Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
Законопроекты о соцподдержке «детей войны» и о государственном контроле над уровнем цен на продовольственные товары первой необходимости были определены фракцией КПРФ как приоритетные и обязательные для рассмотрения в осеннюю парламентскую сессию. В ходе пленарных заседаний 16 и 17 ноября палата обсудила эти законодательные инициативы коммунистов.
В ПЯТЫЙ РАЗ фракция КПРФ выносит проблему особого статуса «детей войны» на парламентскую трибуну. Нельзя, чтобы люди, которые наравне со взрослыми переносили все тяготы военного лихолетья, были сегодня унижены нищетой и забвением. Поэтому, несмотря на многократное отклонение проектов закона о «детях войны», коммунисты не намерены мириться с пренебрежением, выказываемым «партией власти» по отношению к этим достойным и, увы, обделённым людям. Вода и камень точит. Но, к сожалению, и время уносит дни и годы жизни этих людей.
К «детям войны» авторы законопроекта предлагают относить граждан, родившихся в период с 22 июня 1928 года по 4 сентября 1945-го. По данным министерства труда и социальной защиты таких в России сегодня 11 миллионов 365 тысяч человек. Из них 2,1 миллиона не получают никаких льгот. Как они выживают, одному богу известно. Средняя пенсия в России составляет 13 тысяч рублей, а у «детей войны» она нередко от 5 до 8 тысяч рублей. «Медвежья» власть полагает, что на эти деньги люди вполне могут питаться (при том что основные продукты за последние 5 лет подорожали на 49 процентов), лечиться (хотя уже от одного взгляда на аптечные ценники подскакивает давление), платить за коммуналку (которая после введения общедомовых приборов учёта и платы за капремонт стала вообще людоедской), и при всём при этом они должны быть благодарны «Единой России» за стабильность.
Законопроект, представленный одним из его авторов Николаем Коломейцевым, гарантировал «детям войны» ежемесячную денежную выплату из федерального бюджета в размере 1000 рублей с ежегодной её индексацией на уровень инфляции, а также ряд региональных льгот, включая бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте.
Некоторые субъекты РФ не стали дожидаться милости Москвы и приняли региональные законы о «детях войны», которыми установили различные соцпакеты льгот. С одной стороны, это, конечно, хорошо. Но с другой — разве должны живущие в разных регионах «дети войны» находиться в неравном положении? Ведь из общего котла войны хлебали они горе, и сегодня участь всех их незавидная, поэтому все они достойны того, чтобы государство о них позаботилось.
Алексей Куринный, выступивший в поддержку законопроекта своих товарищей по фракции КПРФ, заметил: «Всё, чем до настоящего момента живёт наша страна, было создано трудом этих людей. Именно они разрабатывали месторождения, которые сегодня больше чем на треть обеспечивают наш бюджет, именно они строили заводы, которые до настоящего времени создают промышленный потенциал, именно они формировали наш военно-промышленный комплекс, на их плечи легла вся тяжесть восстановления страны».
Вместе с законопроектом парламентариев из фракции КПРФ в Госдуме рассматривалась законодательная инициатива Собрания депутатов Ненецкого автономного округа, которая предусматривала установление на федеральном уровне статуса «дети войны», а все расходы по льготам регион готов был взять на себя. Но ни одному, ни другому законопроекту «единороссовское» большинство опять не дало «зелёный свет». Представитель профильного комитета Владимир Мельник объявил, что принятие законопроектов приведёт к деформации существующей системы социальной поддержки, поскольку труженики тыла получают её из региональных бюджетов и ставить их, дескать, ниже «детей войны» несправедливо. Ну так поднимите на федеральный уровень статус тружеников тыла, а заодно и ветеранов труда, опущенный, кстати, пресловутым законом о «монетизации льгот»!
Парламентарии, поддерживающие законопроект, отмечали: региональные льготы постепенно съёживаются, в том числе и у этих заслуженных людей, что является результатом уродливой бюджетной политики, при которой большинство субъектов РФ всё более нищают. «Единороссы» упорствовали, продолжали оправдывать отклонение законопроектов, приводя аргументы всё более бредовые. В. Мельник, которого, как он выразился, смущает временной порядок, договорился до того, что заявил: «А некоторые не дожили до этого времени, умерли в момент коллективизации, кто-то умер от голода в 1946—1947 годах. Это были тоже люди, которые испытывали все трудности. Вы их просто обираете этим законом. Он несправедливый по отношению к тем людям». Тут, как говорится, без комментариев.
