Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
Власти Турции продолжают идти по пути ужесточения режима, выдавливая оппозицию с политического поля. Во внешней политике Анкара затеяла сложную игру, которую коммунисты объясняют стремлением турецкой буржуазии к расширению и росту своего влияния. Отдельные антизападные выпады не могут скрыть реакционного курса, загоняющего страну в тупик.
В тюрьму за заголовок
В конце ноября по Турции прокатилась новая волна арестов и судебных процессов. На основании ордера, выданного прокуратурой Стамбула, задержаны 42 сотрудника одного из старейших и престижнейших вузов страны — университета Мармара. Все арестованные, включая профессоров преклонного возраста, обвиняются в принадлежности к «параллельной структуре». Так в стране именуется сеть сторонников богослова Фетхуллаха Гюлена. По версии властей, она охватила все государственные органы сверху донизу и в июле прошлого года устроила попытку военного переворота.
Так ли это на самом деле, не ясно. Оппозиция в лице Народно-республиканской партии (НРП) говорит об «управляемом путче», прямо указывая на тайную вовлечённость в события 15—16 июля 2016 года Национальной разведывательной службы и других силовых ведомств. Тем не менее разгром заговорщиков — реальных или мнимых — послужил для президента Эрдогана и его окружения отличным поводом для расправы над несогласными.
19 октября проправительственное большинство парламента ещё на три месяца продлило режим чрезвычайного положения. Это позволяет властям осуществлять аресты и выносить приговоры в «упрощённом порядке». Помимо преподавателей, за последние недели были задержаны 82 сотрудника министерства финансов, почти две сотни работников МИД, 70 военнослужащих и т.д. Основанием для ареста зачастую служит использование мобильного мессенджера ByLock. По версии правоохранительных органов, его применяют сторонники Гюлена, хотя скачать приложение может любой желающий.
Давлению подвергаются оппозиционно настроенные журналисты. 21 ноября к трёхлетнему заключению был приговорён редактор интернет-версии газеты «Кумхуриет» («Республика») Огюз Гювен. Ему вменили в вину… некорректно составленный заголовок к сообщению о гибели в автокатастрофе прокурора одной из провинций. Фразу «Грузовик переехал прокурора» посчитали оскорблением представителя власти и дополнительно «повесили» на журналиста симпатии к гюленистам и Рабочей партии Курдистана (РПК). Всего же в Турции находятся за решёткой почти 200 работников прессы — больше, чем в любой другой стране.
Общее число граждан, арестованных по обвинениям в неблагонадёжности, превысило 50 тысяч. Уволено более 140 тысяч госслужащих, закрыто свыше полутора сотен СМИ. Турецкие суды не успевают выносить приговоры. В октябре к пожизненному заключению приговорили очередную группу из 34 бывших военнослужащих. Как утверждается, они принимали активное участие в перевороте и готовили покушение на жизнь Тайипа Эрдогана. Перед зданием суда обвиняемых едва не растерзала толпа сторонников президента, действовавшая при явном сочувствии полиции. Опора власти на агрессивно настроенные группы националистов и исламистов — характерная черта сегодняшней страны. В ноябре они напали на агитаторов Коммунистической партии Турции в Анкаре, в результате чего пострадали два человека.
Настоящие армейские операции продолжаются на юго-востоке страны. Министр обороны Нуреттин Джаникли недавно похвастался о «впечатляющих результатах» в борьбе с Рабочей партией Курдистана. По его словам, с начала года убито 2304 боевика. Есть, однако, большие сомнения в том, что все жертвы были террористами. Стать объектом преследования можно за требование национального равноправия. Напомним, что в Турции сохраняются запрет на преподавание курдского языка в государственных школах и многие другие ограничения.
Рабочее движение фактически объявлено вне закона. Ссылаясь на режим ЧП, чиновники ограничивают протесты. Одобренная парламентом приватизация угольных шахт провинции Зонгулдак привела к забастовке. Около двух тысяч шахтёров отказались покидать забои. В итоге власти согласились отложить реформу, однако на горняков обрушились преследования. Каждому участнику стачки присудили штраф размером 944 лиры (14 тысяч рублей) за «незаконную забастовку».
