Публикуем материал, размещённый на Центральном сайте КПРФ.
На различных площадках, особенно в «новых медиа», а затем и в традиционных СМИ прошло активное обсуждение плюсов и минусов выдвижения «красного директора» из подмосковного «совхоза имени Ленина» Павла Грудинина кандидатом в президенты от КПРФ.
По итогам широкой общественной дискуссии можно сформулировать некоторые выводы. Речь, конечно, не идет о результатах всевозможных интернет-голосований в пользу Грудинина на «Эхо Москвы», «Говорит Москва» и прочих радиостанциях. И не о все более нарастающих вбросах про «капиталиста от коммунистов».
«Скелеты в шкафу» — это достояние каждого хозяйственника и политика. Вопрос в умении минимизировать их влияние.
Плюсы выдвижения:
- В условиях, когда в обществе, приверженном «мифу Путин», существует мощный запрос на перемены, но перемены созидательные, образ Грудинина может стать той самой фигурой, которая начнет символизироватьсозидательную альтернативу нынешней стагнации.
- Звучит даже спорное предположение, что выдвижение Грудинина — это «подстройка» под наиболее важные для избирателя (и чиновников) качества Путина. И здесь «бэкграунд» Грудинина, как доверенного лица Путина в 2000 году и разочаровавшегося члена «ЕР», способен принести пользу в привлечении к нему нетвердого провластного электората. Таким образом, Грудинин может привлечь к себе существенную часть того «красного» электората Путина, который симпатизирует КПРФ, но вынужден в силу разных причин пока голосовать за Путина.
- Грудинин способен представить избирателю проектный образ будущего на основе реальных социальных достижений «совхоза имени Ленина»: картинка «народного предприятия как «оазиса импортозамещения и социализма», с лучшей школой в Европе, замком — детским садом — это довольно притягательный продукт для электората.
- Отсутствие в списке кандидата от «СР» позволяет КПРФ более активно использовать вместе с Грудининым лозунги «справедливости» напрямую, без синонимов. Общественный запрос на справедливость на первом месте. И реальное воплощение идей социальной справедливости в конкретном «оазисе» в пустыне российского капитализма — это потенциально сильный ход.
- Малоизвестность Грудинина имеет и положительные стороны: любой «миф о Герое» начинается с того, что этот Герой приходит из неизвестности. «Замок добра и справедливости» в Подмосковье строился с 2010 года. Он имеет реальную историю и «миф», которые сформировались задолго до президентской кампании 2018 года. Кроме того,Грудинин не затеряется в недлинном списке реальных кандидатов в ходе нынешней кампании. КПРФ — это парламентская партия. И ее кандидат безусловно будет в фокусе общественного внимания.
- А это означает, что результат Грудинина неизбежно перейдет и на КПРФ. Поэтому «инвестирование в кампанию» – это «раскрутка» и образа партии, включая ее Программу;
- За Грудинина помимо части пропутинского электората могут проголосовать многие «рассерженные горожане»,видя в нем сравнительного молодого и динамичного оппозиционного политика. Не менее важно, что может его поддержать и село, ранее голосующее только за «главного кандидата»;
- Появление Грудинина в списке кандидатов – это существенная свежесть и повышение интереса к кампании: избиратель будет изучать и его личность, и Программу КПРФ гораздо более пристально, чем в случае привычного выдвижения Зюганова;
- Дополнительной «изюминкой» кампании Грудинина может стать поддержка со стороны радикального патриотического фланга. А это способно привлечь к КПРФ часть радикально настроенного «правого» и «левого» избирателя. Позитивно могут быть восприняты даже обвинения в «националистическом» прошлом Грудинина(http://www.compromat.ru/page_31878.htm);
- Активная поддержка Донбасса со стороны Грудинина – это тоже важный момент, позволяющий привлечь ту часть патриотического спектра избирателей, для которых тема Новороссии остается значимой;
- Участие Грудинина в избирательной кампании («свежего кандидата от КПРФ) – это довольно сильное повышение явки нетвердого, периферийного электората КПРФ, у которой на думских выборах на участки не пришла почти половина твердых сторонников. Проблема здесь лишь в идентификации Грудинина с КПРФ и решение проблемы узнаваемости.