Несостоятельны доводы «медведей» и по поводу отсутствия денег в федеральном бюджете. Ведь деньги быстро были найдены, когда и попавшим под санкции олигархам понадобилось вернуть уплаченный ими налог на добавленную стоимость аж за три года, оградив их и впредь от излишних казённых затрат, и для налоговых преференций крупному бизнесу — 9,2 триллиона рублей, и для вложений в американские ценные бумаги — 1 триллион рублей, заметил Николай Коломейцев. Вопрос не в отсутствии денег, а в их распределении.
Вопрос распределения — ключевой и в законопроекте о введении госрегулирования цен на продовольственные товары первой необходимости, подготовленном большой группой депутатов из фракции КПРФ во главе с Г. Зюгановым. В нём идёт речь о перераспределении торговой наценки. Сегодня торговля присваивает себе львиную долю прибыли крестьянского труда. К примеру, в цене хлеба труд селян, вырастивших зерно, составляет лишь 6—8 процентов, тогда как во всех развитых странах этот показатель не менее 50 процентов. Такое отношение к крестьянскому труду ведёт к обнищанию сельского труженика, снижает стимул к расширенному воспроизводству и наращиванию объёмов сельскохозяйственной продукции, отмечали авторы законопроекта. Кроме того, подчёркивали депутаты-коммунисты, отсутствие государственного регулирования ценообразования даже на основные продовольственные продукты и детское питание приводит к стихийному росту цен и сговору торговых сетей.
Законопроектом предложено ввести государственный контроль за уровнем цен, установив соотношение долей прибыли для всех участников производства продуктов питания. Предоставив правительству право устанавливать торговые наценки, законопроект в то же время определял их предельные значения. Так, для производителей первичного сырья (зерна, молока, овощей и т.д.) это 45 процентов себестоимости производства, для переработчиков — 15 процентов отпускной цены производителя сырья, для организаций оптовой торговли — 10 процентов отпускной цены производителя продовольственных товаров, для организаций розничной торговли, включая рынки, — 15 процентов отпускной цены производителя продовольственных товаров или оптовой цены, для организаций общественного питания — 15 процентов отпускной цены. Таким образом, решается двоякая задача, подчеркнул представивший законопроект Николай Коломейцев: население будет защищено от необоснованного повышения цен, а сельхозпроизводители — от недобросовестных спекуляций на их труде.
Рыночные идолопоклонники, представленные в Госдуме фракцией «Единой России», законопроект отклонили. Он, мол, противоречит свободной конкуренции. Но такая конкуренция, которая существует сегодня в России, — это не соревнование, не сравнение результатов, а обман населения с помощью рекламы, заметил член фракции КПРФ Валентин Шурчанов. По его мнению, развитые государства стали таковыми именно благодаря жёсткому государственному регулированию. А рыночные пассажи только обирают беднейшую часть населения и обогащают торговые сети. Как это происходит, депутат показал на цифрах. По итогам первого полугодия 2017-го цены у производителей сельхозпродукции снизились почти на 6 процентов, но при этом розничные выросли на 4,4 процента. Вот эти 10 процентов, вытащенные из карманов крестьян и потребителей их продукции, осели в кассах торговых сетей. Но самое главное, считает депутат, то, что такое положение вещей подрывает экономику страны, ведь национальный доход, или, выражаясь старыми категориями, добавленная стоимость, создаётся преимущественно в обрабатывающей промышленности, в сельхозпроизводстве, а отнюдь не в торговле.
Ныне действующий Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», в который и предлагали внести изменения депутаты-коммунисты, пролоббирован торговыми сетями, заявил Николай Коломейцев при обсуждении законопроекта 17 ноября. Выступление накануне члена фракции КПРФ Юрия Синельщикова на пленарном заседании Госдумы в часе заявлений по актуальным вопросам свидетельствовало о том, что коммунисты последовательно и комплексно борются с этой разрастающейся общественно-экономической и политической язвой. По словам Ю. Синельщикова, коррупционный лоббизм, фаворитизм, протекционизм, непотизм (кумовство) причиняют основной вред государству, оставаясь при этом вне уголовно-правового контроля. Проводимая в стране уголовная политика в сфере противодействия коррупции находится в состоянии глубокого кризиса, отметил депутат. Достаточно сказать, что постоянно снижается число лиц, осуждённых за получение взятки, при росте числа осуждённых за дачу взятки. В 2016 году среди осуждённых дающих было почти в три раза больше, чем получивших взятку.