Путь к абсолютной власти
Опору своей власти Эрдоган ищет в исламизме. Светские принципы, заложенные ещё при Кемале Ататюрке, в последние годы стремительно размываются. На 2018 год запланировано выделение рекордной суммы — 6,6 миллиарда лир (100 млрд рублей) — школам имам-хатыбов, готовящим духовенство. В светских школах введена новая программа. Ученики младших классов теперь заучивают мусульманские молитвы, а старшеклассников решили не «развращать» теорией эволюции. Происхождение человека отнесено к «ненужным» и «архаичным» темам. В ближайшие два года в Стамбуле должен появиться международный исламский университет, готовящий священнослужителей не только для Турции, но и для других стран мира.
Все эти меры являются частью курса по сосредоточению власти в руках президента страны. Напомним, что прошедший в апреле этого года референдум утвердил поправки в Конституцию. Согласно им, Турция стала президентской республикой с фактически неограниченными полномочиями главы государства. Ряд одобренных на референдуме изменений, однако, вступят в силу только после следующих выборов. Они состоятся в ноябре 2019 года, когда граждане будут избирать президента и парламент.
Эрдоган и его окружение стремятся обеспечить себе безусловную победу. Этим вызвана и кампания против Народно-республиканской партии. В провластных СМИ раздаются призывы к её запрету, поскольку НРП связана-де с Гюленом и «курдскими террористами». В парламент отправлены прокурорские запросы о снятии неприкосновенности с 50 депутатов партии. Один из них — Энис Бербероглу — уже приговорён к 25 годам тюрьмы за передачу журналистам данных о поставках турецкого оружия «Исламскому государству»*.
Много шума наделало создание «Хорошей партии». Организацию со столь незатейливым названием возглавила первая в истории Турции женщина-министр внутренних дел (в 1996—1997 годах) Мерал Акшенер. Долгое время она являлась депутатом от крайне правой Партии националистического движения (ПНД), однако выступила против решения руководства поддержать конституционную реформу. Старт новой партии можно считать успешным. К ней уже присоединились 5 депутатов, а социологические опросы сулят «Хорошей партии» уверенное прохождение в парламент.
Программа организации представляет собой пёстрый набор популистских лозунгов о борьбе с коррупцией, верховенстве закона, возврате к парламентскому правлению. В условиях разочарования части избирателей политикой Эрдогана Мерал Акшенер может отобрать голоса, в том числе у правящей Партии справедливости и развития. Коммунисты Турции вместе с тем предостерегают от напрасных иллюзий. Они напоминают, что Акшенер всегда придерживалась ультранационалистических взглядов. На посту главы МВД она немало сделала для того, чтобы замять так называемый Сусурлукский скандал, выявивший тесную связь правительства с правой террористической группировкой «Серые волки».
Идеологические уловки
Внешнюю политику Анкары также следует рассматривать через призму интересов правительства и тех сил, на которые оно опирается. В российских СМИ можно встретить утверждения, что Турция радикально порвала с Евросоюзом, США, НАТО и ищет сближения с Москвой. Это большое преувеличение.
Действительно, в последнее время в отношениях Анкары с Западом произошло немало скандалов. Очередную словесную пикировку вызвал инцидент во время учений НАТО в Норвегии, где на мишени для стрельбы были прикреплены изображения Эрдогана и Ататюрка. После этого Турция отозвала с манёвров своих военнослужащих, а советник президента Ялчин Топчу призвал пересмотреть контакты с Североатлантическим альянсом. В США продолжается судебный процесс над турецко-иранским бизнесменом Резой Заррабом. Его обвиняют в организации финансовых схем, с помощью которых Тегеран обходил санкции. При этом утверждается, что Зарраб был близок к семье Эрдогана. В ответ в Стамбуле задержали сотрудника американского генконсульства по обвинению в шпионаже.
Самой болезненной темой в отношениях Анкары и Вашингтона остаётся Сирия. США опираются на курдское ополчение, что сильно раздражает турецкие власти. Во время своего ноябрьского визита в Вашингтон премьер-министр Турции Бинали Йылдырым потребовал прекратить поставки курдам оружия, которое, по его словам, затем переправляется через границу и оказывается у боевиков РПК.