- За Грудинина помимо части твердого электората КПРФ и части даже путинского электората могут проголосовать многие «рассерженные горожане» (видя в нем сравнительного молодого и динамичного политика), а также, что очень важно – село, ранее голосующее только за «главного кандидата»
- Кандидат Грудинин частично обесценивает лояльный власти предпринимательский «проект Титов» и в существенной степени может понизить отклик в мегаполисах на «проект Собчак».
- Таким образом, выдвижение П.Грудинина – это шанс дать широким массам реальный «образ созидательной альтернативы» и в условия путинской стагнации, и активного навязывания либерального сценария, привлекая к себе как часть электората Путина, так и «апатичного избирателя» вместе с частью либерально настроенных граждан. В этом случае Грудинин может реально набрать заметную долю голосов и «подпереть» Путина повесткой КПРФ, вытеснив на обочину и «Жириновского», и либералов. При освоении и развитии Грудининым наиболее содержательных положений программы КПРФ и активной патриотической, антилиберальной риторики, его участие в кампании – это шанс дать широким массам увидеть реальный «образ созидательной альтернативы» в условиях путинской стагнации и продавливания ультра-либерального сценария развития страны.
- Ключевой ограничитель для реализации вышеназванных потенциальных возможностей: нужны БОЛЬШИЕ ФИНАНСЫ для ускоренного решения проблемы известности, а также аналогичный доступ на ТВ, какой сейчас имеют Жириновский и Собчак. Без этого потенциальные плюсы могут так и остаться потенциальными. В отсутствии приемлемого финансирования кампании единственным эффективным «ассиметричным» вариантом способно стать использование партией современных сетевых технологий.
Минусы выдвижения:
- Базовая сложность: возможная реакция существенной части «ядерного» электората Зюганова на отсутствии в списке его фамилии. Такая негативная реакция может последовать в форме либо отказа прийти на выборы, либо голосования за Путина. Требуется специальная стратегия внимания КПРФ к таким слоям избирателей и купирования через привычные для данной части избирателей средства коммуникации с партией. Это и выступления Г. А. Зюганова в СМИ. Это и массированный выпуск традиционной печатной продукция партии, и работа телеканала «Красная линия» и радиогазеты «Слово», наконец, традиционная работа партийных агитаторов;
- Оппоненты, конечно же, будут пытаться использовать «единороссовское» прошлое Грудинина и его уязвимость как действующего предпринимателя. Это уже используется в качестве «мишени».
- Выгодным для либералов вариантом для критики могут стать неизбежные ошибки в построении кампании Грудинина. Объективные причины для этого имеются, так как работа структур КПРФ будет перестраиваться «под Грудинина» на марше. Возможно, даже идти без достаточной проработки тех или иных шагов и предвыборных действий. Понятно, что полностью минимизировать издержки от применения «фактора неожиданности» (а значит и недостаточной проработанности проекта «Грудинин») задача для КПРФ очень сложная и опять-таки требующая ресурсов в условиях дефицита времени.
В любом случае, в связи с неожиданной реализацией КПРФ «проекта Грудинин» можно констатировать начало отнюдь не традиционной выборной «рутины», а очень серьезного движения на всем предвыборном поле с различными векторами возможностей. Сам факт, что выдвижение Грудинина уже обесценило всю официальную предвыборную социологию, которая нарабатывалась более года — говорит о многом.
Однако куда приведет реализация, запущенных «красным лебедем» неожиданных процессов, вряд ли уверенно может сказать большинство экспертов.
Но еще раз подчеркнем: появился реальный шанс вытеснить либералов в маргинальную нишу, и сформировать «красную повестку», которую вынужден будет принять Кремль при любом исходе выборов.
Подготовили: Сергей Обухов, доктор политических наук
Алексей Богачев, психолог, Николай Волков, кандидат физико-математических наук.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.