей, что был период истории, при котором политика была подчинена интересам простого труженика, а не проходимца. Однако результаты многочисленных социологических опросов дают основание утверждать о крахе затеи идеологов буржуазии.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.