Однако к полному разрыву эти скандалы не привели и вряд ли могут привести в обозримой перспективе. Своими жёсткими заявлениями турецкое руководство лишь добивается более комфортных условий в составе того же НАТО. Это ясно выразил упомянутый выше Йылдырым. В интервью агентству Блумберг он объяснил покупку российских комплексов ПВО С-400 несговорчивостью альянса. «Турция рассчитывала на схожие американские и европейские системы, но не смогла получить их в необходимые сроки», — заявил премьер. В целом, продолжил Йылдырым, «тот факт, что мы вступили в оборонное сотрудничество с Россией, не умаляет наших обязательств как члена НАТО, совсем наоборот, это усиливает их. Мы не намерены отказываться от НАТО». Наконец, сам Эрдоган на встрече с руководством правящей партии 28 ноября заявил, что Турция и США возвращаются «на одну волну».
Внешнеполитическое маневрирование хорошо видно на примере отношений с Москвой. С одной стороны, наши страны заключают контракты о поставках газа и строительстве АЭС «Аккую». С другой — в Анкаре не устают повторять о «незаконной аннексии Крыма» и поддержке территориальной целостности Украины. В подтверждение этих слов Турция прекратила паромное сообщение и ввела запрет на заход в свои порты кораблей, прибывших из Крыма. Ещё ранее турецким судам запретили посещать полуостров.
Нескрываемая поддержка оказывается меджлису крымскотатарского народа, внесённому в России в список экстремистских организаций. По требованию Анкары из российских колоний были освобождены заместители председателя меджлиса: Ильми Умеров и Ахтем Чийгоз. В конце октября они прибыли в Турцию и были приняты в президентском дворце. Эрдоган передал через Умерова и Чийгоза слова поддержки организации, «работающей на благо крымскотатарского народа».
Расширяются связи Анкары с Киевом, что подтвердил визит на Украину Тайипа Эрдогана. Между странами заключены соглашения о совместном выпуске авиадвигателей, радиолокационных станций, приборов связи и навигации. Обсуждается материально-техническая помощь Турции украинским вооружённым силам и даже совместное производство баллистических и крылатых ракет.
Игру в собственных интересах турецкое руководство ведёт и в Сирии. Оправдывая свои действия созданием «зон деэскалации», Анкара ввела войска в провинции Идлиб и Алеппо, где уже создано несколько военных баз. Сирийское правительство выступило с протестом, но его позиция осталась неуслышанной. На встрече президентов России, Ирана и Турции в Сочи только представитель Тегерана потребовал учитывать мнение Дамаска. Москва же фактически поддержала Анкару — и это при том, что Турция продолжает поддержку «умеренных экстремистов».
Объяснение дипломатическому лавированию режима Эрдогана даёт Коммунистическая партия Турции. Во-первых, как указывают в КПТ, антизападные выпады рассчитаны на внутреннюю аудиторию. Они служат формированию образа независимой, патриотически настроенной власти и укрепляют авторитарный режим. «Антиамериканским шоу власть хочет очистить свои грязные руки», — заявил руководитель КПТ Кемаль Окуян. Во-вторых, турецкая буржуазия желает расширить своё влияние и получить новые рынки сбыта. Ради этого Анкара усиливает шантаж западных партнёров. Но, как подчёркивают турецкие коммунисты, граждане не должны поддаваться на эти уловки. «Выбор между национальной буржуазией и империализмом НАТО — идеологическая ловушка, — добавляет Окуян. — Невозможно приручить капитализм, создать более справедливую, патриотическую и мирную буржуазную систему. Пока сохраняется эксплуатация, рабочий класс продолжит страдать».
Единственный выход из ловушки — социализм. Как отмечается в заявлении КПТ, «истинные независимость и свобода немыслимы без социализма. Социализм — это условие выживания мира». Позицию коммунистов поддерживает всё больше людей. К 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции партия организовала массовые митинги и концерты в крупнейших городах страны: Анкаре, Измире и Стамбуле. Участие в них приняли тысячи человек. Отказываясь принимать навязываемые правила игры, они хотят жить в новой, социалистической Турции.
Автор: Сергей КОЖЕМЯКИН.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.