Реформирование уголовного законодательства последних лет ещё больше развязало руки коррупционерам. В 2011 году в Уголовный кодекс РФ были внесены изменения, предусматривающие в качестве основной меры наказания штраф в размере, кратном полученной взятке. Новшество пришлось по нраву мздоимцам. Попробуй взыщи с них штраф, если к моменту вынесения приговора у них нет ни зарплаты, ни имущества (уж об этом они позаботятся). И вот результат. По данным Верховного суда РФ, за 2016 год удалось взыскать лишь 14 процентов от общей суммы штрафов, назначенных как основное наказание за взятку и коммерческий подкуп. Закон существенно облегчил участь и крупных, и мелких взяточников, а попутно декриминализировал мелкое посредничество во взяточничестве.
Депутатами фракции КПРФ подготовлен законопроект, предусматривающий возвращение в уголовное законодательство РФ института конфискации имущества как дополнительной меры наказания за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Сегодня возможности применения конфискации весьма ограничены, так как речь идёт лишь об имуществе, полученном осуждённым в результате совершения преступления, а также о доходах, полученных от этого имущества. Неэффективность современного законодательства о конфискации имущества подтверждает анализ судебной практики. Так, за получение взятки при отягчающих обстоятельствах, в том числе в значительном, крупном, особо крупном размере, в 2016 году судами РФ были осуждены 1137 человек, а конфискация применена только к 22 осуждённым.
Кардинальным решением проблемы борьбы с коррупцией мог бы стать внесённый ещё в 2014 году депутатами из фракции КПРФ законопроект о реализации ст. 20 Конвенции ООН против коррупции, ратифицированной Российской Федерацией в марте 2006 года. Статья 20 Конвенции предусматривает возможность введения уголовной ответственности за незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать. Однако перенести текст этой статьи дословно в Уголовный кодекс невозможно, так как это будет противоречить действующей в России презумпции невиновности. Законопроект депутатов-коммунистов предлагает реализовать ст. 20 Конвенции путём изменения ряда статей УПК РФ.
Центральный Комитет КПРФ намерен обсудить проблемы борьбы с коррупцией на своём ближайшем пленуме, подытожил своё выступление Юрий Синельщиков.
В минувшие четверг и пятницу депутаты продолжили утрясать бюджетные вопросы. 16-го был принят во втором чтении законопроект о приостановлении ст. 43 закона о пенсионном обеспечении военнослужащих, которая обязывает ежегодно индексировать денежное довольствие для исчисления пенсий служивых. С 2015 года ввиду кризиса эта статья заморожена. «Мёртвой» она останется и в 2018-м, хотя член фракции КПРФ Светлана Савицкая указала депутатскому корпусу на вполне реальный источник её финансирования. «Сейчас идёт процесс перевода 9 миллиардов рублей, которые нашли у господина Захарченко, бывшего полковника… Прокуратура подала требование передать эти средства в федеральный бюджет», — напомнила Светлана Евгеньевна прошлогодний коррупционный скандал. По её мнению, эти средства и надо бы направить на индексацию денежного довольствия для исчисления пенсий военнослужащих. Этих денег хватило бы с лихвой. Для того чтобы пенсии военнослужащих были рассчитаны по повышенному коэффициенту, нужны 8,9 миллиарда рублей, то есть даже меньше, чем было изъято у экс-замначальника антикоррупционного отдела МВД России.
17-го законодатели приняли во втором чтении законопроект о федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019—2020 годов. Члены фракции КПРФ Алексей Куринный, Владимир Кашин и Вера Ганзя акцентировали внимание депутатского корпуса и представителей минфина на ряде поправок, которые Комитет по бюджету и налогам предложил отклонить. В них речь шла о лекарственном обеспечении больных орфанными (очень редкими) заболеваниями, об обновлении информационных систем Российской академии наук, о техническом перевооружении села, об увеличении несвязанной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, о субсидировании строительства метрополитена в Новосибирске, о строительстве школ. Заявив, что проблемы, безусловно, важные, но денег нет, «единороссы» все названные поправки отклонили. Хотя и здесь вопрос не в отсутствии денег, а в их использовании без пользы для народа.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.